СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая деятельность учителя музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается педагогическая деятельность учителя музыки для прохождения аттестации

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая деятельность учителя музыки»

Педагогическая деятельность учителя музыки

МБОО «Хара Алданская СОШ им ГВ Егорова»

Старостиной АР

При обучении урока музыки использую методики Кабалевского ДБ – как с глубинным содержанием, ТИ Баклановой как с интересным содержанием, ЭБ Абдуллина как методику специально для нас, как связь музыки с жизнью. К Орфа и З Кодая как опора на народную музыку, как релятивную систему обучения, музицирования на оркестре детских инструментов. Методика ЕИ Юдиной – как учебно-образовательно-игровая деятельность, которая наиболее подходит для занятий в соответствии с ФГОС. Методику НГ Алтуховой для Развития речи и Развития фонематического слуха.

Использование учебно-методической литературы в ведении предмета Музыка:

1 «Музыка» ЕД Критская, ГП Сергеева, ТС Шмагина. 1,2,3,4,5,6,7,8 классы. М, «Просвещение», 2016.

2 «Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль» ТА Затямина, М, «Глобус», 2010, 169с.

3 «Поурочные разработки по музыке», МА Давыдова. 5 кл. М, «Вако», 2016, 236с.

4 «Научитесь слышать звуки» НГ Алтухова, СПб, «Лань», 2009, 112с.

5 «Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития» ЕИ Юдина. М, «Аквариум», 2007, 272с.

6 В программе индивидуальных внеурочных занятий для обучающейся 1кл Г.Т. использую методику «Арт-терапии»

Главная задача моего предмета музыки - раскрыть внутренний потенциал, самобытность личности, ее способность к самовыражению. Ребенок всегда творит, и каждый раз - «новое», никогда не повторяясь. Для меня всегда важно творческое единение с детьми.

       Стараюсь пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Занятия вокалом – это и дыхательная гимнастика, и раскрытие в ребёнке скрытых потенциалов, эмоциональное сопереживание, и развитие индивидуальности.

В рамках Российского проекта «Музыка для всех», обучаю детей игре на инструменте – синтезаторе, на деревянных шумовых инструментах (на синтезаторе с интересом и желанием обучались Новгородова Д, Васильев Г, Варламов С, Егоров Э), блок-флейте(Захарова В, Северьянова Н, Васильев Г), на гитаре(Тарабукин В, Винокуров Г, Винокуров Р, Тарабукина О),.    

  Моя задача, как и задача любого педагога – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Уроки музыки должны дать те знания и навыки, которые помогут и по окончании школы музыкально развиваться, воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной жизни. Проведение уроков разных типов мне в этом помогает.

Стараюсь провести уроки, созвучные времени, в котором сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Раскрытия в человеке его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Позитивная динамика развития способностей рассматривается, в занятиях, упражнениях по ритму. При игре на шумовых инструментах в сопровождении учителя на синтезаторе, дети стараются улавливать ритм, играть правильно заданный ритм. Для этих упражнений детям очень нравятся песни про коней «Урумэччи манан ат», «Суолга», «Долгунча», «Ьыт-тыа», «Тугун бэрдэй, кэрэтэй». Также русские народные песни. При развитии ритма заметно помогает также прочтение ритмических стихотворений, исполнение их ритмический рисунок на воображаемых барабанах – карандашами. Пальцами по парте – марширующие солдатики. Хлопание сложных ритмов, заданных учителем. Очень нравятся и предают положительные эмоции упражнения «Кони-кони-кони» с хлопанием парами, упражнение «Дровосеки» в сопровождении. Для развития внутреннего ритма трехдольного размера очень хорошо исполняют упражнение дирижируя схему треугольники- «Тучки небесные вечные странники». Стихи МЮ Лермонтова.(методика ЕИ Юдина) Также по этому стихотворению пишут ритмический диктант, обозначая заданными знаками, что развивает ритмический слух.

Развитие высотного слуха начинаю с пения гаммы верх вниз чисто интонируя. В начальных классах упражнение с пятой ступени вниз и опевание основного звука дает настроенность в ладу.

Провожу распевания, построенные на начальных фразах знакомых песен, которые повторяются несколько раз. В распевании дикции дифференциации звуков (Методика Алтуховой) использую разные скороговорки, дети это любят. При пояснении значения и происхождение корня русских слов скороговорки, выходит дифференциация предметов музыки и русского языка.

Все эти вокально-хоровые упражнения для развития слуха, голоса, ритма очень нравятся детям. При играх «Продолжи песню», «Разговор пением» и во всех этих играх, в музыкальной деятельности – проявляются положительные радостные эмоции.

Согласно методике ТА Затяминой в уроках стараюсь выбрать оптимальные методы для регулирования деятельности учащихся:

-Музицирования(Разработанные К Орф с К Мендлером специальные инструменты- шумовые деревянные. Сегодня можно использовать синтезаторы, компьютер);

-Соучастия(пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, спектакле);

-Импровизации(показать возможности своего воображения, фантазии . Слова, фразы, ритмические фигуры, формы фольклора, пословицы, считалки, дразнилки.);

-Музыкальный театр(литературный текст+звук);

-Фонопедические упражнения(голосовые упражнения. Карты-схемы, зрительное фиксирование выполняемых упражнений);

-Имитационное моделирование(сжато произвести процесс создания музыкального произведения или содержание);

-Проектов(Уч могут работать над общей проблемой или создавать индивидуальный проект);

-Пластическое интонирование(активное слушание, выражение музыки в жесте)

-Цифровой диктант(ответы- цифры или заданные знаки);

-Викторина(вопросы-ответы)

С целью освоения коллективной деятельности использую приемы:

-музыкальные листочки(Дети повторяют движения за учителем, листочки ударяются друг о друга исполняя ритмический рисунок);

-повторяющийся ритм(подражание хлопками);

-музыкальные шаги(ти-ти-та четверть восьмая, хлопки или шаги)

-продолжи песню(после исполнения первого ребенка песни, исполнение дальше);

-вопросы-ответы(вопросы песней, ответы песней)

Согласно методике МЕ Бершадского, ВВ Гузеева, проводятся типы уроков музыки:

-организационный урок(в самом начале учебного года);

-изучения нового материала(выявление, усвоение основных понятий);

-урок закрепления(присвоение и осмысление понятий);

-урок повторения(внутренняя оценка-самоконтроль, самооценка);

-контрольный урок(полученные продукты деятельности, самоконтроль, самооценка учащихся);

-урок коррекции(совершенствование результатов деятельности).

Уроки музыки и четыре основных жанра:

-тематический(тема-главный координатор);

-творческий портрет(творчество одного композитора, исполнителя);

-творческая лаборатория(практические действия хоровое пение, инструментальное исполнительство, хоровое сольфеджио);

-интегрированный(взаимодействие с другими дисциплинами).

Также используются виды уроков:

-урок-путешествие,

-урок-прогулка,

-урок-концерт,

-урок-экскурсия,

-урок-сказка,

-урок-прелюдия(знакомство с большой темой, начало предстоящей большой работы).

Клубная работа по эксперименту школы.

Согласно эксперименту школы по «Индивидуализации», по желанию учащихся создавались клубы по интересам.

Клуб «Музыка» была создана наряду с другими клубами согласно проекту школы и желанию учащихся заниматься пением, музыкой.

Цель клуба состояла в раскрытии теоретических и методических основ исследуемого процесса воспитания эстетически нравственно развитой личности с музыкально направленной подготовленностью.

Задачи: - Проведение анализа общего развития учащихся клуба.

- Выявление тенденции развития воспитания музыкой

- Раскрытие теоретических, методологических подходов к процессу воспитания музыкой

- Разработать программу музыкального воспитания.

Начиная работу как направление литературного клуба «Луч» по художественному творчеству, «Музыка» стал самостоятельным клубом, расширил направления работы: пение, игра на инструменте, «Музыкальная азбука». «Клуб музыка для начальных классов» занимал один день в неделю. Создавались Устав клуба, Положение, программы: для начальных классов: «Истоки русской музыки», «Русская народная музыка», «Якутская музыка», «Якутская популярная музыка».

Были созданы «Индивидуальные образовательные программы» для учащихся Семеновой Жульяны-пение, Винокурова Саргылана-игра на инструменте, Винокурова Гриши-пение, Васильева Гоши-игра на инструменте, Захаровой Виолетты-игра на флейте, Егорова Эдика-игра на инструменте. Учащимися проведены исследовательские работы Новгородова Т: «Творчество авторов мелодистов моего села», Ушницкий К: «Мин дойдум мелодистара», Семенова Ж: «Михаил Варламов айар улэтэ».

В дифференцированных занятиях объединяли литературу и музыку: в ознакомлении творчества поэта, в создании атмосферы эпохи, для аккомпанирования спектаклей. Много раз ставили объединенные спектакли клубы «Луч»-всей школы, «Росточек» начальных классов. При проведении концертов, конкурса «Юные таланты» участвовали учителя Торут культуры к подготовке фольклорных номеров, учителя Трудовики к показу мод, оформлении сцены учителя начальных классов при постановке танцев.

Позже создавались совместные клубы села и школы. По направлении «Музыка» велась совместная работа с детским садом и СДК. Проводились совместные концерты, мероприятия. Учителем музыки были проведены в селе «Две звезды»-трижды, «Ырыа-олох аргыьа»-2016, конкурс песни для учащихся школы и детсада «Кустук» - «Юные таланты» с 1999 по 2010г всего одиннадцать раз.

Создавались элективные курсы, индивидуальные программы, которые апробировались в клубных работах, клубная работа дала результаты воспитания к общечеловеческим ценностям. Клубы видоизменялись, расширили направление деятельности, некоторые воссоединились, становились центрами. Входили в пространства, затем в направления ФГОС. Клуб «Музыка» вошла в эстетический центр «Сарыал», затем в пространство «Сарыал», и в эстетическое направление ФГОС.

Было направление «Сочинение песни». Винокуров Саша, Колодезников Витя сочиняли свои песни, выступали на концертах.

Выпущен сборник авторских песен «Ансамбльга аналлаах ырыалар. Дэгэрэн ырыалар»-2016. Песня «Таатта» вошла в сборник песен мелодистов Таттинского улуса К.И. Христофорова «Таатта 100 ырыата». Статьи по опыту работы клуба «Музыка» вошли в четырех выпущенных книгах школы в издательстве «Бичик», ИПКРО, в журнале «Сельская школа со всех сторон», «Якутия» Медиа Холдинг-2021. Хор школы награжден «Анал аат» к 120л Ойунского «Киэн ис хоьоонноох, тупса5ай концеры тэрийии» к улусному фестивалю 2013, Дипломом за 2 место на улусном смотре «Таатта саргыта сайыннын»-2014; награжден денежной премией в 40 тыс рублей; грамотой на фестиваль смотре хоровых коллективов в 2016г, 3 место на улусном фестивале художественной самодеятельности к 70-л Победы.

По всероссийскому проекту «Музыка для всех» проводится работа с хором: на фестивалях юбилейных дат писателей, Юбилеях Победы, днях Государственности, в общих родительских собраниях; проводится обучение всех учащихся музыкальной грамоте, игре на инструментах синтезатор, блок флейта, на русских шумовых инструментах. Проведен мастер класс в республиканских курсах ИРОиПК «Музыка для всех» в рамках МЛИ г Якутск «Создание песен для детей» в 2016. Проведен мастер-класс 24.01.2016 «Обмен опытом работы. Воспитательная работа школы» на республиканском методическом семинаре проблемных курсов ИРОиПК г Якутск.

Участвуем в улусных и региональных конкурсах песни

Рожина Ангелина- Конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки» в рамках всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии»- лауреат; Республиканский конкурс песни «Звонко лейся песенка» МБУК ЦНТ «Вдохновение», ПАО «ЯТЭК», Вилюйский улус, Кысыл-Сыр-дипломант; «Кылыьах кырдала» - 1Ороспуубулукэтээ5и фольклор курэ5э «Норуот ырыата»-3м, 2020-2021.

Данилова Настя-Конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки» в рамках всероссийского фестиваля «Зима начинается с Якутии»-лауреат. 2020

Николаева Милана-«Ырыа – эн дойдун симэ5э» -СП Данилов 102 сааьыгар ырыа буолбут хоьооннорун II республиканскай интерактивнай ырыа курэ5э-лауреат; Чымынаайы орто оскуолата Прокопьева МП торообутэ 80с «Кылыьах кырдала» - 1Ороспуубулукэтээ5и биирдиилээн толоруу фольклор курэ5э «Норуот ырыата»- 3м. 2021

Николаев Антон – «Кун дьонун комускуур, утуону уксэтэр уол о5о» -республиканский конкурс п Хамагатта, Намского – дипломант 2021 -

Крылова Алина- Конкурс сочинений «Суд моими глазами» Усть Алданский народный суд. – сертификат 2020

Крылов Гоша – 5кл, НПК доклад «Что такое просека, что такое вышка?»-сертификат 2021



Участвовала

«Кустук онноох кыраасканан дьуьуйуулэрим» - АН Осипов торообутэ 92 сылыгар II республикатаа5ы уруьуйга интерактивнай конкурс-сертификат2021

Улуустаа5ы музыка учууталларын, иитээччилэрин икки ардыларыгар «Дидактическай оноьуктарга конкурс» - Нота расположениетыгар дидактическай оноьугунан кыттыы-сертификат 2021

Улуу Кыайыы 75 сылыгар аналлаах Улуустаа5ы заочнай патриотическай оскуола хоровой коллективтарын коруу конкурс-фестиваль - 2 хорунан кыттыы, видеозапись уьулан ыытыы -тумук тахсыбата карантинынан 2020

Улуу кыайыы 75 сылыгар аналлаах Улуустаа5ы «Тумсуу – Толко Тордо» Таатта улууьун нэьилиэктэрин икки ардыларыгар культура уонна спорт эстафетатын академическай концерын курэ5э – Хордары бэлэмнээьин, кыттыы. «День Победы»-4,5. «Тыыннаахтар умнубат сыллара»-5. 2020

«I Ороспуубулукэтээ5и олонхо дьыктаана»-«Сыыьата суох суруйуу» Грамота-2021

Республиканский дистанционный конкурс педагогических работников «Мультикультурность народов Якутии» - Открытый урок «Второе возвращение песни-казахская песня»- Диплом 2 ст 2020