СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе обобщен педагогический опыт учителя.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт»

Представление педагогического опыта учителя истории и обществознания

МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Гудошниковой Натальи Николаевны

(Педагогический стаж – 6 лет)

Тема опыта: Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

Актуальность, идея, теоретическая база и технология опыта

С проблемой формирования положительной мотивации учащихся сталкиваются многие педагоги. Нет, и не может быть универсального решения этой задачи, поэтому учитель сам находит оптимальные пути, исходя из особенностей классного коллектива, возрастной группы учащихся, уровня их готовности и к позитивной учебной деятельности. Конечной целью работы с детьми в этом направлении является достижение наивысшего проявления мотивации – стойкого интереса к предмету. Часто процесс обучения превращается для детей в обыденную повинность. Происходит это тогда, когда школа и учеба перестают быть органичной частью жизни школьника. Если ребенок чувствует, что он не полноправный участник учебного процесса, а всего, лишь пассивный субъект, обязанный воспринимать наваливающийся на него поток теоретической информации, то достичь высокого уровня мотивации будет сложно. Снижение или отсутствие интереса к учению, к школе может происходить и по причине «внутреннего отхода от школы», как отмечал А.Н.Леонтьев. Объясняется это тем, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни. Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения. В основе создания условий для положительной мотивации школьника лежит интерес. Пробуждение в нем интереса - процесс, в котором педагогу отведена одна из главных ролей. Интерес ребенка к учению напрямую зависит от содержания образования, поэтому мы не должны удивляться, когда в одном случае ученик на уроках проявляет апатию и полное безразличие, а в другом – понастоящему и с интересом трудится. 
И как учителя меня в первую очередь волнует вопрос: как добиться, чтобы с возрастом у детей не пропал интерес к получению знаний, чтобы не потухли глаза, не исчезло пытливое «Почему?» и «Зачем?» С этой задачей приходится сталкиваться на каждом уроке, и подсказку решения проблемы дали сами дети, предложив как-то на уроке «А давайте поиграем!» как же они удивились, получив мое согласие, а не запрет. И как удивилась я сама, когда урок прошел ярко, интересно и как-то удивительно быстро. Так возникла моя педагогическая идея, которую кратко можно сформулировать: «Учи играя».

Известно, что именно игра является средством всестороннего развития ребенка. Она дает возможность раскрыться организаторским и творческим способностям, объединяет детей в коллектив, учит искать совместные решения, раскрепощает ребенка. В атмосфере свободы и доброжелательности дети готовы постигать новые знания и делают это охотно, с большим желанием. В игре все наглядно, образно и запоминается само собой.

Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания позволяет вызвать у учеников живой интерес к предмету, предоставить дополнительную информацию как об истории вообще, так и об историческом факте конкретно, дать более глубокие знания, которые выходят за рамки школьной программы, что обеспечивает высокий уровень их достижения. На таких уроках школьники учатся дискутировать, рассуждать, отстаивать свое мнение.

На своих уроках использую приемы деловой игры, где ученик получает роль современника, исследующего исторического события; игры-обсуждения, в процессе которых воссоздается воображаемая ситуация, а дети включаются в спор, дискуссию; ретроспективной игры, моделирующей ситуацию, которая ставит учащихся в позицию очевидцев исторических событий, а тексты диалогов составляют сами дети. Тренинговые игры, игры с внешними жесткими правилами, такие как «исторические крестики-нолики», исторический «батл» позволяют детям вспомнить исторические даты, термины, включиться в поиск неизвестного для них материала.

В основу моей педагогической работы лежат следующие принципы:

1 Личностно-развивающий принцип – каждый урок воспитывает нравственно.

2 Принцип деятельностного подхода к творческому развитию личности – применение на каждом уроке разнообразных видов работы. Если учителю самому неинтересно на уроке, нельзя требовать этого интереса от детей.

3 Принцип сотрудничества и взаимопомощи. Объясняю ученикам: не знаешь как – спроси товарищей. Это помогает не только научить одноклассника, но и научиться самому.

4 Принцип учения без принуждения. Чем больше положительных эмоций, тем легче процесс обучения. Урок не должен быть монотонным и скучным, избежать этого помогает ободряющее слово, похвала и добрый юмор.

Я совсем недолго работаю в школе, но первые результаты уже есть – это безусловно, активные, инициативные, неравнодушные дети. Школа дает знания только тем, кто согласен их взять, а научить можно лишь тому, что любишь. Работа учителя трудная и ответственная, но интересная и творческая. Стать учителем дано не каждому. Лишь тот, кто может впустить в свое сердце ребенка, подарить ему любовь, заботу, теплоту, способен быть учителем. Другой работы я себе не представляю. А поддерживает меня великая сила – доверие и уважение моих учеников!

Анализ результативности

Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты. Учащиеся активно принимают участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях разного уровня и занимают призовые места:

Учебный год

Предмет

Ф. И. участника

Уровень

Результат

2016-2017

История

Дружинкин Николай

муниципальный

призер

Обществознание

Яковлева Жанна

призер

Устинова Татьяна

призер

Право

Ильенкова Елена

призер

Дружинкин Николай

призер

Чегодайкин Илья

призер

Экономика

Чегодайкин Илья

победитель

2017-2018

история

Кудашкина Дарья

муниципальный

победитель

Воронин Антон

приезр

Борина Карина

призер

обществознание

Кудашкина Дарья

призер

Кавторев Дмитрий

призер

Воронин Антон

призер

Морева Валерия

призер

Экономика

Морева Валерия

призер


Учебный год

Название олимпиады

Предмет

Ф.И. участника

Уровень

Результат

2016-2017

Международная онлайн-олимпиада Фоксворд IV сезон

обществознание

Щукина Екатерина

Международный

Диплом I степени

Чегодайкин Илья

Диплом III степени

2017-2018

ОВИО «Наше наследие»

история

Кудашкина Дарья

Муниципальный

Победитель

Ямакова Карина

Победитель

Борина Карина

Призер

Полозова Юлия

Призер

Шишканова Олеся

Призер

Морева Валерия

Призер

II межрайонная олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди обучающихся

Право

Антипова Мария

Межрайонный

Призер

Открытая Евсевьевская олимпиады

обществознание

Морева Валерия

Республиканский

Призер

Межрегиональная олимпиады «Альфа»

обществознание

Морева Валерия

Межрегиональный

Призер

Олимпиада РАНХ и ГС при Президенте РФ

обществознание

Морева Валерия

Всероссийский (заочный этап)

Призер

Олимпиада РАНХ и ГС при Президенте РФ

история

Морева Валерия

Всероссийский (заочный этап)

Призер

Своей работой я делюсь с коллегами: провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступаю с сообщениями на уровне лицея, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, в работе научно-практических конференций, посещаю уроки учителей района, общаюсь с коллегами в сети Интернет.

Мною разработаны уроки, мероприятия, презентации, которые могут помочь как учителю, так и ученику. С опытом моей работы можно познакомиться в сети Интернет - проекты для учителей Multiurok.ru.