«Педагог на защите прав детей»
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действие со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают его правам и благополучию.
Насилие в семье – проблема скрытая, «спрятанная», завуалированная. Дети не говорят об этом, т.к. не могут высказать, не понимают ненормальности явления. Взрослые не заинтересованы в разглашении такой информации.
Взрослые не задумываются о том, что угрозы, грубость, унижение ребенка, шлепки и подзатыльники могут квалифицироваться как насилие. Даже если в результате такого обращения ребенок получает травму, то родители расценивают ее как несчастный случай.
За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 15 тыс. женщин погибает от рук супруга, 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. До 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.
Более 50 тыс. детей в течении года уходят из дома, спасаясь от родителей.
Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе. В Тульской области сегодня 37 тысяч семей находятся в трудной жизненной ситуации. И это означает, что дети в этих семьях регулярно сталкиваются с недоеданием, избиением, а порой и сексуальным насилием. Согласно цифрам статистики, 52% родителей бьют своих детей. Из них 53% мужчин и 40% женщин.
Жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.
Опасными социальными последствиями насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Драматический результат насилия родителей над детьми состоит в том, что насилие порождает насилие. Доказано, что дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся родителями, то появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных родителей.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, постоянные финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования;
негативные семейные традиции;
нежелательный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
«трудный» ребенок
Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством в российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми.
Административная ответственность.
Министерством труда и социальной политики ДНР издан приказ № 7/5 от 22 января 2016 года «О создании Координационного совета по защите прав детей и социальной поддержке семьи». Приказом утверждено Положение о Координационном совете по защите прав детей и социальной поддержке семьи при Министерстве труда и социальной политики Донецкой Народной Республики. Координационный совет создан в целях обеспечения согласованных и эффективных действий государственных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики и местных администраций, учреждений и организаций всех форм собственности, осуществляющих реализацию государственной политики в сфере защиты прав, свобод и законных интересов семьи и детей, социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, принятия дополнительных мер по улучшению положения семьи, женщин и детей в Республике.
Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 КоАП РФ). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
ст. 111 УК ДНР - доведение до самоубийства
ст. 112 УК ДНР - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
ст. 113 УК ДНР - умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
ст. 114 УК ДНР - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
ст. 116 УК ДНР - умышленное причинение легкого вреда здоровью
ст. 117 УК ДНР - побои
ст. 118 УК ДНР - истязание
ст. 119 УК ДНР - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности
ст. 120 УК ДНР - угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
ст. 125 УК ДНР - неоказание помощи больному
ст. 126 УК ДНР - оставление в опасности
ст. 133 УК ДНР - изнасилование
ст. 134 УК ДНР - насильственные действия сексуального характера
ст. 135 УК ДНР - понуждение к действиям сексуального характера
ст. 136 УК ДНР - половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
ст. 137 УК ДНР - развратные действия
ст. 162 УК ДНР - неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
ст. 163 УК ДНР - злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных детей
Гражданско-правовая ответственность.
Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
ст. 69 СК РФ - лишение родительских прав
ст. 73 СК РФ - ограничение родительских прав
ст. 77 СК РФ - отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью
Любая форма внутрисемейного насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.
Действия педагога в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок стремится скрыть синяки, царапины, раны;
ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
у ребенка появился энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, педагогу необходимо:
похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
оградить ребенка от реакции других детей;
уделить ребенку максимум внимания;
дать понять, что проблему можно решить.
Конкретная индивидуальная работа с ребенком:
Если ребенок обратился к Вам за помощью или Вы сами увидели признаки насилия, то:
подключите медицинского работника, чтобы обследовать ребенка, оказать ему медицинскую помощь, зафиксировать следы побоев;
подключите психолога, который обследует ребенка; окажет ему психологическую поддержку;
направьте сообщение в ОВД о выявленном факте жестокого обращения с ребенком с приложением медицинской экспертизы и психологического заключения;
направьте сообщение в КДН и органы опеки и попечительства.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРАВА РЕБЕНКА»
1. Ф. И. О.________________________________________________________
2. Какие документы о правах ребенка Вы знаете?_______________________
3. Какие права детей Вы знаете?______________________________________
4. Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?______________
5. Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?________________
6. Какая позиция преобладает в общении? («сверху», «рядом», либеральная)_______________________________________________________
7. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком: (концепцией воспитания и обучения, примером воспитания детей другим педагогом)_______________ ____________________________________
8. Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей?_______________________ ________________________
9. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?________________________________________________________
10. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии или по имени)_______ ___________________________________________________
11. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)_______ __________________________
12. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________
13. Опишите ваши методы наказаний_________________________________
__________________________________________________________________
14. Кто ответственен за охрану прав детей?_____________________________
15. Что может сделать педагог для защиты прав детей?______________________
Ситуационные задачи
Задача « Нужны ли ребёнку права?»
В известной сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», нарушено право ребенка_____________________________________________: мачеха, послала сироту в декабрьскую стужу в лес, за подснежниками приказала не возвращаться без них. В сказке французского писателя Ш.Перо «Золушка», нарушено право_______________________________. В сказке замечательного детского сказочника Г.-Х. Андерсена «Снежная королева» нарушено право ребёнка жить со ___________________________. В сказке С. Михалкова «Три поросенка» нарушается право малышей____________________________________________________________. В сказке «Волк и семеро козлят» лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой обаятельной личности совершило _________________на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. А в реальной жизни всё ли благополучно с правами ребёнка? Могут ли современные дети защитить свои права?_____________________________________________
Ситуация 1.
Света всегда приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на “побрякушки”, которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Ситуация 2.
К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации.
1 - на заботу и попечение родителей
2- отдохнуть, поиграть, повеселиться
3- своими родителями.
4- спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяевами
5- покушение