Цель исследования: изучить свойства и состав воздуха и осветить данную тему в видео. Гипотеза исследования: предположим, что воздух имеет свойства, о которых мы даже не задумываемся. Методы исследования: изучение материала по теме, анализ, систематизация и обобщение. Теоретические: работа с интернет источниками, анализ текста. Практический: проведения опытов по группам, мозговой штурм, разработка идей по сценарию ролика, съемка, монтаж. Оборудование: раздаточный материал, планшеты, смарт-доска, видеокамера. Ход исследования: Подготовительный этап: коллективный выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана и выбор методов. Обучающиеся оформляют все данные в распечатанных преподавателем дневниках исследования. Теоретический этап: Обучающиеся делятся на группы, проводится работа с интернет источниками, распечатками. Набирается материал, из текстов обучающие выделяют для себя состав воздуха, некоторые его свойства, которые мы не можем проверить практически в кабинете. Происходит анализ текста. Кратко заполняется дневник исследования. Выявляется проблема, по которой составляется исследование. Пишется черновой сценарий, планируется то, что нужно будет сделать и отразить в видеоролике. Сформулировать небольшой вывод по полученной информации на теоретическом этапе. Практический этап: обучающиеся в группах оформляют опыты. Опыты знакомят обучающихся со свойствами воздуха, о которых некоторые и не догадывались раньше. На теоретическом этапе класс был поделён на группы, в данных группах продолжается работа. Каждая группа проводит свой опыт, а затем презентует результат перед классом. Преподаватель контролирует класс, а также записывает все опыты на видео для того, чтобы потом вставить их в видеоролик. Группа №1. Занимает ли воздух место? Обучающимся предлагается надуть целлофановый пакет и шарики, а затем легко надавить на него. Исходя из этого обучающиеся могут сделать вывод, что воздух занимает место. Группа №2. Есть ли сжимаемость и упругость у воздуха? Обучающиеся берут шприц и тянут поршень, так чтобы шприц заполнился воздухом. Далее нужно заткнуть пальцем отверстие вверху шприца. С силой надавить на поршень, затем отпустить его. Из-за сильного давления воздуха внутри шприца поршень выстреливает с большой силой, возвращаясь в исходное положение. Из-за надавливания на поршень воздух внутри шприца сжимается, что приводит к увеличению силы, с которым он воздействует на стенки шприца и на палец. Когда поршень возвращается в исходную позицию, сжатый воздух расширяется и снова заполняет весь шприц. Вывод: воздух сжимаем и упруг. Группа №3. Как услышать воздух? Обучающимся раздаются трубочки. Подув в пластиковую трубочку, ребята слышат звук. Звук возникает тогда, когда дрожит воздух. Вывод: воздух можно услышать. Группа №4. Можно ли почувствовать воздух? Обучающимся раздаются шарики и предлагается их надуть, но не завязывать. Далее нужно прислонить его к щеке и дать сдуться. Таким образом почувствуется движение на щеке. Сложить из бумаги веер и помахать им перед лицом. Вывод: воздух можно почувствовать. Группа №5. Может ли воздух проводить тепло? В два стакана наливается горячая вода. Один стакан ставится на стол, а другой стакан ставится на пустую коробку. Стакан с водой, стоящий на столе, остынет медленнее, чем стакан, стоящий на коробке, потому что в коробке содержится воздух, а он плохо проводит тепло. Вывод: воздух плохо проводит тепло. Далее говорится о том, какой воздух удивительный: мы его не можем увидеть, не можем потрогать. Съемка видео, монтаж видео. Представление своих результатов перед одноклассниками. |