Педагогические и психологические основы общения в современном мире
Цель: познакомить с педагогическими и психологическим основами общения в современном мире
Выполнила работу
Белоконова Елена Борисовна
Педагогические основы общения
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся.
Педагогическое общение выполняет функции познания личности, обмена информацией, организация деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.
Психологические основы общения
В психологии под понятием «общение» понимают форму деятельности, которая осуществляется между людьми и заключается в обмене информацией между ними.
Потребности и мотивы личности в общении Потребность в общении строится на фундаментальных основаниях – стремлении людей к сообществу и сотрудничеству)
Эгоистические,
Альтруистические мотивы:
манипулятивные мотивы:
- Потребность в доверительном общении (аффилиации)
- В милосердном отношении (альтруизме, бескорыстной помощи)
- В психологической поддержке
- -произвести впечатление
- -извлечение выгоды из общения (манипуляции сознанием и поведением)
- - доминировать, оказывать психологическое воздействие
Виды общения
Выделяют два вида общения
Социально-ориентированное общение в ходе, которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
Личностно-ориентированное общение , которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность.
Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если работает с учеником один на один, то общение личностно ориентировано.
Структура общения
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие является необходимым элементом совместной деятельности. Без организации взаимодействия проблематично достижение результативной социальной активности.
Перцептивная сторона общения
Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п.
Каналы для осуществления общения
Речевой
(вербальный)
Неречевой
(невербальный)
- Мимика, движения, позы
- Жесты
- Походка, контакт глаз
- Слова ,интонация, звуки
- Значение и смысл слов, фраз
- Речевые, звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность, ритм, тембр, интонация, дикция, выразительность голоса.
Роль каналов общения
Психологи установили, что в процессе общения основную информацию о партнере человек получает через
- невербальный канал (жесты, поза, мимика, пространственное расположение)-53%.
- интонация, голос, темп речи дают 38% информации.
- меньше всего информации человек получает в коммуникативном акте через значение и смысл слов – 7%.
Это объясняется тем, что словам мы меньше всего доверяем. Тело и голос человека лгать не умеют.
Вербальный канал общения
Словесное общение называется вербальным . Люди, используя разговорную речь, вербально общаются между собой. Свыше 3000 слов за час и до 30000 слов в день – такое среднестатистическое количество вербальных знаков человек произносит в современном мире.
Вербальные средства общения
Вербальные средства общения – это инструменты для взаимодействия людей при помощи речи, они включают в себя:
- речевое акустическое проявление
- значение слова или фразы;
- выразительное качество голоса.
Невербальный канал общения
Выделяют невербальные проявления эмоций и подсознательных побуждений или скрываемого отношения
Жесты нервозности, неуверенности: переплетены пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула, прежде чем сесть на него.
Жесты самоконтроля: руки заложены за спину,
Жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле
одна при этом сжимает другую.
Жесты расположения: прикладывание рук к груди, прикосновение к собеседнику .
Жесты отрицания: сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус.
Жесты доминирования: выставление напоказ больших пальцев (за ремень), резкие взмахи руками сверху вниз.
Жесты неискренности: «прикрытие рта рукой», прикосновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».
Проксемика - пространственные закономерности общения
Социальное расстояние
(от 120 до 260 см) – подобная дистанция наиболее удобна для формального общения
Личное пространство
(до 120 см) – оптимальное расстояние для разговора, беседы(от вежливого пребывания в одном пространстве до теплого интереса к собеседнику)
Публичная зона (более 3 м) – общение докладчика с аудиторией
Интимное расстояние –
от непосредственного физического контакта до 40-45 см (тесный психологический контакт, эмоциаональная близость)
Барьеры в общении
В целом все барьеры общения можно подразделить на социальные и психологические .
Психологические барьеры могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, манерами общения.
Социальные барьеры возникают из-за несовпадений статусов, уровня образования религиозных взглядов, политических и профессиональных установок личности и т.д.
Барьеры восприятия в общении
Барьеры восприятия в общении
Способы преодоления барьеров
- Высказывайте свою позицию косвенно, не стремитесь излишне рекламировать свое предложение.
- Не извиняйтесь за то, что обращаетесь с просьбой.
- Если начинаете чувствовать раздражение, усильте самоконтроль, иначе у партнера может сработать отрицательная защитная реакция.
- Избегайте грубости, высокомерия, менторского тона. Не критикуйте человека в присутствии других.
- Если Вам необходимо упрекнуть человека, начните с похвалы.
Способы преодоления барьеров
- Не нужно недооценивать интеллект партнера, считая себя умнее.
- Не загоняйте собеседника в угол. Позвольте ему отступить, сохраняя чувство собственного достоинства.
- Уходите от открытой конфронтации.
- Старайтесь не слишком часто прерывать собеседника. Выслушайте его, даже если это займет много времени.
- Если Вы хотите развить у человека определенное качество, ведите себя так, будто это качество у него уже есть. Хвалите человека.
Значение общения в современном мире
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются и философы, и социологи, и экономисты, и юристы, и педагоги, и психологи.