СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические методы развития технического творчества учащихся на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогические методы развития технического творчества учащихся на уроках технологии»

УДК 372.862


Педагогические методы развития технического

творчества учащихся на уроках технологии.

Лемесов В.В., учитель первой категории, МБОУ «СОШ 62» г. Чебоксары


Краткая аннотация: от практики к творческому проекту вот путь начинающего маленького изобретателя. Уроки технологии это площадка для развития интереса у детей к новаторству, творчеству, через практику. Этот большой потенциал необходимо учитывать и беречь. Без прикладных наук не будет будущих Кулибиных, Королёвых, Ломоносовых, Циолковских. Если потенциал Российской науки куётся в школе, то будущие изобретатели на уроках технологии.

Ключевые слова: творчество, наука, технология, практика, инновации, техника.


Pedagogical methods for the develop technical creativity

of pupils at the technology lessons.

Lemesov V.V., the first category teacher, secondary school № 62, Cheboksary


Annotation: The way of a young inventor is the way from practice to a creative project. Technology lessons are a basis for developing children's interest in innovation, creativity through practice. This great potential must be taken into account and protected. Without applied sciences, there will be no future Kulibins, Korolevs, Lomonosovs, Tsiolkovskys. If the potential of Russian science is produced at school, then future inventors are produced at technology lessons.


Key words: creativity, science, technology, practice, innovation, technology.


Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

Максим Горький. [4]


Мой педагогический стаж восемь лет. За годы работы в школе я приобрел большой опыт в организации работы с детьми. Этим я хочу поделиться. Все свои уроки стараюсь формировать так, чтобы дети выполняли больше практических работ и меньше выполняли письменной работы.

Практика- это фундамент к развитию творчества. Иногда идеи предоставляют и сами учащиеся. Не стоит недооценивать учеников. Ведь их образ мышления не ограничен рамками взрослого восприятия. Приведу пример: на уроке была задача выполнить зачистку алюминиевого провода. После выполнения задания полученную проволоку нужно было положить в коробку. Самой собой заготовки там перемешались. Детям предложил завернуть заготовки в тетрадный лист и подписать. Появилась проблема - заготовки выпадали и снова перемешивались и терялись. Решение данной задачи было оригинально и в тоже время просто в исполнении, а подал эту идею пятиклассник. Нужно было продеть проволоку через бумагу несколько раз, как нитку через ткань, и всё!

«Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.»

Константин Дмитриевич Ушинский. [1]

Нужно наказывать за баловство. Вот мысль, которая часто посещает учителя при виде нерадивого ученика. А может баловство это своего рода процесс познания? Он просто не контролируемый, но все, же процесс. Мы проходили тему «гибка металла из тонколистового металла и проволоки». Практическая работа заключалась в выполнении учащимися пятых классов розы из металла. Бутон розы - это вырезанный из жести лепестки, а стебель алюминиевая проволока.

Последняя операция заключалась в закреплении бутона на стебле. Крепежным элементом служило кольцо в виде одного витка алюминиевой проволоки, которую зажимали в тесках и тем самым фиксировали бутон на стебле. Пока одни ученики выполняли поставленное задание. Один из учеников, стоя у тисков, из баловства, и с увлечением наматывал проволоку на стальной стержень. Он и не думал применять полученную им пружину к своему изделию.

Вид этой пружины натолкнул меня на мысль. Использовать не один виток в изготовлении кольца, а несколько. В итоге бутон держался крепче, чем изначально. И всё это благодаря ученику, который занимался не тем, чем должен был.


Практика не бывает без ошибок. Да же ошибки при выполнении заданий учениками могут послужить стимулом для творческого решения. Таким примером для меня послужил случай с выполнением яхты из дерева. Это задание для шестых классов. Установка мачты это особая процедура. Найти ее расположение на палубе по образцу не тяжело. Но рассчитать глубину сверления для ее установки не всем удается. Иногда глубины отверстия не хватает и мачта не фиксируется, а можно и не по центру попасть, и мачта будет закреплена у борта.

Один из учеников умудрился просверлить палубу насквозь. Работа испорчена, и вместо того чтобы сдаться он нашел решение. Соорудил пьедестал с отверстием в центре под диаметр мачты. Теперь мачта удерживает яхту на подставке. Работа над ошибками «позволяет формировать у обучающихся особые умственные действия и операции, учиться на собственных ошибках и добиться значительного повышения качества преподавания предмета». [1]

Таких примеров множество и оригинальности решений проблемы детьми могли бы позавидовать многие взрослые. Давать возможность решить проблему, а не заострять внимание ученика на ней и есть задача педагога. Такой подход давал свои результаты. Ученики, набрав нужный опыт, знания сами приходили со своими идеями. За все время работы недостатка участников в научно-практических конференциях у меня не было.

«Знаете ли вы, что для иных учителей нет больших мук в мире, чем слишком верующие и последовательные ученики?»

Лев Шестов. [4]

Идея создать WI-FI антенну пришла в голову ученику 7 класса Антону, когда он увидел самодельную антенну в интернете. Идея не вызвала должного внимания, со стороны учителя физики. И с этой идей он решил, обратился ко мне. Это был не только его первый шаг в науку, но и один из первых серьезных моих проектов с учащимися. Я считаю важным в проектной деятельности это совместную работу ученика и учителя

«Мы ничему не учимся у того, кто говорит: делай, как я. Единственными нашими учителями являются те, кто говорят «делай со мной».

Жиль Делез [3]

Над проектом работали почти год. От идеи, разработки формы антенны, до определения наилучшего отражателя (пластины с медным, алюминиевым, серебряным напылением) и так далее. Провели кучу опытов. Даже связались с моим другом заведующим лабораториями физмата. Итогом нашей работы грамота победителя Республиканской научно-практической конференции «Поиск».

Любопытство это главное, что послужило нашим стимулом заняться данной работой. В то время я не обладал достаточными знаниями для реализации проекта Антона. Мне пришлось многому научиться. И прежде чем достигнуть результата, мы вместе совершали в процессе работы над антенной много ошибок и выявляли недостатки устройства. Работа над ошибками дала плоды. Показала, в каком направлении нужно работать, на что обращать внимание и какие ставить задачи. Это был мой самый первый и ценный опыт работы в техническом творчестве.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин. 1829 [2]

Проектная деятельность дала толчок к реализации различных инноваций на уроках. Одна такая идея – это использовать желания детей для приобретения ими знаний. Мечта детей должна быть исполнена. Такой вывод я сделал в окружении моих пятиклассников, уговоривших меня делать с ними керамбиты. А свои обещания я всегда сдерживаю.

В начале первой четверти, следующего учебного года мы приступили к выполнению проекта. Многие даже приносили свои эскизы. Дошло до того, что ученики хотели делать не только керамбит. Иногда после звонка с урока приходилось выгонять учеников из мастерских на другие уроки по расписанию. Даже в перемены они пилили, выпиливали, строгали, сверлили, выжигали. Это был бесконечный конвейер, который невозможно остановить. Были даже просьбы остаться после уроков. Я с облегчение встречал завершение первой четверти и с чувством выполненного долга. У каждого был заветный керамбит, который они, наконец-то, забрали себе домой.

После этого практического задания недостатка в желающих заниматься творческими проектами у меня не было. Так как использовать желания и любопытство детей на уроках технологии дает свои плоды и продолжается уже семь лет. И я не собираюсь останавливаться на достигнутом результате, потому что нет границ для творческой мысли.


Список литературы/ References


  1. Самсонова Н.А. Работа над ошибками как элемент повышения качества знаний обучающихся:сборник материаловIV Международной научно-практической конференции Чебоксары, 2015 г.с. 351-353

  2. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 464.

  3. Делез, Ж. Логика смысла / Делез Ж.; пер. с фр. Я.И. Свирского. – М.: Академический Проект, 2011. – 472 с.

  4. https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-lva-shestova


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!