СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра»

Педагогическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра

Приоритетной задачей специалистов при обследовании детей с РАС является определение потенциальных возможностей как когнитивных, так и личностных, позволяющих овладеть одним из вариантов адаптированной образовательной программы. Педагогическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра представляет определенные сложности из-за трудностей установления с ними контакта и аффективных реакций на педагогов и обстановку, повышенная пресыщаемость ребенка.

При обследовании ребенка с РАС учитыватся его психоэмоциональные особенности и потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации самого обследования. При выборе количества и объема диагностических методик необходимо учитывать мотивационные условия, которые могут повлиять на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной информации, готовность ребенка следовать вербальным инструкциям, которые необходимо сопровождать доступной, краткой и схематичной наглядностью. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак не реагирует.

При проведении комплексного диагностического обследования решаются следующие задачи:

– определение уровня развития ребенка с РАС и построение дальнейшего оптимального индивидуального образовательного маршрута;

– развитие познавательной деятельности в рамках действующей Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность»;

– формирование социально-приемлемого поведения, содействие адаптации ребенка с РАС всоциуме;

– включение ребенка с РАС в индивидуальную и групповую психокоррекционную работу, формирование коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы;

– оказание психологической и педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с РАС.

Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Основные диагностические методы педагога: • неинструментальные (наблюдение, беседа, проблемная (диагностическая) ситуация); • инструментальные (использование определенных диагностических методик) • экспериментальные (игра, конструирование, действия по образцу); • аппаратурные экспериментальные (информация о состоянии и функционировании мозга, вегетативной и сердечно-сосудистой системы; определение физических пространственно-временных характеристик зрительного, слухового, тактильного восприятия и т.д.)

Инструментарий педагогической диагностики позволяет определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Разносторонность диагностирования развития детей позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей Програмно-методического комплекса для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра «Особенный ребенок».

«Социально-коммуникативное развитие»

Данный блок включает методики, которые направлены на определение формы общения со взрослым, выявление отношения к близким взрослым в семье, на диагностику коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками, умения понимать и выполнять инструкции «дай», «возьми», «покажи», идентифицировать себя по полу. Данные критерии необходимо выявлять посредством следующих дидактических упражнений: «КТО ЭТО?», «ПРИШЛА КУКЛА В ГОСТИ», «ГДЕ ЖЕ НАШИ РУЧКИ?», ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ», «ПАРОВОЗИК», «РАССКАЖИ О СЕБЕ».

На выявление наличия у ребенка представлений об опасных предметах; сформированности понятий «нельзя», «опасно»: «ПОДБЕРИ ТАНЮШКЕ ИГРУШКУ», «МАШИНЫ НА ДОРОГЕ», «ИДЕМ ПО УЛИЦЕ», «НАШИ ПОМОЩНИКИ», «СЪДОБНОЕ И НЕСЪЕДОБНОЕ», «ЗНАКОМЫЙ, СВОЙ, ЧУЖОЙ», «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ».

Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

«Коммуникативно-речевое развитие»

Диагностическая методика изучения особенностей коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ включает несколько серий заданий. Задания в своей основе заимствованы из исследования Е. А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и доработаны с учетом конкретных задач экспериментальной деятельности. «ПЕТРУШКА»: задание направлено на выявление у ребенка умения использовать невербальное общение как попытку вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов); «ВОЗЬМИ ИГРУШКУ» – умение вместе с взрослым выполнять элементарные действия, звукоподражания, соотносить предметы с их изображением на картинках. Понимать обращенную речь взрослого с употреблением знакомых слов, фраз, употреблять для общения жесты: «да», «нет», «дай», указательный. «ПОКОРМИ МИШКУ» – умение понимать слова, простые и короткие фразы взрослого, сопровождаемые жестами, выполнять звукоподражание по инструкции взрослого, заменять звукоподражательные слова общеупотребительными. «НАЗОВИ И ПОКАЖИ» – задание направлено на выявление у ребенка умения узнавать, показывать и называть уже знакомые предметы, объекты окружающего мира; первым инициировать контакт, обращаться к взрослому и друг к другу с просьбой, используя словосочетания, добавляя слова-обращения, произносить названия игрушек и других предметов. «ПОДБЕРИ СЛОВО» – выявление у детей умения соотносить и называть игрушки, предметы из окружающей действительности с их изображением, называть и показывать изображённые на картинках предметы и действия, используя в активной речи фразы, состоящие из двух слов (предмет + свойства, предмет + действие, имя + действие), задавать вопросы («Что это?», «Кто это?», «Какой?»), использовать в речи числительные. «НАЗОВИ КТО ЭТО?» – умение соотносить свое имя с собой; имя с человеком, показывая на него указательным жестом, одним словом отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Как тебя зовут? Как зовут маму (папу)? Как зовут тетю?, осознанно произносить слова «да» и «нет». «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?» – умение понимать и выполнять простые речевые инструкции, комментируя свои действия, используя личностное местоимение «Я», отвечает на вопросы фразой, простым предложением (Я + действие). «ЭТО МОЕ» – задание направлено на выявление у ребенка умения называть предметы, принадлежащие ребенку, в сочетании с местоимениями «Мой…», «Моя…», «Моё…», показывать на себя указательным жестом.

На выявление сформированности механизмов автоматизации движений ведущей руки можно провести упражнение «Давай поздороваемся». На выявление сформированности дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук – «СОБЕРИ БУСИНКИ В КОРОБОЧКУ», «Бирюльки». Дидактические упражнения «ПУГОВКИ–ЗАСТЁЖКИ», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПАЛЬЧИКОВ» направлены на выявление уровня сформированности развития подвижности пальцев. «МЕСИМ ТЕСТО» – уровень сформированности координированных движений пальцев и кистей рук. Следующие упражнения рекомендованы на выявление уровня сформированности графомоторных навыков – «ДАВАЙ НАРИСУЕМ».

«Познавательно – сенсорное развитие»

Ознакомление с окружающим миром: о себе и близком окружении «ЭТО –Я, А ЭТО – МАМОЧКА МОЯ», «МОЁ ТЕЛО», «МАЛЬЧИК ИЛИ ДЕВОЧКА» Уровень знаний о предметах ближайшего окружения: «УЗНАЙ И ПОКАЖИ», «НАЙДИ, ЧТО НАЗОВУ», «СПРЯЧЬ МИШКУ», «КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ», «В САДУ, ИЛИ В ОГОРОДЕ», «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ», «В МАГАЗИНЕ», «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ», «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с РАС является неотъемлемой частью их общего развития. К математическим относятся представления о свойствах предметов (множестве, числе, величине, форме), о времени и пространстве и об отношениях (выстраивание последовательности ряда предметов по разным признакам, установление зависимостей между числами, целым и его частью, определение пространственных и временных отношений). В ходе диагностики рекомендованы следующие дидактические игры и упражнения:

– количество и счёт: «КУБИКИ ДЛЯ МИШКИ», «ПОСЧИТАЙ ДО 2», «ХИТРЫЕ КОТЯТА», «В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК», «В ГОСТИ К ЛЕСНЫМ ЖИТЕЛЯМ»;

– величина: «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ (МАТРЕШКУ)», «ПОДБЕРИ ПАРУ», «ТРИ МЕДВЕДЯ», УГОСТИМ КУКОЛ ЧАЕМ», «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО», «СОБЕРИ ФИГУРЫ»;

– форма: «СПРЯЧЕМ В МЕШОЧЕК КУБИК И ШАРИК», «ПОДБЕРИ ПАРУ», «ПОДБЕРИ ФИГУРУ», «ПОМОГИ ФИГУРАМ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ», «СОБЕРИ ФИГУРЫ», «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»;

– ориентировка во времени, в пространстве: «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ», «КУДА ПОЙДЕШЬ И ЧТО НАЙДЕШЬ?».

«Художественно-эстетическое развитие»

Для выявления степени овладения ребёнком навыками продуктивной деятельностью предлагается несколько методик диагностирования детей: «ДОРОЖКА», «ЛИСТОПАД», «ЗАБОР», «НАРИСУЙ», «КРАСИВЫЙ ПОЛОСАТЫЙ КОВРИК», «ДОЖДИК КАП-КАП», «УГОЩЕНЬЕ ДЛЯ КУКЛЫ», «ШАРИКИ КАТЯТСЯ ПО ДОРОЖКЕ», «МЕБЕЛЬ ДЛЯ КУКОЛ», «ГАРАЖ», «МОСТ», «НЕВАЛЯШКА», «КОЛОБОК КАТИТСЯ ПО ДОРОЖКЕ», «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА» Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности; вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Характер линии, нажим, раскрашивание, регуляция силы нажима.

2.Регуляция деятельности, отношение к оценке взрослого, оценка ребёнком созданного им изображения, эмоциональное отношение к деятельности.

3.Уровень самостоятельности.

4.Творчество.

«Физическое развитие»

Представленные диагностические методики позволяют: оценить различные стороны психомоторного развития детей; видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления. Педагогами нашего ДУ разработана программа физического обследования   дошкольников, которая состоит  из двух  частей, характеризующих:

1. Физическое развитие (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки), которую проводят медицинский персонал ДУ.

2.Развитие       психофизических       качеств:

  • измерение     силы:  поднимание ног в положении лежа на спине;

  • скороспно-силовые качества: «ИГРАЙ С МЯЧОМ», «ПОЕЗД», «ПРОКАТИ МЯЧ», «ЛОВИ, БРОСАЙ МЯЧ», «МЯЧ ЧЕРЕЗ ВЕРЕВКУ (СЕТКУ)», «КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ»;

  • быстрота: «БЕГИТЕ КО МНЕ», «РОВНЫМ КРУГОМ», «КТО БЫСТРЕЕ БЕГАЕТ»;

  • выносливость: «ЗАЙКА», «МЫШКИ», «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ», «ПЕРЕПРЫГНЕМ ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК, ЧЕРЕЗ ПЕНЕК», «ПРЫЖКИ»;

  • ловкость: «В ГОСТИ К МИШКЕ», «ПРИНЕСИ ИГРУШКУ», «ПРОЙДИ, НЕ УПАДИ», «ДОСТАНЬ ПОГРЕМУШКУ», «ПРОЙДИ ПО МОСТИКУ», «КОТЯТА И ЩЕНЯТА», «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»;

  • гибкости: «ДОПОЛЗИ ДО ПОГРЕМУШКИ», «ВЕСЕЛАЯ МИНУТКА», «В ГОСТИ К СОБАЧКЕ».

Таким образом, результаты психолого-педагогического обследования ложатся в основу разработки индивидуального образовательного маршрута ребёнка на текущий учебный год. Дети с расстройствами аутистического спектра получают комплексную коррекционную помощь по специальной индивидуальной программе развития, включающей образовательный компонент , коррекционную работу специалистов и психологическое сопровождение ребенка и его семьи.





2