СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические технологии «Технология мастерских». Методические материалы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии «Технология мастерских». Методические материалы.»


Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества «Химмашевец»












ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНОЛОГИИ

«ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ»

методические материалы






Разработчик: Ржанникова Е.А.

Педагог дополнительного образования














Екатеринбург

2018

Введение.


Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Как показывает анализ педагогической практики, за последние годы четко обозначился переход на гуманистические способы обучения детей. Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, и совершенствование методических принципов, связанных с индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов обучающихся, реализацией их творческого потенциала.

Одним из важных направлений разрешения проблем является разработка и внедрение педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности обучающихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям гуманистической школы.

Внедрение в учебный процесс «технологии мастерских» требует, не только адаптации обучающегося к новому обучению, не только психологической готовности обучающихся к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы – отношений педагога и обучающегося в учебном процессе, стиля поведения педагога. Таким образом, имеет место ситуация, в которой обучающийся учится сам, а педагог осуществляет всестороннее управление его обучением, мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Ознакомившись с материалами данного пособия, читатель получит знания о технологии мастерских и возможность применения данной технологии на практике.








Технология мастерских

Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу.

Н. Бердяев

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания ЖФЭН (GFEN)»; она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, гуманистической психологии Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

Свое название технология получила от того, что в ней есть мастер, создающий алгоритм действий, разворачивающий творческий процесс, в котором принимают участие все, включая самого мастера.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, что является очень непростой задачей для педагога.

Правильно построенный мастером-педагогом алгоритм деятельности, приносит благодарные результаты, выражающиеся в овладении обучающимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Целью данной технологии - является ознакомление и предоставление обучающимся педагогических средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.

Педагогу важно проделать с обучающимися путь от культуры полезности к культуре достоинства. Научить обучающихся мыслить раскованно и творчески.

В основу технологии мастерских легли следующие концептуальные соображения:

- сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;-

-отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства обучающихся;

- культурные формы лишь предлагаются обучающемуся, но не навязываются;

- в мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем;

-материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий;

- процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

-в отличие от занятия, знания на мастерских не даются, а выстраиваются;

-обучающийся имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания;

- педагог это садовник, выращивающий растение - обучающегося, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.

В технологии мастерских существуют свои организационные условия.

Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу обучающихся в нужное русло, но внутри каждого задания обучающиеся абсолютно свободны. Они каждый раз осуществляют выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями обучающихся по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется всему коллективу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и над предметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности обучающихся.

В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных над предметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, аналогии, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.

Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения.

Панель - это этап актуализации знаний в данной области дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда обучающийся будет работать с материалом: литературой, красками, схемами, материалами. Идет «деконструкция»: превращение материала в «хаос», смешение явлений, событий, слов…

Сначала идет самостоятельная работа обучающегося, затем проект обговаривается в группе. Группа фиксирует информацию, обдумывает и предлагает свою версию, которая опять будет усовершенствована на следующем этапе.

Общеобразовательные мастерские формируют у обучающихся общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.

Особенности методики заключаются в том, что Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности обучающихся в составе малой группы (10-15человек) при участии педагога-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся.

Основными элементами технологии являются методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Любая мастерская начинается с индуктора – первого задания, приема, обеспечивающего наведение на проблему.

Составляя индуктор, мастер-педагогдолжен соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у обучающихся.

Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для обучающихся, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (обучающегося), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).

Широкий индуктор рассчитывается на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.

Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом обучающемся, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у обучающегося вообще нет потребности изучать, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых потребностей: быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.

Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы обучающиеся сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы,

Социоконструкция - Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств обучающихся (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем обучающиеся свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.

Социализация. Всякое выступление обучающегося в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо.

Афиширование - вывешивание работ обучающихся и мастера (рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, мастер, другой обучающийся).

Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова озарение, инсайд, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание обучающегося мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Это то, что в традиционной технологии преподносится обучающемуся, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью товарища, мастера, педагога, родителя. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия– последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у обучающихся в ходе мастерской. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Мастерская дает обучающимся творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания».

Важна позиция ведущего мастера-педагога- это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов, обсудить причины неудач, составить программу действий.

Проводя мастерскую, мастер-педагог никогда не стремится просто передать знания. Все задания мастера-педагога и его действия направлены на подключение воображения обучающегося, на создание такой атмосферы, чтобы обучающийся проявил себя как творец.

Мастер-педагог создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, включает эмоциональную сферу обучающегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность обучающегося в изучении проблемы (темы).

Работая вместе со всеми, мастер равен обучающемуся в поиске знания, необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней обучающихся.

Мастер-педагог исключает официальное оценивание работы обучающегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки обучающегося и ее изменения, самокоррекции.

Изучение предмета с помощью мастерских - это цепочка заданий, которая продумана педагогом так, чтобы постоянно углублять представление обучающегося об объекте исследования, демонстрировать неполноту представлений о нем.

Первое задание в этой цепочке связано с процессом деконструкции («разрушением» имеющихся знаний, указанием на их неполноту); второе задание связано с процессом реконструкции (построение нового знания с учетом открытий, сделанных на первом этапе); далее - снова «разрушение» и снова построение более совершенного видения предмета исследования и т.д. Такая последовательность заданий все время поддерживает интерес, позволяет понять, что нет итогового знания как непреложной и единственно возможной истины. Процесс познания бесконечен, и вклад каждого обучающегося в него немаловажен.

Где-то в этой цепочке заданий мастером должен быть запланирован «разрыв». Это самое уникальное явление, ради которого и создается мастерская. Это кульминация творческого процесса. «Разрыв» - некое озарение, новое (неожиданно для человека возникшее) видение предмета, явления, самого себя. Переживание «разрыва» - это когда никто не ожидает, что придется осмыслить и собственные личностные качества, или когда возникает неизбежный тупиковый вопрос, разрешить который - значит преодолеть, превзойти себя вчерашнего.

Мастерская рассматривается как психологический тренинг, помогает добраться до самого тайного в человеке, вызвать из него то, что он и не желал бы показывать; в этом состоит опасность действий мастера. Миссия мастера: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.


Рекомендуемая литература

  1. Белова Н. Урок-мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. - 1997. - №1.

  2. Окунев А. Как учить не уча. - СПб.: Питер-Пресс, 1996.

  1. Педагогика наших дней / Сост. В.П. Бедерханова. - Краснодар, 1989.

  2. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. - Спб, 1995.

  3. Погружение - методика будущего. - М., 1999.