СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагог в инновационном образовательном пространстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагог в инновационном образовательном пространстве»

«Педагог в инновационном образовательном пространстве»

Рамазанова З.М.

доцент кафедры филологии и развития общего образования

ГБУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования»

г. Махачкала

E-mail: [email protected]

Анотация. Проблема качества образования остро стоит на всех его уровнях, в том числе и в рамках среднего специального  образования. Вопросы качества образования влекут за собой обращение к проблемам инноваций. Заметную роль в процессе преобразования учебных заведений играют педагогические коллективы, важнейшей характеристикой которых является способность к созданию инновационного образовательного пространства.

Ключевые слова: инновационное образовательное пространство, обучения в сотрудничестве, компьютерные технологии, Интернет-ресурсы.

Teacher in the innovative educational space

Ramazanova Z. M.

associate Professor of the Department of philology and general education development

GBU DPO RD « The Dagestan Institute of education development»

Makhachkala

E-mail: [email protected]

Abstract. The problem of the quality of education is acute at all levels, including secondary special education. Questions of quality of education entail an appeal to the problems of innovation. A significant role in the process of transformation of educational institutions is played by teaching staff, the most important characteristic of which is the ability to create an innovative educational space.

Keywords: innovative educational space, training in cooperation, computer technologies, Internet resources.

В настоящее время инновационное образовательное пространство рассматривается как взаимодействие инновационных образовательных систем и их компонентов, обеспечивающих не только получение знаний, умений и навыков, но и осуществление личностных изменений, направленных на формирование активных субъектов образовательного процесса.

Чрезвычайно актуально оптимизировать образовательное пространство техникумов и колледжей в условиях инновационных изменений. Решая данную задачу, необходимо создать в инновационном образовательном пространстве условия  и стимулы для развития мотивации студентов, навыков самоанализа на коллективном и индивидуальных уровнях,  а также формирования  инновационного поведения у обучающихся и педагогов, предполагающего проявление инициативы, самостоятельности и ответственности в выборе творческих, неординарных решений.

Новая школа сегодня – это, прежде всего, новый стиль профессионального педагогического мышления, ориентация на будущее. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, менять сложившиеся подходы к образованию, изменить позиции и педагога и учащихся к результатам своей деятельности.

Прежде всего, в свете концепции о сущности новой школы важно сформировать инновационное содержание образовательного процесса школы, наполнить предоставленные условия инновационным контекстом. Составляющими инновационного образовательного пространства являются: материальная база, высококвалифицированные кадры, применяемые технологии, в том числе компьютерные с целью реализации ФГОС и постоянное саморазвитие учителя. Рассмотрим каждую составляющую отдельно.

1. Школе необходимо предоставить самые современные материальные составляющие учебного процесса. Это:

- современные УМК, которые могут обеспечить работу по ФГОС, в том числе и зарубежные учебники.

- компьютеризованные рабочие места с обязательной интернет - связью у каждого преподавателя, ученика с целью организации коммуникации с носителями языка;

- интерактивные доски, телевизоры, компьютеры с локальной сетью с целью создания ситуаций общения, проектных, творческих работ;

- наглядные пособия со страноведческим материалом с целью знакомства учащихся с культурой страны изучаемого языка;

- электронные библиотеки на иностранных языках.

2. Кадры – это учителя иностранных языков, владеющих иностранными языками на высоком коммуникативном уровне и владеющими на теоретическом и практическом уровнях подходами к обучению в современной школе. Роль учителя сегодня резко изменилась. Поменялись прежде всего:

- подход к обучению: от информативного к мыследеятельностному;

- предмет работы учителя: от развития памяти и речи ученика к мышлению и деятельности ученика;

- стиль работы учителя на уроке: от авторитарного стиля к отношению партнерства.

Инновационность в кадровой политике заключается в том, чтобы создать такие условия работы, которые обусловливали бы возможность творческой деятельности учителей. Сюда входит:

- наполняемость классов, языковых групп;

- обеспечение достойной заработной платы;

- создание условий для непрерывного повышения квалификации, самообразовательной работы учителей.

3. Использование новых технологий и участие учителя в инновационных образовательных процессах, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, ее оптимизацию.

Сегодня школе нужны учителя нового поколения, нового типа, стоящие на ступень выше, а именно ступень профессионального мастерства, под которым понимают доведенную до высокой степени совершенства лингвистическую компетентность, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Для современного учителя иностранного языка приоритетным является использование инновационных технологий, развивающего чтения, метода проектов, личностно-ориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, компьютерных технологий, Интернет-ресурсов и т.д.

Однако при освоении новых педагогических технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, его самоактуализация. Процесс самоактуализации выступает как основной механизм саморазвития.

Саморазвитие требует особых качеств личности педагога, осваивающего новые педагогические технологии. Они включают: вариативность мышления, эмпатийность, толерантность (терпимость к инакомыслию, к особенностям традиций, обычаев других народов), коммуникативность (как культура диалога), рефлективность, способность к сотрудничеству и др.

Высшим уровнем квалификации учителя иностранного языка является педагогическое творчество. Это уровень новаторства, когда учитель выдвигает и реализует новые, прогрессивные идеи, принципы, приемы в процессе обучения и воспитания.

Для учителя проект – это реальная возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Наиболее значимыми проектами для учителя могут стать такие, как создание авторской программы обучения, проектирование индивидуальных программ по формированию учащихся УУД, проектирование плана воспитательной работы с «трудными» детьми и т.д.

Интернет-технологии также являются немаловажным фактором развития учителя. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике УВП, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоническому вхождению учителя в информационное общество.

В личностном развитии интернет-технологии выступают как фактор развития, прежде всего, познавательной самостоятельности в реализации требований ФГОС. Поиск информации в Интернет-ресурсах, активное отношение к овладению знаниями, а также активное использование знаний в практической деятельности, участие в вебинарах, on-line конференциях формируют свою мотивационную, эмоциональную, коммуникативную среду, дает определенную грамотность в работе с материалами.

Огромную роль в организации методического инновационного пространства должны сыграть районные и городские методические центры, ассоциации, объединения учителей, которые призваны создать условия для удовлетворения информационных, учебно-методических потребностей педагогов, их профессиональных амбиций.

Таким образом, реализация перечисленных условий позволит создать инновационное пространство для развития учителя, что, в конечном итоге, будет способствовать значительному повышению качества лингвистического образования.



Библиографический список

  1. Аристова Л.П. Воспитание познавательной самостоятельности школьников. Казань, 2005 г.

  2. Клейман Т. Возможности использования информационных технологий. М., Просвещение, 2006 г.

  3. Материалы журнала ИЯГШ за 2010-2014 гг.

  4. Хуторский А.В. Инновации в образовании. М., Издательство «Унц ДО», 2005 г.