Педагогическая деятельность учителя музыки
МБОО «Хара Алданская СОШ им ГВ Егорова»
Старостиной АР
При обучении урока музыки использую методики Кабалевского ДБ – как с глубинным содержанием, ТИ Баклановой как с интересным содержанием, ЭБ Абдуллина как методику специально для нас, как связь музыки с жизнью. К Орфа и З Кодая как опора на народную музыку, как релятивную систему обучения, музицирования на оркестре детских инструментов. Методика ЕИ Юдиной – как учебно-образовательно-игровая деятельность, которая наиболее подходит для занятий в соответствии с ФГОС. Методику НГ Алтуховой для Развития речи и Развития фонематического слуха.
Использование учебно-методической литературы в ведении предмета Музыка:
1 «Музыка» ЕД Критская, ГП Сергеева, ТС Шмагина. 1,2,3,4,5,6,7,8 классы. М, «Просвещение», 2016.
2 «Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль» ТА Затямина, М, «Глобус», 2010, 169с.
3 «Поурочные разработки по музыке», МА Давыдова. 5 кл. М, «Вако», 2016, 236с.
4 «Научитесь слышать звуки» НГ Алтухова, СПб, «Лань», 2009, 112с.
5 «Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития» ЕИ Юдина. М, «Аквариум», 2007, 272с.
6 В программе индивидуальных внеурочных занятий для обучающейся 1кл Г.Т. использую методику «Арт-терапии»
Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое», никогда не повторяясь. Для меня всегда важно творческое единение с детьми.
Стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Занятия вокалом – это и дыхательная гимнастика, и раскрытие в ребёнке скрытых потенциалов, эмоциональное сопереживание, и развитие индивидуальности.
В рамках Российского проекта «Музыка для всех», обучаю детей игре на инструменте – синтезаторе, на деревянных шумовых инструментах (на синтезаторе с интересом и желанием обучались Новгородова Д, Васильев Г, Варламов С, Егоров Э), блок-флейте(Захарова В, Северьянова Н, Васильев Г), на гитаре(Тарабукин В, Винокуров Г, Винокуров Р, Тарабукина О),.
Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.
Стараюсь провести уроки, созвучные времени, в котором сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Раскрытия в человеке его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.
Позитивная динамика развития способностей рассматривается, в занятиях, упражнениях по ритму. При игре на шумовых инструментах в сопровождении учителя на синтезаторе, дети стараются улавливать ритм, играть правильно заданный ритм. Для этих упражнений детям очень нравятся песни про коней «Урумэччи манан ат», «Суолга», «Долгунча», «Ьыт-тыа», «Тугун бэрдэй, кэрэтэй». Также русские народные песни. При развитии ритма заметно помогает также прочтение ритмических стихотворений, исполнение их ритмический рисунок на воображаемых барабанах – карандашами. Пальцами по парте – марширующие солдатики. Хлопание сложных ритмов, заданных учителем. Очень нравятся и предают положительные эмоции упражнения «Кони-кони-кони» с хлопанием парами, упражнение «Дровосеки» в сопровождении. Для развития внутреннего ритма трехдольного размера очень хорошо исполняют упражнение дирижируя схему треугольники- «Тучки небесные вечные странники». Стихи МЮ Лермонтова.(методика ЕИ Юдина) Также по этому стихотворению пишут ритмический диктант, обозначая заданными знаками, что развивает ритмический слух.
Развитие высотного слуха начинаю с пения гаммы верх вниз чисто интонируя. В начальных классах упражнение с пятой ступени вниз и опевание основного звука дает настроенность в ладу.
Провожу распевания, построенные на начальных фразах знакомых песен, которые повторяются несколько раз. В распевании дикции дифференциации звуков (Методика Алтуховой) использую разные скороговорки, дети это любят. При пояснении значения и происхождение корня русских слов скороговорки, выходит дифференциация предметов музыки и русского языка.
Все эти вокально-хоровые упражнения для развития слуха, голоса, ритма очень нравятся детям. При играх «Продолжи песню», «Разговор пением» и во всех этих играх, в музыкальной деятельности – проявляются положительные радостные эмоции.
Согласно методике ТА Затяминой в уроках стараюсь выбрать оптимальные методы для регулирования деятельности учащихся:
-Музицирования(Разработанные К Орф с К Мендлером специальные инструменты- шумовые деревянные. Сегодня можно использовать синтезаторы, компьютер);
-Соучастия(пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, спектакле);
-Импровизации(показать возможности своего воображения, фантазии . Слова, фразы, ритмические фигуры, формы фольклора, пословицы, считалки, дразнилки.);
-Музыкальный театр(литературный текст+звук);
-Фонопедические упражнения(голосовые упражнения. Карты-схемы, зрительное фиксирование выполняемых упражнений);
-Имитационное моделирование(сжато произвести процесс создания музыкального произведения или содержание);
-Проектов(Уч могут работать над общей проблемой или создавать индивидуальный проект);
-Пластическое интонирование(активное слушание, выражение музыки в жесте)
-Цифровой диктант(ответы- цифры или заданные знаки);
-Викторина(вопросы-ответы)
С целью освоения коллективной деятельности использую приемы:
-музыкальные листочки(Дети повторяют движения за учителем, листочки ударяются друг о друга исполняя ритмический рисунок);
-повторяющийся ритм(подражание хлопками);
-музыкальные шаги(ти-ти-та четверть восьмая, хлопки или шаги)
-продолжи песню(после исполнения первого ребенка песни, исполнение дальше);
-вопросы-ответы(вопросы песней, ответы песней)
Согласно методике МЕ Бершадского, ВВ Гузеева, проводятся типы уроков музыки:
-организационный урок(в самом начале учебного года);
-изучения нового материала(выявление, усвоение основных понятий);
-урок закрепления(присвоение и осмысление понятий);
-урок повторения(внутренняя оценка-самоконтроль, самооценка);
-контрольный урок(полученные продукты деятельности, самоконтроль, самооценка учащихся);
-урок коррекции(совершенствование результатов деятельности).
Уроки музыки и четыре основных жанра:
-тематический(тема-главный координатор);
-творческий портрет(творчество одного композитора, исполнителя);
-творческая лаборатория(практические действия хоровое пение, инструментальное исполнительство, хоровое сольфеджио);
-интегрированный(взаимодействие с другими дисциплинами).
Также используются виды уроков:
-урок-путешествие,
-урок-прогулка,
-урок-концерт,
-урок-экскурсия,
-урок-сказка,
-урок-прелюдия(знакомство с большой темой, начало предстоящей большой работы).
Клубная работа по эксперименту школы.
Согласно эксперименту школы по «Индивидуализации», по желанию учащихся создавались клубы по интересам.
Клуб «Музыка» была создана наряду с другими клубами согласно проекту школы и желанию учащихся заниматься пением, музыкой.
Цель клуба состояла в раскрытии теоретических и методических основ исследуемого процесса воспитания эстетически нравственно развитой личности с музыкально направленной подготовленностью.
Задачи: - Проведение анализа общего развития учащихся клуба.
- Выявление тенденции развития воспитания музыкой
- Раскрытие теоретических, методологических подходов к процессу воспитания музыкой
- Разработать программу музыкального воспитания.
Начиная работу как направление литературного клуба «Луч» по художественному творчеству, «Музыка» стал самостоятельным клубом, расширил направления работы: пение, игра на инструменте, «Музыкальная азбука». «Клуб музыка для начальных классов» занимал один день в неделю. Создавались Устав клуба, Положение, программы: для начальных классов: «Истоки русской музыки», «Русская народная музыка», «Якутская музыка», «Якутская популярная музыка».
Были созданы «Индивидуальные образовательные программы» для учащихся Семеновой Жульяны-пение, Винокурова Саргылана-игра на инструменте, Винокурова Гриши-пение, Васильева Гоши-игра на инструменте, Захаровой Виолетты-игра на флейте, Егорова Эдика-игра на инструменте. Учащимися проведены исследовательские работы Новгородова Т: «Творчество авторов мелодистов моего села», Ушницкий К: «Мин дойдум мелодистара», Семенова Ж: «Михаил Варламов айар улэтэ».
В дифференцированных занятиях объединяли литературу и музыку: в ознакомлении творчества поэта, в создании атмосферы эпохи, для аккомпанирования спектаклей. Много раз ставили объединенные спектакли клубы «Луч»-всей школы, «Росточек» начальных классов. При проведении концертов, конкурса «Юные таланты» участвовали учителя Торут культуры к подготовке фольклорных номеров, учителя Трудовики к показу мод, оформлении сцены учителя начальных классов при постановке танцев.
Позже создавались совместные клубы села и школы. По направлении «Музыка» велась совместная работа с детским садом и СДК. Проводились совместные концерты, мероприятия. Учителем музыки были проведены в селе «Две звезды»-трижды, «Ырыа-олох аргыьа»-2016, конкурс песни для учащихся школы и детсада «Кустук» - «Юные таланты» с 1999 по 2010г всего одиннадцать раз.
Создавались элективные курсы, индивидуальные программы, которые апробировались в клубных работах, клубная работа дала результаты воспитания к общечеловеческим ценностям. Клубы видоизменялись, расширили направление деятельности, некоторые воссоединились, становились центрами. Входили в пространства, затем в направления ФГОС. Клуб «Музыка» вошла в эстетический центр «Сарыал», затем в пространство «Сарыал», и в эстетическое направление ФГОС.
Было направление «Сочинение песни». Винокуров Саша, Колодезников Витя сочиняли свои песни, выступали на концертах.
Выпущен сборник авторских песен «Ансамбльга аналлаах ырыалар. Дэгэрэн ырыалар»-2016. Песня «Таатта» вошла в сборник песен мелодистов Таттинского улуса К.И. Христофорова «Таатта 100 ырыата». Статьи по опыту работы клуба «Музыка» вошли в четырех выпущенных книгах школы в издательстве «Бичик», ИПКРО, в журнале «Сельская школа со всех сторон», «Якутия» Медиа Холдинг-2021. Хор школы награжден «Анал аат» к 120л Ойунского «Киэн ис хоьоонноох, тупса5ай концеры тэрийии» к улусному фестивалю 2013, Дипломом за 2 место на улусном смотре «Таатта саргыта сайыннын»-2014; награжден денежной премией в 40 тыс рублей; грамотой на фестиваль смотре хоровых коллективов в 2016г, 3 место на улусном фестивале художественной самодеятельности к 70-л Победы.
По всероссийскому проекту «Музыка для всех» проводится работа с хором: на фестивалях юбилейных дат писателей, Юбилеях Победы, днях Государственности, в общих родительских собраниях; проводится обучение всех учащихся музыкальной грамоте, игре на инструментах синтезатор, блок флейта, на русских шумовых инструментах. Проведен мастер класс в республиканских курсах ИРОиПК «Музыка для всех» в рамках МЛИ г Якутск «Создание песен для детей» в 2016. Проведен мастер-класс 24.01.2016 «Обмен опытом работы. Воспитательная работа школы» на республиканском методическом семинаре проблемных курсов ИРОиПК г Якутск.
Участвуем в улусных и региональных конкурсах песни
Рожина Ангелина- Конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки» в рамках всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии»- лауреат; Республиканский конкурс песни «Звонко лейся песенка» МБУК ЦНТ «Вдохновение», ПАО «ЯТЭК», Вилюйский улус, Кысыл-Сыр-дипломант; «Кылыьах кырдала» - 1Ороспуубулукэтээ5и фольклор курэ5э «Норуот ырыата»-3м, 2020-2021.
Данилова Настя-Конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки» в рамках всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии»-лауреат. 2020
Николаева Милана-«Ырыа – эн дойдун симэ5э» -СП Данилов 102 сааьыгар ырыа буолбут хоьооннорун II республиканскай интерактивнай ырыа курэ5э-лауреат; Чымынаайы орто оскуолата Прокопьева МП торообутэ 80с «Кылыьах кырдала» - 1Ороспуубулукэтээ5и биирдиилээн толоруу фольклор курэ5э «Норуот ырыата»- 3м. 2021
Николаев Антон – «Кун дьонун комускуур, утуону уксэтэр уол о5о» -республиканский конкурс п Хамагатта, Намского – дипломант 2021 -
Крылова Алина- Конкурс сочинений «Суд моими глазами» Усть Алданский народный суд. – сертификат 2020
Крылов Гоша – 5кл, НПК доклад «Что такое просека, что такое вышка?»-сертификат 2021
Участвовала
«Кустук онноох кыраасканан дьуьуйуулэрим» - АН Осипов торообутэ 92 сылыгар II республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай конкурс-сертификат2021
Улуустаа5ы музыка учууталларын, иитээччилэрин икки ардыларыгар «Дидактическай оноьуктарга конкурс» - Нота расположениетыгар дидактическай оноьугунан кыттыы-сертификат 2021
Улуу Кыайыы 75 сылыгар аналлаах Улуустаа5ы заочнай патриотическай оскуола хоровой коллективтарын коруу конкурс-фестиваль - 2 хорунан кыттыы, видеозапись уьулан ыытыы -тумук тахсыбата карантинынан 2020
Улуу кыайыы 75 сылыгар аналлаах Улуустаа5ы «Тумсуу – Толко Тордо» Таатта улууьун нэьилиэктэрин икки ардыларыгар культура уонна спорт эстафетатын академическай концерын курэ5э – Хордары бэлэмнээьин, кыттыы. «День Победы»-4,5. «Тыыннаахтар умнубат сыллара»-5. 2020
«I Ороспуубулукэтээ5и олонхо дьыктаана»-«Сыыьата суох суруйуу» Грамота-2021
Республиканский дистанционный конкурс педагогических работников «Мультикультурность народов Якутии» - Открытый урок «Второе возвращение песни-казахская песня»- Диплом 2 ст 2020