СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Обобщение педагогического опыта

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт»



Представление педагогического опыта

Невлютовой Галии Наильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ«СОШ №10» Рузаевского муниципального района,






  1. Введение.

Писатель дарит людям книги, художник–картины, музыкант - песни.

Но самое огромное счастье - воспитать на Земле Человека, сильного, мудрого, самостоятельного.

В современном обществе процесс обучения должен формировать жизненные позиции ученика, так как заказ общества - яркая творческая личность. Человек должен стать творцом своей деятельности. А задача учителя - будить творческую мысль каждого ученика, «питать» ее свежей струей родника, помочь найти шаги в творчестве.

Я работаю в школе с 1993 года. Вот уже 28 лет каждый день с радостным ожиданием встречи с моими учениками вхожу в класс и говорю: «Здравствуйте, ребята».

Самым главным принципом в своей работе считаю развитие и раскрытие творческого потенциала детей, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые чувства, воспитывать и обучать, исходя из запросов и интересов. В своей деятельности стараюсь придерживаться правила: «Обучая, воспитывать - воспитывая, обучай».

Пятый год работаю над проблемой «Уроки внеклассного чтения как средство повышения читательской самостоятельности учащихся». Выбор данной темы актуален. Педагоги в последние годы испытывают большую тревогу и озабоченность из-за того, что читательская культура подрастающего поколения значительно снизилась. Я считаю, что идея формирования читательской самостоятельности учащихся является значимой.

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям привлекли мое внимание. Перед собой я ставила вопросы: Как сделать так, чтобы ребята хотели читать? Сделать так, чтобы уроки литературы помогли каждому найти себя? Наверное, не заставлять, а увлечь, не ограничивать, а представлять свободу выбора. Вот такой круг вопросов я пыталась и пытаюсь решить через вышеуказанную проблему.



1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для

совершенствования учебно-воспитательного процесса .



В своей педагогической работе я исходила из опыта педагогов-новаторов. Меня заинтересовала методика проведения уроков внеклассного чтения. Познакомилась с методикой В.Г. Маранцмана, В. П. Полухиной, В. Шереметьевской. Изучив методику, пришла к выводу, что внеклассное чтение вводит учащихся в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у школьников собственное видение и восприятие окружающей действительности.

Рассмотрим понятие «читательской самостоятельности» в работах разных авторов (таблице 1).

Таблица 1.

Сущность понятия «читательская самостоятельность», предложенная различными авторами



Исследователь

Суть взглядов

К. Ушинский

Читательская самостоятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его

Н. Рубакин

        

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью

Н. Светловская

Читательская самостоятельность – это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными затратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт в книгах пока не описан

Г. Наумчук

Читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации

О. Джежелей

Читательская самостоятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта

С. Дорошенко

Читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное.

        

Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.

Для ее формирования в процессе внеклассного чтения необходимо соблюдать ряд требований:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Школьники приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнениями, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставится в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все непонятные слова на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги. Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

7. Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения. Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи. Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую, чем обычно, самостоятельность учащихся, на развернутые, несложные ответы, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг.

На основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых рассмотрим принципы организации уроков внеклассного чтения (табл. 2).

Таблица 2.

Принципы организации внеклассного чтения, предложенные разными авторами



Исследователь

Основные принципы организации внеклассного чтения

О.Джежелей

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

- последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся

С.Михалков, Т.Полозова        

ориентация на общее требование связи обучения с жизнью

Т.Калечич

связь классного и внеклассного материала

Н.Светловская

- комплексный подход: при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач

- внеурочная подготовка учащихся

М.Качурин         

тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов

К.Мальцева, М.Борисова

взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о необходимости использования на уроках внеклассного чтения все перечисленные принципы, ибо правила их реализации во взаимосвязи позволяют развивать читательскую самостоятельность школьников.

Осознанность чтения – это понимание читающим:

  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному.

  • содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чем говорится в данной части, но и что этим сказано;

  • содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;

  • слов, употребленных как в прямом, так и в переносном смысле.

При планировании системы уроков внеклассного чтения стараюсь предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа,  обзор, композиция, концерт, семинар,  викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации  читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства,  межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

2. Условия формирования основной идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

Задачи уроков внеклассного чтения 5-9 классы

Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике.

Требования к урокам внеклассного чтения

Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.

В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.

Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.

Желательно чаще проводить игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

Уроки-игры, семинары, конференции, концерты надо проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для всех.

Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.

Сотворчество, содружество. Учащиеся – это творцы урока.

Глубина осознанности зависит от возрастных запросов и возможностей читателя, уровня его общего развития, начитанности, жизненного опыта и других факторов. Именно поэтому одно и то же произведение может быть по-разному понято и осознано любым человеком, независимо от того, взрослый это читатель или ребёнок.

Создание именно системы  занятий, несколько свободных от программных требований  по внеклассному чтению позволяют уделять больше внимания именно развитию личности школьника  литературному воспитанию, и в частности, развитию личностных творческих способностей учащихся.

Одним из благоприятных периодов развития читательской самостоятельности является средний школьный возраст. Именно в этом возрасте совершенствуется читательское восприятие, развивается художественный вкус. Для полноценного решения задач внеклассного чтения необходимо использовать задания, которые тренируют школьников в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе. При этом учитель на уроке должен активно использовать различный иллюстративный материала, дидактические игры, викторины.

3. Технология опыта.

Система конкретных педагогических действий,

содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.



С целью повышения интереса учащихся к самостоятельному чтению художественной литературы на базе нашей школы уже седьмой год проводится читательская конференция « Чтение без границ». Мы, учителя-словесники, разрабатываем положение конференции, приглашаем учащихся Рузаевского муниципального района к нам в школу. Для детей 5-6 классов проводим игру ЧТО? ГДЕ? КОГДА? (например, по мифам Древней Греции или «Знаешь ли ты сказки?».) Ребята 7-8 классов презентуют понравившееся произведение из сборника рассказов В.П. Астафьева « Последний поклон». Презентация книги сопровождается либо инсценировкой эпизода, либо электронной презентацией.

В 2017-2018 учебном году очень живо прошел разговор по роману Б.Васильева « В списках не значился», в 2018-20 19 - обсуждалась повесть Эрнеста Хэмингуэя « Старик и море»,в 2019-2020 году конференция по повести Короленко « Слепой музыкант», в 2021-2022 году - по книге Юрия Вяземского «Шут». Дети узнали о творчестве писателей, познакомились с историей создания книг, отвечали на проблемные вопросы, которые были даны заранее.)

В течение трех лет я работала в 11 классах. С выпускниками анализировали романы У. Голдинга « Повелитель мух», Ч.Айтматова «Плаха». Для родителей 9 класса проводила урок по повести В. Закруткина «Матерь человеческая».

Внеклассное чтение –  это особый раздел обучения детей чтению, цель которого - обеспечить детям знание книг из доступного круга чтения, выработать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны.

Резюмируя, можно сказать, что внеклассное чтение параллельно с уроками литературы вводит учащихся в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у школьника собственное видение мира и восприятие окружающей действительности.











Список использованной литературы:



  1. Джежелей, О.В. Чтение и литература. Программа / О.В. Джежелий // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2004, С. 68.

  2. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя / М.Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1998, С. 119.

  3. Климанова, Л.Ф. Уроки внеклассного чтения / Л.Ф.Климанова. – М.: Просвещение, 2004. – 64с.

  4. Колганова, Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Н.Е. Колганова // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С.56-65.

  5. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтения / С.Н. Костромина. – М.: Ось-89, 2006, С.50.

  6. Маранцман, В.Г Методика преподавания литературы / В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1995 . – 216 с.

  7. Светловская, H.H. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1991,С. 44.

  8. Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое / Н.Н. Светловская // Начальная школа – 2005. - № 2, С.9-14.

  9. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению: Практическая методика. Учебная практика / Н.Н.Светловская, Т.С. Пичерол. – М.: Академия, 2001, С