СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт проекта "Комнатные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт среднесрочного проекта для воспитанников средней группы "Комнатные растения"

Просмотр содержимого документа
«Паспорт проекта "Комнатные растения"»

Проект

«Комнатные растения»


Цель: формирование основ экологического мировоззрения, воспитание гуманного, осознанного отношения к природе; приобретение практических навыков в уходе за растениями.

Продолжительность проекта: 7-25 декабря.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель группы, родители.



Результаты проекта:

- расширение экологических знаний;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);

- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;

- приобретение практических навыков.

Задачи проекта:

1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.



Актуальность.

«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Г. – Х. Андерсен.


С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.

Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.

Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.

Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.


Ожидаемый результат проекта.


1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

3. Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

5. Приобретение практических навыков.

6. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).

7. Расширение экологической среды группы.

8. Активное участие родителей в жизни группы.





















Этапы работы над проектом.


  1. Подготовительный этап.

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Выбор оборудования и материалов.

4. Составить план проекта.

5. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

6. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о мире комнатных растений в начале проекта


  1. Основной этап.

Задачи:

1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.


  1. Заключительный этап.

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о мире комнатных растений в конце проекта

4. Определить перспективу на будущее.













Паспорт проекта.

Планирование работы для воспитанников.

День проекта


Форма работы

Цель

День 1 понедельник

Беседа: «Знакомство с комнатными растениями»


Наблюдение: «Комнатные растения украшают наш дом»


Самостоятельная деятельность детей: предметные картинки по теме «Комнатные растения»

Познакомить детей с комнатными растениями


Знакомить детей с растениями




День 2 вторник

Рисование: «Мой любимый цветок»



Наблюдение: «Сравнение комнатного и садового растения"



Самостоятельная деятельность детей: дидактическая игра «Найди по описанию растение»

Учить детей передавать в рисунке образ любимого цветка


Учить детей сравнивать комнатные и садовые растения, подмечать их различия



День 3 среда

ФЭМП: «Такие разные растения»




Наблюдение «Надо ли поливать растение?»



Самостоятельная деятельность детей: картинки из серии «Уход за комнатными растениями»

Учить сравнивать два растения по разным признакам: размер листьев, высота, форма листа


Дать детям представление о том, почему нужно поливать комнатные растения.



День 4 четверг

Коммуникация «Цветущие комнатные растения»


Аппликация «Герань»



Самостоятельная деятельность детей: дидактическая игра «Домино Цветы»

Познакомить детей с цветущими комнатными растениями


Учить детей передавать образ герани в аппликации



День 5 пятница

ФЦКМ. «Путешествие в мир растений»



Опыт: «Формирование корней у северных и южных растений (на примере фасоли»



Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры «Где растут цветы», «Цветочное лото»

Познакомить детей с разнообразием комнатных растений


Дать детям наглядные представления о различии формирования корней у растений юга и севера



День 6 понедельник

Беседа «Комнатные растения в интерьере»


Наблюдение-сравнение: «индивидуальные потребности некоторых растений (на примере кактуса и фиалки)»


Самостоятельная деятельность детей: настольные игры «Собери комнатное растение», «Выложи цветы – мозаика»

Продолжать знакомить с комнатными растениями


Дать детям представления о различии в уходе за растениями





День 7 вторник

Рисование цветными карандашами «Сансевьера»


Результаты опыта «Формирование корней у северных и южных растений»




Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры «Найди такой же», «Найди, о чем расскажу»

Продолжать учить передавать образ растения в рисунке


Дать детям наглядные представления о различии формирования корней у растений юга и севера



День 8 среда

Беседа: «Какие растения живут у вас дома»


Наблюдение: опрыскивание растений.




Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры «Чего не стало», «Большие и маленькие»


Продолжать знакомить с комнатными растениями


Дать детям представление о необходимости периодически опрыскивать растения.



День 9 четверг

Пластилинография «Волшебные цветы»




Наблюдение – опыт: какую воду любят растения.



Самостоятельная деятельность детей: рассматривание картинок из альбома «Дети поливают цветы»

Учить детей передавать образ фантазийных цветов методом «Пластилинография»


Дать детям представления о том, что растения нужно поливать чистой водой.



День 10 пятница

Чтение художественной литературы: Г-Х. Андерсен «Дюймовочка»


Опыт «Как дышат растения»




Самостоятельная деятельность детей: изучение строения листа под микроскопом

Познакомить детей со сказкой



Дать детям представления о том, как дышать растения, что они выделяют в воздух кислород.



День 11 понедельник

Развитие речи. Занятие по серии сюжетных картинок «Аленький цветочек»


Наблюдение: за протиранием широких листьев фикуса.


Самостоятельная деятельность детей: хороводная игра «Мы на луг ходили», дидактическая игра «Что изменилось»

Продолжать работу по развитию речи



Дать детям представления о необходимости периодически протирать листья растений




День 12 вторник

Беседа: что полезно комнатным растениям.


Трудовая деятельность: рыхление, протирание и полив растений в уголке природы.


Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»

Познакомить детей с понятием «подкормка растений»


Продолжать приучать детей к выполнению посильных заданий.



День 13 среда

Чтение художественной литературы – русская народная сказка «Привередица»


Просмотр презентации «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»


Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры «Цветочное лото», «Где спряталась матрешка»

Познакомить детей со сказкой.



Продолжать знакомить детей с комнатными растениями


День 14 четверг

Аппликация из ватных дисков и ватных палочек «Калла»




Наблюдение за рассаживанием цветка.




Самостоятельная деятельность детей: дидактические игры «Собери букет», «Найди цветок и его тень»

Учить детей передавать в своей работе образ цветка каллы в нетрадиционной технике аппликации.


Дать детям представления о том, что цветы периодически нужно пересаживать

День 15 пятница

Беседа: «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»



Рассматривание картотеки «Комнатные растения»

Подведение итогов проекта

Уточнить полученные в ходе проекта знания о комнатных растениях.


Закрепить полученные знания

















Планирование работы для родителей.

Неделя проекта

Форма работы

Цель

1 неделя

Создание мини-лаборатории по наблюдению за растениями и уголка опыта

Привлечь родителей к созданию мини-лаборатории для наблюдения за растениями, а так же посильное участие родителей в оформлении уголка опытов

2 неделя

Составление паспорта комнатных растений

Привлечь родителей к посильной помощи в создании паспорта комнатных растений для средней группы

3 неделя

Фотовыставка «Любимые цветы моего дома»

Совместно с родителями организовать фотовыставку. Привлечь родителей к посильному участию в фотовыставке.






















































Приложение к проекту «Комнатные растения»



Опыты с комнатными растениями в детском саду

В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ.

Цель эксперимента: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его.

Материалы: Комнатное растение бегония крапчатая.

Процесс:

 Поставить растение у окна на три – четыре дня.

 Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три- четыре дня.

Итоги: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.

Почему? Растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизм движение.



ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ.

Цель эксперимента: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы: Цветок в горшке, вазелин.

Процесс:

 Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев.

 Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев.

 Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.

 Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.

Итоги: Листья , на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.

Почему? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.



ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.

Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.

Материалы: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.

Процесс:

 Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.

 Поставить растение на 3-4 часа на солнце.

 Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.

Итоги: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.

Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.



РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ.

Цель эксперимента: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

Процесс:

 Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

 Оставить растения на неделю.

 Сравнить затем их цвет.

 Поменять растения местами.

 Оставить растения также на неделю.

 Сравнить опять растения.

Итоги: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Почему? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.



КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?

Цель эксперимента: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Материалы: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.

Процесс:

 Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).

 Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.

 Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.

 Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.

 Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.

 Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.

Итоги: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.

Почему? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого



ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.

Цель эксперимента: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Материалы: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.

Процесс:

 Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).

 Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.

 Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки - будущие корни.

 Поместить растение в емкость с водой на решётку.

 Закрыть плотно крышкой.

 Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).

 Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.

Итоги: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.

Почему? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.



РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ

Цель эксперимента: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.

Материалы: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.

Процесс:

 Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.

 Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет. . Понаблюдать за растениями и сделать вывод.

 Полить это растение и понаблюдать еще неделю.

Итоги: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.

Почему? Растение не может жить без воды и может умереть.





ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ

Цель эксперимента: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.

Процесс:

 Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).

 Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).

 Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).

 Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной.

Итоги: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.

Почему? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.



ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ

Цель эксперимента: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.

Материалы: Комнатное растение, подставка.

Процесс:

 Поставить цветок с горшком набок на подставку.

 В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев.

Итоги: Стебли и листья поворачиваются к верху.

Почему? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.







ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?

Цель эксперимента: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.

Материалы: Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.

Процесс:

 Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.

 Дети сажают черенки традесканции в разную почву.

 Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.

 Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель.

Итоги: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.

Почему? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.























Загадки о комнатных растениях.

Длинный, а не брус,

Полосатый, но не арбуз. (Сансевьера.)



Куст оконный и балконный,

Лист пушистый и душистый.

А цветки на окне –

Словно шапка в огне. (Пеларгония.)



На окошке у травы

Ноги выше головы,

А у бедного цветочка

Три лиловых лепесточка. (Традесканция.)



Этот доктор Айболит

На моём окне стоит.

Весь зелёный, будто ёлка.

Кашель есть? А насморк есть?

Быстро вылечит он всех. (Алоэ.)



На моём окошке

Поселился ёжик.

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него ножки?

Может он без шапки

От мороза съёжился? (Кактус.)

Он зелёный, а не луг,

Носит платье, а не пастух.

Он цепко висит, а не крюк,

На стенку влез, а не паук. (Плющ.)

















































Подвижные игры.

Подвижная игра «С цветами»

Дети строятся в две команды друг за другом. По сигналу первые игроки бегут до финиша, собирая бумажные цветы с пола, а от финиша до старта цветы нужно опять разложить по прямой линии. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.



Подвижная игра «За цветами»

Дети делятся на две команды друг за другом. Напротив каждой команды стоит стул с цветами. по сигналу первые игроки на двух ногах прыгают до стула, берут один цветок и прыгают назад к команде.



Подвижная игра «Нарисуй цветок»

Дети строятся в две команды. Напротив каждой команды – доска. Необходимо нарисовать цветок. Каждый участник рисует одну деталь.



Подвижная игра «Салки с цветком»

Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают цветок. по сигналу ведущий с цветком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. ведущий с цветком может передать цветок любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. таким образом ведущий с цветком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с цветком. Когда ведущий с цветком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дают цветок, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.



Подвижная игра «Покажи цветок»

Играющие делятся на две группы и выстраиваются в шеренгу друг против друга, держа руки за спиной. В центре между шеренгами стоит один игрок. В каждой команде выбирают ведущего, которому дают цветок. Ведущий позади своей команды незаметно вкладывает цветок в руку одному из детей. После этого игрок в центре даёт команду: «Покажи цветок!» Дети с цветами должны выбежать и отдать свой цветок ведущему. Побеждает тот, кто быстрее отдаст цветок.





Подвижная игра «Цветы»

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких. По жребию (считалке) выбранный цветок, например «Мак», начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например астра. «Астра» бежит, а «Мак» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет своё название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка.



Подвижная игра «Посади цветы»

Дети делятся на две команды и становятся в колонну друг за другом. На расстоянии 4-5 метров напротив каждой команды стоит стул. На нём лежат искусственные цветы и стоит детское ведро с песком. По команде первые игроки добегают до стула и ставят один цветок в «горшок» (ведро с песком), обегают стул и, прыгая на двух ногах, возвращаются к своей команде, встают в конец колонны. Как только игроки перепрыгнут через стартовую линию, бег начинает другой игрок.



























































Картотека наблюдений за комнатными растениями.

Карточка 1

Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями.

Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату.

Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п.


Карточка 2

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со способом ухода за комнатными растениями – поливом, предметами для работы. Показать, как нужно правильно поливать растения (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно, под растение).

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ГЕРАНЬ»

На окне в такую рань,

Распустилась герань.

Круглые листочки

Пышные цветочки

Индивидуальная работа по обучению правильному поливу растений (на первых порах держа руку ребенка с лейкой)


Карточка 3

ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т. п. Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете, тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы.


Карточка 4

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ.

ЦЕЛЬ: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначения комнатных растений: они красивые, украшают комнату

При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т. п.


Карточка 5

МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ.

ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями.

НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ «С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ»

ЦЕЛЬ: Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода).

НАБЛЮДЕНИЕ -  Результаты опыта «С водой и без воды».

Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли.


Карточка 6

Наблюдения за комнатными растениями

Цель: Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах.

Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета) и цветы (красивые, дать возможность понюхать их.

Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать?

Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение.

Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое.


Карточка 7

«Уход за комнатными растениями»

Цель: Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями.


Карточка 8

«Растения, которые живут в нашей группе»

Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра, дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться

Материалы: кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки.

ний, уборка инвентаря.


Карточка 9

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА.

ЦЕЛЬ: Знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем. Учить осторожно, протирать влажной тряпочкой широкие листья растений.

Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о характерных особенностях внешнего вида комнатных растений, их названия. Закрепить понятия «большие» – «маленькие». (Найти растения с большими и маленькими листочками, большое и маленькое растение, растения в большом и маленьком горшочке и т. п.)

Поручения под руководством воспитателя: полив влаголюбивых расте

Карточка 10

МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.

ЦЕЛЬ: Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями, но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ). Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья.


Карточка 11

НАБЛЮДЕНИЕ .

 Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями.

Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ»

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в названии растений, учить их несложному описанию внешнего вида растения. (Нади растение похожее на травку, дерево; найди растение похожее на картинку, модель, как на фото; найди два похожих растения и т. п.)

Поручения при поливе растений: налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе.


Карточка 12

"Путешествие в страну цветов"

Цель: Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Вводная часть: приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов. _

1.Дидактическая игра "Раз, два, три — цветок найди"

2. Заполнение «Волшебной пустографки».

3. Пальчиковая гимнастика «Цветочек».

4. Словесная игра "Скажи наоборот".

5. Самостоятельная деятельность детей.

Заключительная часть: беседа о путешествии в Страну цветов.


Карточка 13

«Знакомство с геранью»

Цель: Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань.

Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он?








Карточка 14

Рассматривание герани его цветков, листьев.

Цель: Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы, учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями.

Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми.

Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать.


Карточка 15

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ.

ЦЕЛЬ: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, изменениями в их развитии. Закреплять знания цветов и оттенков. Развивать сенсорный опыт.

(данные наблюдения проводить по мере зацветания растений в течение года)

Поручения во время ухода за комнатными растениями: полив растений, наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря.


Карточка 16

«Знакомство с фикусом»

Цель: Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям.

Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода.


Карточка 17

Рассматривание фикуса (стебель, листья) .

Цель: Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним.

Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня.

Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса.


Карточка 18

Наблюдения за комнатными растениями

Цель: Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку.

Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать).


Карточка 19

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений

Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка.

Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.


Карточка 20

«Знакомство с бегонией»

Цель: Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям.


Карточка 21

«Мои зелёные друзья»

Цель: Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя.

1. Рассматривание паспорта комнатных растений. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями.


Карточка 22

«Знакомство с примулой»

Цель: Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы.

2. Д/игра«Загадай, мы отгадаем».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой.




Карточка 23

«Комнатные растения, похожие на кустик»

Цель: Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами: деревьями, кустиками.

2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями.

3. Д/игры«Продайте то, что назову»«Найди, о чём расскажу»«Найди растение по названию».


Карточка 24

«Знакомство с традесканцией»

Цель: Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции.

2. Д/игра«Найди, о чём расскажу».

3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.


Карточка 25

«Описание комнатного растения»

Цель: Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени)

2. Д/игра«Опишите, я отгадаю».

3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением.

4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями.


Карточка 26

«Поможем зелёному другу»

Цель: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения.

2. Д/игра«Цветовод»

3. Создание альбомов«цветы-как травка»«цветы-как дерево»«цветы-как кустик»










Карточка 27

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ.

ЦЕЛЬ: Привлекать детей к наблюдениям за комнатными растениями, за изменениями в их развитии. Учить видеть красоту в цветах, развивать сенсорный опыт.

(Данные наблюдения за цветущими растениями проводятся по мере их цветения.)

Д/игра «ОДИН И МНОГО»

ЦЕЛЬ: Учить детей несложному описанию внешнего вида растений, развивать наблюдательность. Учить моделировать растения. (К растению с одним цветком подобрать изображение; найти растение, у которого много).

Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т. п.)


Карточка 28

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку). Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений, учить сравнивать их между собой.

Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии


Карточка 29

НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ «НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ?»

ЦЕЛЬ: Формировать у детей избирательный подход к поливу растений одним из способов: по осязанию (сырая земля липкая, сухая – сыпучая). Развивать сенсорный опыт (рассматривание образцов сырой и сухой почвы)

Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о комнатных растениях. Учить узнавать растения по фотографии, картинке, модели. Учить объяснять свой выбор, сравнивая фото и объект.

Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии




Карточка 30

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше»«меньше».

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.




Карточка 31

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения.

Д/игра «ЦВЕТОВОД»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о строении и характерных особенностях внешнего вида растений, их названия. Учить составлять модели комнатных растений.

Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место.




Карточка 32

МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

ЦЕЛЬ: Обобщить и закрепить знания детей о комнатных растениях, их потребностях и элементарных способах ухода за ними. Уточнить знания о строении растения и о функциональном значении его частей. Закрепить названия известных растений. Воспитывать интерес к комнатным цветам и желание за ними ухаживать в дальнейшем.

Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря.