СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание в условиях сельской школы

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представляет собой анализ возможностей программы учебного предмета "Музыка"для патриотического воспитания подрастающего поколения. Материал включает  примеры из опыта работы в сельской школе и позволяет сделать заключение о необходимости и плодотворности этой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в условиях сельской школы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

в условиях сельской школы

«… Человеку нельзя жить без родины,

как нельзя жить без сердца».

Г.К.Паустовский.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Особо стоит уделить внимание таким образовательным организациям как сельские малокомплектные школы, которые являются важной ступенью социализации детей и молодежи. Недостатки сельской жизни особенно заметно проявляются в области культуры: отсутствие театров, музеев, концертных залов, развитой сети дополнительного образования. Это существенно обедняет возможности развития духовно-нравственной сферы детей и подростков. С другой стороны, непосредственная близость к природе, жизнь в относительно ограниченном социуме, где каждый каждого знает, даёт свои преимущества: детям не нужно доказывать, что родной край прекрасен, что заботясь об окружающих и о порядке в своём селе, они получают в ответ доброе отношение и возможность видеть результаты своих усилий по благоустройству малой Родины. Педагог сельской школы имеет необходимые возможности для воспитания патриотизма на уроках музыки. Это играет значительную роль, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Работа в этом направлении является одной из важных сторон воспитания и развития личности на уроках музыки через эмоционально-чувственное воспитание обучающихся. Для уроков музыки необходима особая эмоциональная атмосфера, которая вызывает у ребят определённые настроения и переживания. Сосредотачивая внимание учащихся на слушании музыки, побуждая их к самостоятельному размышлению, анализу музыкальных произведений, он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность.

В программы по предмету «Музыка», «Искусство» включены произведения русских композиторов, лучшие образцы народной музыки, которые способствуют развитию патриотических чувств. Такие чувства как: любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите – мы переживаем в русских народных песнях: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Вниз по матушке, по Волге», в опере «Иван Сусанин» М.И.Глинки, кантате «Александр Невский» С.С.Прокофьева, симфонии № 4 П.И.Чайковского и многих других произведениях.

Раздел программы «Музыка моего народа» — имеет особое значение для патриотического воспитания учащихся. Учитель сельской школы вправе включать в содержание урока и местный материал: старинные песни, исполняющиеся издавна, органично вписывать в тему обряды и обычаи, использовать элементы танцевальных движений, театрализации в сочетании с пластическим интонированием. В такой деятельности дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. У младших школьников на уроках музыки, на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будут формироваться качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Важная тема в школьном музыкальном образовании - один из главных государственных символов, Гимн Российской Федерации. Перед разучиванием необходимо познакомиться с историей создания, с краткими сведениями об авторах текста и музыки, что способствует повышению интереса и эффективности освоения. Интересное творческое задание по итогам урока может включать в себя попытку создания гимна родного села, включающего характерные особенности подобного произведения (пусть даже в виде небольшого сочинения), своей семьи, школы.

Изучая героическую тему в русской музыке, нельзя не коснуться страниц истории нашей Родины. Изучение кантаты «Александр Невский», созданной С.С.Прокофьевым, помогает вспомнить события, произошедшие в 1240 году (Невская битва) и в 1242 году (Ледовое побоище). Автор удивительно точно передал в музыке ощущение исторической эпохи. Бездушную «железную» маску крестоносцев передают особые оркестровые и гармонические приёмы. Русские воины изображены песенными мелодиями то печальными и скорбными, то величавыми и героическими.

Разговор о силе духа, мужестве, храбрости, героизме идёт при знакомстве с произведениями о Великой Отечественной войне: симфонией №7 Д.Д. Шостаковича, песнями: «Священная война» А.В. Александрова на слова В.И. Лебедева-Кумача, «Журавли» Я.А. Френкеля на слова В.Г.Харитонова, «Баллада о солдате» В.П.Соловьёва-Седова на слова М.Л.Матусовского и многих других. Ребята с болью говорят о военных событиях, вспоминают об односельчанах, погибших на войне или пропавших без вести.

Наиболее ярко патриотические чувства проявляются, когда учащиеся в момент исполнения произведений видят историческую хронику. Возможности Интернета, даже в самой отдалённой сельской школе, позволяют найти документальные кадры и музыкальные произведения, созданные и звучащие в годы войны. Они помогают осознать трагедию, которая нависла над Родиной и задуматься, какая сила заставила людей идти защищать Родину, не щадя своей жизни. Разученные произведения военных лет могут прозвучать во внеурочной деятельности: на концертах, посвящённых Дню Защитника Отечества, Дню Победы, в программе митингов у обелисков, памятников воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В общеобразовательной школе с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области вопросам патриотического воспитания уделяется значительное внимание. В 2015 году школе было присвоено имя Героя Советского Союза Николая Максимовича Тюсина. Ч честь этого события прошёл концерт, в котором звучали музыкальные и литературные произведения военных лет. Среди приглашённых находились односельчане – труженики тыла, дети войны: их рассказы, воспоминания создавали неповторимый эффект погружения в тяжёлые тыловые будни, заставляли прочувствовать школьников все ужасы войны. С 1992 года в школе работает краеведческий музей «Родничок». Его помещение было использовано для проведения «Осенних посиделок» с исполнением старинных трудовых, календарных песен, с конкурсом пословиц и поговорок, с выставкой рукоделия. Как нельзя более логично вписалось это мероприятие в интерьер музея, с его экспонатами, собранными силами самих учащихся, родителей, учителей. Несомненно, что такие формы работы находят яркий эмоциональный отклик в душах детей.

Сложность воспитательного процесса в музыкальном образовании определяется рядом моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при коллективной форме занятий необходимо учитывать возможности каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по содержанию задача на разных ступенях общего и музыкального развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с существенными отличиями. Обязательным качеством уроков музыки являются их эмоциональная насыщенность, творчески активное, эстетическое отношение учащихся к любому выполняемому заданию.

Работа над воспитанием патриотических чувств приносит хороший результат при использовании новых методов, форм, приемов и средств обучения. Повышают активность обучения коллективные формы работы, самостоятельный подбор интересного материала при подготовке к уроку, исполнение полюбившихся произведений. Свои мнения и наиболее яркие впечатления от урока учащиеся могут отразить в различного рода творческих работах: сочинениях, иллюстрациях, проектах, стихах и песнях.

Проблема привития любви к Родине неразрывно связана с воспитанием семейных ценностей, с формированием представлений о семье как основе российского общества, о правах и обязанностях семьянина, уважительного отношения к родителям, осознанного отношения к старшим и младшим. Именно в селе близость нескольких семейных поколений, более тесные отношения с соседями помогают школе успешно вести работу в этом направлении. Учитель имеет возможность реализовать воспитательные моменты при разучивании песен о маме, бабушке; песен о труде, дружбе, взаимовыручке. Совместная деятельность детей и родителей на внеклассных мероприятиях создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу и взрослым при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, объективнее в оценке своих действий и поступков. Тема труда, органично включённая в семейные праздники, также способствует осмыслению ребёнком своего места в мире, осознанию необходимости уважения к людям труда, стремлению принести пользу семье, обществу, Родине.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование личности человека с активной гражданской позицией. Воспитывая патриотизм, нравственность, сочувствие, доброту, мы учим уважать, ценить и беречь историческое наследие нашей страны, традиции, обычаи, а главное – любить свою Родину, свое Отечество.

Патриотическое воспитание должно способствовать выработке толерантного мышления, включающего, с одной стороны, - приверженность своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а, с другой - уважение и открытость ко всем другим национальным и духовным системам и традициям.