№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «Ритм учебы. Влияние разных жанров музыки на внимание учеников.» |
2 | Актуальность исследования | Было обнаружено что в наше время в развитие мультимедийных технологий, ученики стали выполнять домашнее задание под музыку. Также многие учителя используют музыкальные произведения на уроках для улучшения концентрации. Как показали исследования, определенные жанры могут усиливать концентрацию и продуктивность, что важно для достижения высоких учебных результатов. Введение экспериментов поможет выявить, какие жанры наиболее эффективно способствуют улучшению внимания и усвоению материала. |
3 | Проблема исследования | Проблема исследования заключается в недостаточном понимании влияния различных музыкальных жанров на внимание и концентрацию учащихся во время учебного процесса. В современных образовательных учреждениях музыка нередко используется как фоновый элемент, но отсутствуют четкие рекомендации и научные обоснования относительно того, какие именно жанры способствуют улучшению или, наоборот, ухудшению внимательности и учебной активности. |
4 | Объект исследования | Внимание |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация исследовательской деятельности обучающихся направленной на формирование познавательного интереса через изучение влияния музыкальных жанров на внимание обучающихся. Для ученика: исследовать влияние разных музыкальных жанров на внимание учеников. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Изучить теоретический материал по теме исследования. Организовать проведение анкетирования среди обучающихся. Провести исследование. Зафиксировать результаты в дневник исследователя. Подвести итоги исследования. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что жанры музыки такие как: ло-фай и классика положительно влияют на внимание учеников. Предположим, что жанры музыки такие как: рок и джаз негативно сказываются на внимание учеников. |
8 | Методы исследования | Теоретические: анализ литературы, синтез. Практические: наблюдение, эксперимент. |
9 | Тип исследования | По продолжительности: краткосрочный. По организационной форме: групповой. По содержанию: внепредметный. |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный: Подводит обучающихся к теме исследования, через решение ребусов и просмотр видеоролика. Проводит анкетирование среди участников по теме исследования. Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи исследования. Организует распределение обучающихся по группам, распределение ролей внутри группы. Теоретический: Учитель организует беседу, обращаясь к личному опыту обучающихся. Выделяют несколько музыкальном жанров для работы над исследование. С помощью жеребьевки организует распределение жанров музыки между группами. Организует работу с информацией по теме исследования. Практический: Учитель организует деятельность по выдвижению гипотезы исследования. Учитель организует проведение исследования для подтверждения или опровержения гипотезы. Совместно с обучающимися подводятся итоги исследования. Фиксируют результаты в дневник исследователя. Аналитический: Учитель совместно с учащимися формулирует выводы. Учащиеся готовят рассказ о проделанной работе, отражающий результаты исследования. Презентационный: Каждая группа представляет результаты проделанной работы, демонстрируя созданные таблицы. Рефлексивный: Учитель организует подведение итогов проделанной работы. Учащиеся проводят анализ и оценку собственной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. |
11 | Практический этап (полное описание) | Цель исследования: исследовать влияние разных музыкальных жанров на внимание учеников. Гипотеза исследования: 1. Предположим, что жанры музыки такие как: ло-фай и классика положительно влияют на внимание учеников. 2. Предположим, что жанры музыки такие как: рок и джаз негативно сказываются на внимание учеников. Ход исследования: Разделение на группы. Разделение обязанностей внутри группы. Подготовка необходимого оборудования. Обучающимся предлагается выполнить тесты на концентрацию внимания под разные жанры музыки и засечь время прохождения с помощью секундомера. Зафиксировать результаты исследования в дневник исследователя. Оформить таблицу с результатами исследования. Жанр | Рок | Классика | Тишина | Время | | | | Обобщить и систематизировать результаты. Оформить выводы. Вывод: Жанр музыки … положительно/негативно влияет на внимание. Тишина способствует лучшей концентрации внимания нежели музыка. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Тесты на внимание, секундомер, дневник исследователя, наушники. |
12 | Продукт исследования | Таблица с результатами исследования, дневник исследователя. |
13 | Перспектива исследования | Выступление на научной конференции. Продолжение исследования с проведением более глубоких исследований, которые могут учитывать влияние различных факторов, таких как возраст, уровень подготовки и культурные особенности обучающихся на восприятие музыки во время занятий. |
14 | Используемые источники | 1. Мелл, Д. Л., & Боля, Дж. А. Психология музыки: как музыка влияет на наше поведение. 2. Музыка и учеба: как использовать звук для развития внимания. 3. Музыка и ее влияние на человеческий мозг. Документальный фильм. 4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 5. Тарская Е. В. Музыкальные жанры: от классики до современности. М.: Музыка, 2018. |