СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические и психологические основы общения в современном мире

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учителей-психологов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические и психологические основы общения в современном мире»

     Педагогические и психологические основы общения в современном мире Цель:  познакомить с педагогическими и психологическим основами общения в современном мире Выполнила работу Белоконова Елена Борисовна

Педагогические и психологические основы общения в современном мире

Цель:  познакомить с педагогическими и психологическим основами общения в современном мире

Выполнила работу

Белоконова Елена Борисовна

Педагогические основы общения Педагогическое общение  - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Педагогические основы общения

Педагогическое общение  - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся.

Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

Психологические основы общения В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Психологические основы общения

В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.

Потребности и мотивы личности в общении   Потребность в общении строится на фундаментальных основаниях – стремлении людей к сообществу и сотрудничеству)     Эгоистические, Альтруистические мотивы: манипулятивные мотивы: Потребность в доверительном общении (аффилиации) В милосердном отношении (альтруизме, бескорыстной помощи) В психологической поддержке -произвести впечатление -извлечение выгоды из общения (манипуляции сознанием и поведением) - доминировать, оказывать психологическое воздействие

Потребности и мотивы личности в общении Потребность в общении строится на фундаментальных основаниях – стремлении людей к сообществу и сотрудничеству)

Эгоистические,

Альтруистические мотивы:

манипулятивные мотивы:

  • Потребность в доверительном общении (аффилиации)
  • В милосердном отношении (альтруизме, бескорыстной помощи)
  • В психологической поддержке
  • -произвести впечатление
  • -извлечение выгоды из общения (манипуляции сознанием и поведением)
  • - доминировать, оказывать психологическое воздействие
Виды общения Выделяют два вида общения  Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.  Личностно-ориентированное общение , которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.  Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.

Виды общения

Выделяют два вида общения

Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

Личностно-ориентированное общение , которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.

Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.

Структура общения

Структура общения

Коммуникативная сторона общения   Коммуникация  (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникация  (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Интерактивная сторона общения   Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.

 Перцептивная сторона общения   Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п.

Перцептивная сторона общения

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п.

Каналы для осуществления  общения Речевой  (вербальный) Неречевой  (невербальный) Мимика, движения, позы Жесты Походка, контакт глаз Слова ,интонация, звуки Значение и смысл слов, фраз Речевые, звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция, выразительность голоса.

Каналы для осуществления общения

Речевой

(вербальный)

Неречевой

(невербальный)

  • Мимика, движения, позы
  • Жесты
  • Походка, контакт глаз
  • Слова ,интонация, звуки
  • Значение и смысл слов, фраз
  • Речевые, звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция, выразительность голоса.
Роль каналов общения Психологи установили, что в процессе общения основную информацию о партнере человек получает через  невербальный канал (жесты, поза, мимика, пространственное расположение)-53%. интонация, голос, темп речи дают 38% информации.  меньше всего информации человек получает в коммуникативном акте через значение и смысл слов – 7%. Это объясняется тем, что словам мы меньше всего доверяем. Тело и голос человека лгать не умеют.

Роль каналов общения

Психологи установили, что в процессе общения основную информацию о партнере человек получает через

  • невербальный канал (жесты, поза, мимика, пространственное расположение)-53%.
  • интонация, голос, темп речи дают 38% информации.
  • меньше всего информации человек получает в коммуникативном акте через значение и смысл слов – 7%.

Это объясняется тем, что словам мы меньше всего доверяем. Тело и голос человека лгать не умеют.

Вербальный канал общения Словесное общение называется вербальным . Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Вербальный канал общения

Словесное общение называется вербальным . Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.

Вербальные средства общения Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя: речевое акустическое проявление значение слова или фразы; выразительное качество голоса.

Вербальные средства общения

Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:

  • речевое акустическое проявление
  • значение слова или фразы;
  • выразительное качество голоса.
Невербальный канал общения Выделяют невербальные проявления эмоций и подсознательных побуждений или скрываемого отношения   Жесты нервозности, неуверенности: переплетены пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула, прежде чем сесть на него. Жесты самоконтроля: руки заложены за спину, Жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле одна при этом сжимает другую. Жесты расположения: прикладывание рук к груди, прикосновение к собеседнику . Жесты отрицания: сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус.  Жесты доминирования: выставление напоказ больших пальцев (за ремень), резкие взмахи руками сверху вниз. Жесты неискренности: «прикрытие рта рукой», прикосновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

Невербальный канал общения

Выделяют невербальные проявления эмоций и подсознательных побуждений или скрываемого отношения

Жесты нервозности, неуверенности: переплетены пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула, прежде чем сесть на него.

Жесты самоконтроля: руки заложены за спину,

Жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле

одна при этом сжимает другую.

Жесты расположения: прикладывание рук к груди, прикосновение к собеседнику .

Жесты отрицания: сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус.

Жесты доминирования: выставление напоказ больших пальцев (за ремень), резкие взмахи руками сверху вниз.

Жесты неискренности: «прикрытие рта рукой», прикосновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».

Проксемика - пространственные закономерности общения Социальное расстояние  (от 120 до 260 см) – подобная дистанция наиболее удобна для формального общения Личное пространство  (до 120 см) – оптимальное расстояние для разговора, беседы(от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику) Публичная зона (более 3 м) – общение докладчика с аудиторией Интимное расстояние – от непосредственного физического контакта до 40-45 см (тесный психологический контакт, эмоциаональная близость)

Проксемика - пространственные закономерности общения

Социальное расстояние

(от 120 до 260 см) – подобная дистанция наиболее удобна для формального общения

Личное пространство

(до 120 см) – оптимальное расстояние для разговора, беседы(от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику)

Публичная зона (более 3 м) – общение докладчика с аудиторией

Интимное расстояние

от непосредственного физического контакта до 40-45 см (тесный психологический контакт, эмоциаональная близость)

Барьеры в общении В целом все барьеры общения можно подразделить на социальные и психологические . Психологические барьеры могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения. Социальные барьеры возникают из-за несовпадений статусов, уровня образования религиозных взглядов, политических и профессиональных установок личности и т.д.

Барьеры в общении

В целом все барьеры общения можно подразделить на социальные и психологические .

Психологические барьеры могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.

Социальные барьеры возникают из-за несовпадений статусов, уровня образования религиозных взглядов, политических и профессиональных установок личности и т.д.

Барьеры восприятия в общении

Барьеры восприятия в общении

Барьеры восприятия в общении

Барьеры восприятия в общении

Способы преодоления барьеров Высказывайте свою позицию косвенно, не стремитесь излишне рекламировать свое предложение.  Не извиняйтесь за то, что обращаетесь с просьбой. Если начинаете чувствовать раздражение, усильте самоконтроль, иначе у партнера может сработать отрицательная защитная реакция.  Избегайте грубости, высокомерия, менторского тона. Не критикуйте человека в присутствии других.  Если Вам необходимо упрекнуть человека, начните с похвалы.

Способы преодоления барьеров

  • Высказывайте свою позицию косвенно, не стремитесь излишне рекламировать свое предложение.
  • Не извиняйтесь за то, что обращаетесь с просьбой.
  • Если начинаете чувствовать раздражение, усильте самоконтроль, иначе у партнера может сработать отрицательная защитная реакция.
  • Избегайте грубости, высокомерия, менторского тона. Не критикуйте человека в присутствии других.
  • Если Вам необходимо упрекнуть человека, начните с похвалы.
Способы преодоления барьеров  Не нужно недооценивать интеллект партнера, считая себя умнее.  Не загоняйте собеседника в угол. Позвольте ему отступить, сохраняя чувство собственного достоинства.  Уходите от открытой конфронтации.  Старайтесь не слишком часто прерывать собеседника. Выслушайте его, даже если это займет много времени.  Если Вы хотите развить у человека определенное качество, ведите себя так, будто это качество у него уже есть. Хвалите человека.

Способы преодоления барьеров

  • Не нужно недооценивать интеллект партнера, считая себя умнее.
  • Не загоняйте собеседника в угол. Позвольте ему отступить, сохраняя чувство собственного достоинства.
  • Уходите от открытой конфронтации.
  • Старайтесь не слишком часто прерывать собеседника. Выслушайте его, даже если это займет много времени.
  • Если Вы хотите развить у человека определенное качество, ведите себя так, будто это качество у него уже есть. Хвалите человека.
Значение общения в современном мире Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека  Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги, и психологи. 

Значение общения в современном мире

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека 

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги, и психологи.