1
рованы па работу по подготовке к своей профессиональной деятельности. Эта ситуация может иметь разные решения. Снижение требований к студентам может ухудшить качество подготовки. Массовое отчисление неготовых студентов может привести к сокращению преподавательского состава, к социальной напряженности в обществе.
Трудной проблемой является и готовность преподавателей к работе в условиях инновационного развития: мешают сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности, мешает высокая наг рузка, мешает сложившаяся установка на то, что инновации в нашей стране — акт, а не процесс.
Особой проблемой является качество учебно-методического обеспечения, которое далеко не всегда отвечает потребностям сегодняшнего дня. Учебно- методические материалы не всегда сориентированы на студентов, не всегда стимулируют их к самостоятельной работе.
Вторая группа проблем связана со взаимодейс твием педагогического образования со своими партнерами.
I lacrajio время существенно пересмотреть содержание и характер связей со школами. Сегодня необходимы новые формы: включение опытных учителей в подготовку будущих профессионалов, использование инновационного опыта школы, проведение совместных исследований.
Имеете с работодателями необходимо согласовать позиции по таким вопросам, как квалификационные требования к профессиональной педагогической деятельности и самим педагогам , экзамен на должность, использование бакалавров и магистров на рынке педагогического труда.
Таким образом педагогическое образование должно постоянно развиваться, чтобы адекватно отвечать па вызовы времени. В качестве одного из ценностных ориентиров такого развития выступает становление современного учителя, от которого зависит становление человека как высшей ценности и главного капитала современности.
1'иикшш С. И.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕШЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЫ1ЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ
В статье представлены результаты диссертационного исследования по проблеме подготовки студентов педагогического вуза к решению общепрофессиональных задач в процессе изучения педагогики.
За последние двадцать лет в высшем педагогическом образовании произошли существенные изменения. Эти изменения затронули структуру подготовки (появилась уровневая структура), содержание и организацию этой подготовки, подходы к оценке ее результатов. Однако образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется: идет модернизация общего образования, осуществляется переход на новую систему подготовки в вузах, формируемся система социального партнерства с работодателями и др. Складывающаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагогов (учителей, воспитателей, преподавателей различных ступеней профессионального образования), ставит перед ними новые задачи.
Анализ эмпирических данных и нормативно-правовых документов в сфере образования свидетельствует о том, что в системе высшего педагогического образования определенные шаги по подготовке будущих педагогов к решению современных задач профессиональной педагогической деятельности предпринимались. Так, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования второго поколения (2001 г.), а затем и в обновленных стандартах (2005 г.) требования к выпускникам формулировались через обновленные задачи профессиональной деятельности. Однако выделение современных задач профессиональной педагогической деятельности в качестве обязательных требований к выпускникам не было подкреплено соответствующей системой оценивания их готовности к решению этих задач. Всс эти годы государство держало на контроле (через интернет-экзамен, аттестацию вузов) знания студентов по конкретным дисциплинам, а не их умения решать профессиональные задачи. Вследствие этого в массовой практике преподаватели даже общспрофсссионалыюго цикла не были сориентированы в полной мере на развитие умений студентов решать профессиональные задачи современной педагогической деятельности.
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (2009 г.) развиваются идеи, заключенные во втором поколении стандартов. В ФГОС ВПО но направлению «Педагогическое образование» сформулированы задачи профессиональной педагогической деятельности и требования к выпускникам через 061 некультурные, (^непрофессиональные и профессиональные компетенции, каждая из которых проявляется в умении решать определенные задачи. В логике новых стандартов развитие компетенций будущих педагогов как основы решения задач профессиональной деятельности требует вклада в этот процесс каждой учебной дисциплины, изучаемой в вузе.
Особая роль в развитии общспрофсссиональпых компетенций, а значит и в подготовке студентов к решению общспрофсссиональпых задач педагогической деятельности, принадлежит учебной дисциплине «Педагогика». Однако, для того, чтобы «Педагогика» реализовала свои возможности, необходимо выяснить: к решению каких задач может подготовить «Педагогика», каким должно быть се содержание для этого, как должен быть организован процесс се изучения и оценка его результатов.
Анализ исследований, обращенных к рассмотрению сущности понятий «задача», «учебная задача», «профессиональная задача» [1-6 и др.], позволил сформулировать сущностные характеристики общепрофессиопальных задач в подготовке педагогов к профессиональной деятельности:
Общспрофесси'ональныс задачи педагогической деятельности, в отличие от специально профессиональных, являются общими для всех видов этой деятельности, для всех ступеней образования, на которых она осуществляется, для всех предметных областей, в которые она включается.
Общснрофессиональные задачи педагогической деятельности, как и любые другие задачи, носят объективно-субъективный характер. Объективный характер этих задач проявляется в том, что они обусловлены особенностями самой деятельности и требованиями времени к ней, которые фиксируются в профессиональных стандартах педагогической деятельности и находят свое отражение в образовательных стандартах подготовки будущих педагогов. Субъективный характер этих задач проявляется в том, что их решение зависит от того, насколько они поняты педагогами (учителями, воспитателями и др.) и в какой степени они приняты ими.
Общспрофессионапьныс задачи педагогической деятельности решаются педагогами в процессе самой профессиональной деятельности, а подготовка студентов, будущих педагогов, к их решению осуществляется в процессе решения учебных задач в ходе теоретического обучения, педагогической практики, самостоятельной и исследовательской работы.
и»
В ходе исследования были выявлены особенности процесса подготовки студентов педагогических вузов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика».
В процессе изучения дисциплины «Педагогика» в педагогическом вузе студенты подготавливаются к решению совокупности современных общепрофессиональммх задач, различающихся но своей направленности ('на субъектов педагогического процесса, на их взаимодействие, на педагог ический процесс и образовательную среду, в которой этот процесс разворачивается), по своему содержанию (педагогическая диагностика, педагогическое проектирование, педагогическое сопровождение, организация деятельности, общения и о тношений), по средствам предлагаемых решений (разнообразные методы, формы и технологии обучения, воспитания, самообразования и самовоспитания).
Процесс подготовки студентов к решению современных общспрофсссиоиаль- пых задач осуществляется двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, - через вооружение студентов научно-педагогическими знаниями, в том числе о сущности современных задач педагогической деятельности и о способах их решения. Во-вторых, - через «проживание» процесса изучения «Педагогики» как процесса решения учебных задач, связанных с типовыми общспрофсссиональпымип задачами современной педагогической деятельности.
Процесс подготовки студентов к решению современных общспрофсссиопаль- пых задач педагогической деятельности при изучении «Педагогики» осуществляется поэтапно: от отношения студентов к современной профессиональной педагогической деятельности к паучно-педагогичсским знаниям, а от них - к умениям решать обще- профеесиопальпыс задачи в имитационных условиях.
Проведенная в ходе исследования диагностика показала, что готовность студентов к решению общенрофессиональпых задач различна и требует дифференцированного подхода к процессу их подготовки, а именно:
выявления на основе педагогической диагностики готовности студентов к решению современных общепрофессиопальных задач педагогической деятельности;
дифференциации студентов но их готовности к решению современных общеиро- фесеиональных задач;
разработки дифференцированных по содержанию, способам и формам решения учебных задач, связанных с общепрофессиональными задачами педагогической деятельности;
проектирования и реализации различных вариантов взаимодействия студентов и преподавателей, самих студентов в ходе решения учебных задач;
оказания дифференцированной помощи в выполнении и представлении сделанных решений;
текущего и итогового изучения готовности студентов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности.
Критерием результативности подготовки студен тов педагогического вуза к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения «Педагогики» является их готовность решать эти задачи на основе научно-педагогических знаний, отношения к профессиональной педагогической деятельности и накопленного опыта решения учебных задач. Показателями результативности выступают:
умения студентов решать задачи, которые проявляются в умениях анализировать
243
подбирать необходимую информацию для решения задами, выделять возможные решения, обосновывать и оценивать предложенное решение;
научно-педагогические знания, которые проявляются в умении использовать приобретенные знания для решения задач и обоснования полученного решения:
положительное отношение студентов к профессиональной педагогической деятельности и се современным задачам, которое проявляется в активности, самостоятельности, ответственности студентов в процессе подготовки.
Проведенное исследование позволило выявить педагогические условия подготовки студентов к решению современных обшепрофесснопальпых задач в процессе
изучения «Педагогики», к которым относятся:
построение содержания учебной дисциплины «Педагогика» на основе заданного подхода, который требует оценки достаточности реализуемого содержания дисциплины для подготовки студентов к решению всей совокупности современных общснрофесснопальных задач» внесения в него недостающих элементов или пере- структурнроваиия имеющихся элементов и выстраивания обогащенного содержания в логике подготовки студентов к решению этих задач;
организация диалогового взаимодействия в процессе подготовки к решению современных типовых общепрофессиональных задач педагогической деятельности, которое обеспечивается вариативностью решений предлагаемых преподавателем проблем и задач, разнообразием форм осуществления взаимодействия, многовариантностью позиций преподавателей и студен тов в процессе решения задач;
стимулирование положительного отношения студентов к современной педагогической деятельности и се задачам, которое осуществляется на основе постоянного изучения отношения студентов к этой деятельности и на основе дифференцированного подхода к подготовке студентов к решению задач.
Литература
Балл Г.А. Теория учебных задач: нсихолого-педагогичсский аспект. - М„ 1990.
Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. - Кострома: КГУ, 1994
Новиков A.M. Учебная задача как дидактическая категория. Журнал «Мир образования - образование в мирс»( 2006, №1.
Компетснтностный подход в педагогическом образовании.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004.
Кузьмина II.В. Способности, одаренность, талант учителя. —Л.: Знание, 1985.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Спастенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
Роботова Л. С.
МНОГОЛИКИЙ ОНЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Пока в себе не ощутишь последней простоты насущность, слова твои — пустая тишь, зачем ее слагать и слушать?
Б.Ахмадулипа
j
В юбилейный (90-ый!) год своей кафедры, наверное, надо начинать статью с