СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая задача: аспекты предварительной деятельности и мотивирующей подготовки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность, предваряющая педагогический замысел

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая задача: аспекты предварительной деятельности и мотивирующей подготовки»

1



рованы па работу по подготовке к своей профессиональной деятельности. Эта ситуа­ция может иметь разные решения. Снижение требований к студентам может ухуд­шить качество подготовки. Массовое отчисление неготовых студентов может привес­ти к сокращению преподавательского состава, к социальной напряженности в обще­стве.

Трудной проблемой является и готовность преподавателей к работе в условиях инновационного развития: мешают сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности, мешает высокая наг рузка, мешает сложившаяся установка на то, что инновации в нашей стране — акт, а не процесс.

Особой проблемой является качество учебно-методического обеспечения, ко­торое далеко не всегда отвечает потребностям сегодняшнего дня. Учебно- методические материалы не всегда сориентированы на студентов, не всегда стимули­руют их к самостоятельной работе.

Вторая группа проблем связана со взаимодейс твием педагогического образо­вания со своими партнерами.

I lacrajio время существенно пересмотреть содержание и характер связей со школами. Сегодня необходимы новые формы: включение опытных учителей в подго­товку будущих профессионалов, использование инновационного опыта школы, про­ведение совместных исследований.

Имеете с работодателями необходимо согласовать позиции по таким вопро­сам, как квалификационные требования к профессиональной педагогической дея­тельности и самим педагогам , экзамен на должность, использование бакалавров и магистров на рынке педагогического труда.

Таким образом педагогическое образование должно постоянно развиваться, чтобы адекватно отвечать па вызовы времени. В качестве одного из ценностных ори­ентиров такого развития выступает становление современного учителя, от которого зависит становление человека как высшей ценности и главного капитала современно­сти.

1'иикшш С. И.

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕШЕНИЮ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЫ1ЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ

В статье представлены результаты диссертационного исследования по пробле­ме подготовки студентов педагогического вуза к решению общепрофессиональных задач в процессе изучения педагогики.

За последние двадцать лет в высшем педагогическом образовании произошли существенные изменения. Эти изменения затронули структуру подготовки (появилась уровневая структура), содержание и организацию этой подготовки, подходы к оценке ее результатов. Однако образовательная ситуация в стране под воздействием эконо­мических и социокультурных факторов постоянно меняется: идет модернизация об­щего образования, осуществляется переход на новую систему подготовки в вузах, формируемся система социального партнерства с работодателями и др. Складываю­щаяся ситуация предъявляет новые требования к профессиональной деятельности пе­дагогов (учителей, воспитателей, преподавателей различных ступеней профессио­нального образования), ставит перед ними новые задачи.

Анализ эмпирических данных и нормативно-правовых документов в сфере об­разования свидетельствует о том, что в системе высшего педагогического образова­ния определенные шаги по подготовке будущих педагогов к решению современных задач профессиональной педагогической деятельности предпринимались. Так, в госу­дарственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования второго поколения (2001 г.), а затем и в обновленных стандартах (2005 г.) требования к выпускникам формулировались че­рез обновленные задачи профессиональной деятельности. Однако выделение совре­менных задач профессиональной педагогической деятельности в качестве обязатель­ных требований к выпускникам не было подкреплено соответствующей системой оценивания их готовности к решению этих задач. Всс эти годы государство держало на контроле (через интернет-экзамен, аттестацию вузов) знания студентов по кон­кретным дисциплинам, а не их умения решать профессиональные задачи. Вследствие этого в массовой практике преподаватели даже общспрофсссионалыюго цикла не бы­ли сориентированы в полной мере на развитие умений студентов решать профессио­нальные задачи современной педагогической деятельности.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего про­фессионального образования (2009 г.) развиваются идеи, заключенные во втором по­колении стандартов. В ФГОС ВПО но направлению «Педагогическое образование» сформулированы задачи профессиональной педагогической деятельности и требова­ния к выпускникам через 061 некультурные, (^непрофессиональные и профессио­нальные компетенции, каждая из которых проявляется в умении решать определен­ные задачи. В логике новых стандартов развитие компетенций будущих педагогов как основы решения задач профессиональной деятельности требует вклада в этот процесс каждой учебной дисциплины, изучаемой в вузе.

Особая роль в развитии общспрофсссиональпых компетенций, а значит и в подготовке студентов к решению общспрофсссиональпых задач педагогической дея­тельности, принадлежит учебной дисциплине «Педагогика». Однако, для того, чтобы «Педагогика» реализовала свои возможности, необходимо выяснить: к решению ка­ких задач может подготовить «Педагогика», каким должно быть се содержание для этого, как должен быть организован процесс се изучения и оценка его результатов.

Анализ исследований, обращенных к рассмотрению сущности понятий «зада­ча», «учебная задача», «профессиональная задача» [1-6 и др.], позволил сформулиро­вать сущностные характеристики общепрофессиопальных задач в подготовке пе­дагогов к профессиональной деятельности:

  • Общспрофесси'ональныс задачи педагогической деятельности, в отличие от спе­циально профессиональных, являются общими для всех видов этой деятельности, для всех ступеней образования, на которых она осуществляется, для всех пред­метных областей, в которые она включается.

  • Общснрофессиональные задачи педагогической деятельности, как и любые другие задачи, носят объективно-субъективный характер. Объективный характер этих за­дач проявляется в том, что они обусловлены особенностями самой деятельности и требованиями времени к ней, которые фиксируются в профессиональных стандар­тах педагогической деятельности и находят свое отражение в образовательных стандартах подготовки будущих педагогов. Субъективный характер этих задач проявляется в том, что их решение зависит от того, насколько они поняты педаго­гами (учителями, воспитателями и др.) и в какой степени они приняты ими.

  • Общспрофессионапьныс задачи педагогической деятельности решаются педаго­гами в процессе самой профессиональной деятельности, а подготовка студентов, будущих педагогов, к их решению осуществляется в процессе решения учебных задач в ходе теоретического обучения, педагогической практики, самостоятельной и исследовательской работы.

и»

В ходе исследования были выявлены особенности процесса подготовки сту­дентов педагогических вузов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Педагоги­ка».

В процессе изучения дисциплины «Педагогика» в педагогическом вузе студен­ты подготавливаются к решению совокупности современных общепрофессиональммх задач, различающихся но своей направленности ('на субъектов педагогического про­цесса, на их взаимодействие, на педагог ический процесс и образовательную среду, в которой этот процесс разворачивается), по своему содержанию (педагогическая диаг­ностика, педагогическое проектирование, педагогическое сопровождение, организа­ция деятельности, общения и о тношений), по средствам предлагаемых решений (раз­нообразные методы, формы и технологии обучения, воспитания, самообразования и самовоспитания).

Процесс подготовки студентов к решению современных общспрофсссиоиаль- пых задач осуществляется двумя взаимосвязанными путями. Во-первых, - через воо­ружение студентов научно-педагогическими знаниями, в том числе о сущности со­временных задач педагогической деятельности и о способах их решения. Во-вторых, - через «проживание» процесса изучения «Педагогики» как процесса решения учебных задач, связанных с типовыми общспрофсссиональпымип задачами современной педа­гогической деятельности.

Процесс подготовки студентов к решению современных общспрофсссиопаль- пых задач педагогической деятельности при изучении «Педагогики» осуществляется поэтапно: от отношения студентов к современной профессиональной педагогической деятельности к паучно-педагогичсским знаниям, а от них - к умениям решать обще- профеесиопальпыс задачи в имитационных условиях.

Проведенная в ходе исследования диагностика показала, что готовность сту­дентов к решению общенрофессиональпых задач различна и требует дифференциро­ванного подхода к процессу их подготовки, а именно:

  • выявления на основе педагогической диагностики готовности студентов к реше­нию современных общепрофессиопальных задач педагогической деятельности;

  • дифференциации студентов но их готовности к решению современных общеиро- фесеиональных задач;

  • разработки дифференцированных по содержанию, способам и формам решения учебных задач, связанных с общепрофессиональными задачами педагогической деятельности;

  • проектирования и реализации различных вариантов взаимодействия студентов и преподавателей, самих студентов в ходе решения учебных задач;

  • оказания дифференцированной помощи в выполнении и представлении сделан­ных решений;

  • текущего и итогового изучения готовности студентов к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности.

Критерием результативности подготовки студен тов педагогического вуза к решению современных общепрофессиональных задач педагогической деятельности в процессе изучения «Педагогики» является их готовность решать эти задачи на основе научно-педагогических знаний, отношения к профессиональной педагогической дея­тельности и накопленного опыта решения учебных задач. Показателями результативности выступают:

  • умения студентов решать задачи, которые проявляются в умениях анализировать



243

подбирать необходимую информацию для решения задами, выделять возможные решения, обосновывать и оценивать предложенное решение;

  • научно-педагогические знания, которые проявляются в умении использовать при­обретенные знания для решения задач и обоснования полученного решения:

  • положительное отношение студентов к профессиональной педагогической дея­тельности и се современным задачам, которое проявляется в активности, само­стоятельности, ответственности студентов в процессе подготовки.

Проведенное исследование позволило выявить педагогические условия подго­товки студентов к решению современных обшепрофесснопальпых задач в процессе

изучения «Педагогики», к которым относятся:

  • построение содержания учебной дисциплины «Педагогика» на основе заданного подхода, который требует оценки достаточности реализуемого содержания дис­циплины для подготовки студентов к решению всей совокупности современных общснрофесснопальных задач» внесения в него недостающих элементов или пере- структурнроваиия имеющихся элементов и выстраивания обогащенного содержа­ния в логике подготовки студентов к решению этих задач;

  • организация диалогового взаимодействия в процессе подготовки к решению со­временных типовых общепрофессиональных задач педагогической деятельности, которое обеспечивается вариативностью решений предлагаемых преподавателем проблем и задач, разнообразием форм осуществления взаимодействия, многова­риантностью позиций преподавателей и студен тов в процессе решения задач;

  • стимулирование положительного отношения студентов к современной педагоги­ческой деятельности и се задачам, которое осуществляется на основе постоянного изучения отношения студентов к этой деятельности и на основе дифференциро­ванного подхода к подготовке студентов к решению задач.

Литература

    1. Балл Г.А. Теория учебных задач: нсихолого-педагогичсский аспект. - М„ 1990.

    2. Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач. - Кострома: КГУ, 1994

    3. Новиков A.M. Учебная задача как дидактическая категория. Журнал «Мир обра­зования - образование в мирс»( 2006, №1.

    4. Компетснтностный подход в педагогическом образовании.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004.

    5. Кузьмина II.В. Способности, одаренность, талант учителя. —Л.: Знание, 1985.

    6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Спастенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.

Роботова Л. С.

МНОГОЛИКИЙ ОНЛИК СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Пока в себе не ощутишь последней простоты насущность, слова твои — пустая тишь, зачем ее слагать и слушать?

Б.Ахмадулипа

j

В юбилейный (90-ый!) год своей кафедры, наверное, надо начинать статью с