СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт "Развитие познавательного интереса обучающихся к занятиям физической культурой через спортивное ориентирование"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный опыт может быть адресован, полезен и актуален для учителей физической культуры, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт "Развитие познавательного интереса обучающихся к занятиям физической культурой через спортивное ориентирование"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»

Селивановского района Владимирской области








Развитие познавательного интереса

обучающихся к занятиям физической культурой

через спортивное ориентирование
















Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Коннов Вадим Сергеевич









2019



Условия возникновения и становления опыта

В процессе реорганизации в 2015 году в МБОУ «Красногорбатская СОШ» прибыли более 300 учащихся из 4 сельских общеобразовательных учреждений. У большинства ребят адаптация в новых условиях протекала очень тяжело. Обучающиеся, привыкшие учиться в небольших школьных зданиях, затруднялись ориентироваться в условиях четырехэтажной школы, среди большого количества помещений и обучающихся.

Для оценки уровня физической подготовки детей был проведен мониторинг по программе «Физкультурный паспорт», в результате которого определено, что большинство ребят имели низкий и ниже среднего показатель развития физических качеств. Из беседы с учащимися выяснено, что физической культурой ребята занимались в приспособленных спортивных залах школ. В соревновательной деятельности в большинстве случаев участия не принимали по причине малочисленности классов.

Педагоги отмечали, что обучающиеся склонны пропускать учебные занятия, опаздывать на уроки, их познавательный интерес и работоспособность имели тенденцию к снижению.

Возникло противоречие между требованиями, которые школа предъявляла к физической подготовке и знаниям обучающихся и неспособностью реализовать эти требования со стороны самих детей.

Стало актуальным приобщение детей к занятиям физической культурой, развитие их физических качеств и познавательного интереса. Познавательный интерес появляется у обучающихся, когда есть эмоциональный эффект новизны. Необходимо было  сделать содержание предмета привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными.
Школа имеет большую пришкольную территорию, рядом в шаговой доступности располагается парк с рекой, лесная зона. В данных условиях доступным и привлекательным спортивным занятием могло стать спортивное ориентирование.

Предполагалось, что эффективному включению детей в учебно-воспитательную деятельность, развитию познавательного интереса, повышению их работоспособности и предупреждению переутомления будет способствовать разработанная и реализованная система занятий спортивным ориентированием.


Актуальность и перспективность опыта

«Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно» – Л.Н. Толстой.

Познавательный интерес - важный мотив учения и его
развитие способствует созна­тельному отношению обучающихся к учебе.

Познавательный интерес связан с эмоциональной жизнью детей. Интересный учебный материал становится предметом познавательной деятельности обучающихся. Изучая его у детей возникают положительные эмоции.

Познавательный интерес позволяет решить проблему школьной перегрузки, потому что при наличии интереса учебная деятельность становится для обучающихся доступной и воодушевленной.

Развитие познавательного интереса позволяет сформировать профессиональную направленность обучающихся.

В настоящее время для построения учебного процесса развитие познавательного интереса очень актуально. Важно, чтобы у учеников возникло стремление к пополнению своих знаний с помощью расширения кругозора.
Новым, необычным и привлекательным средством, способствующим развитию познавательного интереса, стало спортивное ориентирование.

Спортивное ориентирование представляет собой вид спорта, в котором участники последовательно проходят на местности контрольные пункты, используя компас и спортивную карту, на которой нанесены эти пункты. В ориентировании требуются затраты всех функций организма, которые проявляются в разных сферах деятельности.

Кроме этого, в процессе занятий ориентированием совершенствуются и закрепляются знания, полученные на уроках географии, физики, математики. Знания и умения, полученные на уроках ориентирования, имеют важную практическую значимость для жизни.

При занятиях ориентированием вырабатываются самостоятельность, решительность, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок.

     Спортивное ориентирование отвечает потребности обучающихся в двигательной активности и развитии познавательного интереса.

Ведущая идея опыта

Ведущая педагогическая идея данного опыта – применение в программе по физической культуре занятий спортивного ориентирования, способствующих развитию познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках физической культуры достигалось тем, что бег по местности выполнялся в непринужденной обстановке, но по ходу одновременно решались различные задачи – изучение участка местности, сопоставление карты и местности, отметка на контрольных пунктах, поддержание нужной скорости, определение пройденного расстояния, корректировка направления движения и др.

Спортивное ориентирование позволяло создать у учащихся интерес к учебной деятельности, давало возможность проявить к учению самостоятельность и инициативность.

Основным средством развития познавательного интереса и физических качеств обучающихся стало использование специальных заданий и упражнений по спортивному ориентированию, решение которых требовало от детей активной поисковой деятельности, быстрых двигательных реакций, частоты выполнения движений.

Все обучающиеся вовлекались в процесс обучения, имели возможность обсудить то, что они знают и умеют, обменивались своими идеями и способами деятельности.

Совместная работа обучающихся в процессе спортивного ориентирования способствовала эффективному усвоению учебного материала, оказывала многоплановое воздействие на обучающихся.

Практическая значимость педагогического опыта заключалась в:

-создании условий для формирования познавательного интереса и регулярного его развития,

-достижении более качественных результатов обучения,

-возможности выбирать и использовать методы и приемы, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и их интересам.


Новизна опыта

Спортивное ориентирование в настоящее время нераспространенный вид спорта, и описания опыта использования его элементов с целью развития познавательных способностей обучающихся в программе школьного курса предметной области «Физическая культура» недостаточно.

Решение обозначенной педагогической проблемы нашлось в источниках познавательного интереса:

-Содержании учебного предмета (были внесены изменения в теоретическое и практическое содержание учебного материала по предмету в 5-11 классах, наряду с зарекомендованными в многолетней практике физического воспитания видами спорта (легкая атлетика, лыжная подготовка, волейбол, футбол, баскетбол) введены новые, вызывающие огромный интерес у обучающихся, элементы спортивного ориентирования; органично сочетались основное и дополнительное образование по физической культуре).

-Организации познавательной деятельности учащихся (создавались проблемные ситуации на занятиях спортивным ориентированием, столкновение обучающихся с трудностями, которые они не могли разрешить при наличии имеющегося запаса знаний, организовывалась разнообразная самостоятельная деятельность).

Новизна опыта заключается в использовании в урочной и внеурочной деятельности занятий с элементами спортивного ориентирования, способствующих развитию познавательного интереса обучающихся. Разработаны уроки по физической культуре с элементами спортивного ориентирования, программа спортивного кружка «Туризм и спортивное ориентирование», обучающие и развивающие игры по спортивному ориентированию, позволяющие максимально включить обучающихся в активную учебно-воспитательную деятельность, активнее использовать знания и практический опыт в повседневной жизни.

Теоретическая база опыта

Теоретико-методологическая основа педагогического опыта базировалась на общетеоретических и предметных понятиях «познавательный интерес» и «спортивное ориентирование».

Среди ученых нет согласия относительно общего определения понятия познавательного интереса. Под познавательным интересом понимают:

-желание человека обращать на что-то внимание, узнавать некоторые предметы и действия (Ф. Н. Гоноболин);

-особую избирательную тенденцию личности на процесс познания, характер которой выражается в какой-либо предметной области (С. Л. Рубинштейн);

-чувственно окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую работе человека увлекательный характер (И.Ф. Харламов),

-специальное избирательное, наполненное сильными впечатлениями и устремлениями, отношение личности к окружающему миру, к его объектам, действиям, процессам (Г. И. Щукина);

Различают последовательные стадии развития познавательного интереса:

1.любопытство,

2.любознательность,

3.познавательный интерес,

4.теоретический интерес.

Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.

Согласно классификации Г. И. Щукиной различают три вида познавательного интереса:

1.ситуативный интерес - эпизодическое переживание,

2.устойчивый, активный интерес - эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности,

3.личностный интерес - направленность личности.

Существуют различные методы по изучению и выявлению уровня познавательного интереса обучающихся, которые позволяют раскрыть познавательные интересы, сделать способы познавательной деятельности разнообразными и продуктивными: теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, интервьюирование, педагогический эксперимент, анализ и обработка данных опытно-экспериментальной работы.

Под воздействием познавательного интереса у обучающихся возникают вопросы, ответы на которые они ищут самостоятельно. Сочетать поисковую работу с увлечением, испытывать удовлетворенность от успеха позволяют регулярные занятия спортивным ориентированием.

Ориентирование - один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей. Для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности, самообладания. Систематическая работа над освоением технических и тактических навыков способствует развитию познавательных психических процессов и росту спортивного мастерства. (Б.И. Огородников, А.Н. Кирчо, Л.А. Крохин,2002).

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Во время тяжелой физической работы следует все время вести наблюдения из окружающей местности и карты, а также приспосабливаться часто к неожиданным ситуациям и условиям. Для достижения хорошего окончательного результата спортсмену-ориентировщику надо уметь сосредотачиваться, расслабляться, создавать мысленные образы из окружающей его местности (Акимов В.Г.,2005).

Теоретико-методологическая основа педагогического опыта базируется также на понятиях:

-личностно-ориентированного подхода, представленного в трудах Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского,

- мотивационного подхода, раскрытого в работах А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Чиркова;

-роли образа жизни человека для его здоровья, описанной в работах А.К.Зиньковского, Ю.П. Лисицина, В.В. Новикова, Л.Ф. Тихомирова.


Технология опыта

Цель педагогического опыта - развитие познавательного интереса обучающихся через использование элементов спортивного ориентирования на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1.Изучить научно–популярную литературу по развитию познавательного интереса обучающихся.

2.Обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности, разработать систему уроков и занятий внеурочной деятельности с использованием спортивного ориентирования.

3.Воспитывать у обучающихся потребность самостоятельно заниматься спортивным ориентированием, сознательно применять его в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.

4.Способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, потребности мыслить самостоятельно и в команде.

5.Провести педагогическое исследование эффективности применения спортивного ориентирования как средства развития познавательных способностей.

Для развития познавательного интереса на уроках физической культуры создавались педагогические условия:

-введение в процесс обучения элементов занимательности, новизны известных фактов,

-раскрытие практической значимости получаемых знаний,

-использование проблемного учебного материала,

-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности,

-стимулирование самостоятельности и личной активности обучающихся.

Девиз уроков с элементами спортивного ориентирования «Быстрее, выше, сильнее и умнее».

Развитие познавательного интереса и активность человека – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, повышение активности укрепляет познавательный интерес. Важнейшей предпосылкой развития познавательного интереса являлась личность учителя. Трудно призывать к чему – либо без личного примера. Очень важно самому делать то, чему учим детей. Являлся участником открытого чемпионата Владимирской области по технике пешеходного туризма и спортивного ориентирования, участником областных соревнований по спортивному ориентированию среди взрослых, представителем команды Селивановского района на областных соревнованиях «Школа безопасности», организатором районного туристического слета, членом областной судейской коллегии соревнований по поисково-спасательным работам, соавтором карты Селивановского района для спортивного ориентирования. Спортивное ориентирование помогло мне стать человеком с активной жизненной позицией. В настоящее время выступаю в составе хоккейной команды «Олимп» Селивановского района, которая стала серебряным призером в Международном хоккейном турнире среди любительских команд, бронзовым призёром первенства Владимирской области по хоккею с шайбой. Принимал участие в КВНе. Семейный досуг также связан с туризмом и здоровым образом жизни.

Развитию познавательного интереса на уроках физической культуры способствовала организация обучения, при которой обучающиеся действовали активно, вовлекались в процесс самостоятельного поиска, решали вопросы проблемного характера. Поисковая деятельность на уроках гармонично сочеталась с другими видами деятельности: игровой, соревновательной, коммуникативной, двигательной.

В своей работе, прежде всего, руководствовался принципом: школьная физическая культура – для всех, а не только для одаренных детей.

С целью формирования у обучающихся осознанного отношения к своему здоровью как к основному фактору успеха в спортивном ориентировании и на последующих этапах жизни ввёл «Паспорт здоровья», который выступал в роли «Портфолио» обучающихся. Основные задачи паспорта здоровья:

-Формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся на основе мониторинга результатов медицинского осмотра и мониторинга уровня их физической подготовки,

-Повышение внимания обучающихся к вопросам здорового образа жизни и развития двигательной активности посредством занятий спортивным ориентированием,

-Подготовка рекомендаций по корректировке и введению новых режимных моментов.

Сроки заполнения паспорта здоровья учащихся сентябрь и май. Паспорт здоровья обучающегося дал возможность отследить в динамике изменение физической подготовки каждого ребенка в соответствии с возрастными нормами, организовать занятия спортивным ориентированием в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями обучающегося.

Основными формами организации работы с детьми являлись урок, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников, внеклассные групповые и массовые мероприятия.

Уроки строил с учетом возрастных особенностей, учебной нагрузки и соблюдения гигиенических норм организации учебного процесса. Формировал содержание учебно-воспитательного процесса в оптимальном объеме в соответствии с потребностями учащихся.

На первых занятиях знакомил обучающихся с устройством компаса и последовательностью работы с ним. Для отработки навыка работы с компасом предлагал различные упражнения. Например: из исходного положения (компас в правой руке) вынести компас перед собой и принять исходное положение. Затем упражнение усложнял. Например: из исходного положения присесть, взять компас в правую руку, правильно вынести его перед собой. Упражнение проводил изменяя темп. При работе с компасом предлагал ребятам выполнить упражнение по имитации движений рук при беге на месте, увеличивая амплитуду движения и вынося компас перед собой на определенный счет по команде.

В первое время одним из сложных заданий для ребят оказалось ориентирование карты. С целью обучения ориентирования карты использовал различные приемы: по компасу, линиям местности, местным предметам. Быстрее и проще эта задача решалась с помощью компаса.

Для обучения ориентированию карты с помощью компаса раздавал обучающимся карты, объяснял и показывал выполнение упражнения. При обучении ориентированию карты обращал внимание на совмещение линии на основании коробочки с линиями направления на плите компаса; наложение продольного края компаса на карту так, чтобы линии, указывающие направление движения на компасе, стали параллельны магнитным меридианам на карте; одновременное вращение компаса и карты до совмещения северного конца стрелки компаса с двумя светящимися рисками на основании коробочки.

Важным этапом при обучении ориентированию стало определение расстояния и работа с компасом. Для этого на листе плотной бумаги обозначали рамку карты и наносили линии магнитного меридиана. После изготовления карты готовил ребят к выполнению упражнений: отложить на карте отрезок определенной длины, после корректировки его длины с помощью линейки компаса отложить на нем визуально отрезки меньшей длины; определить длину указанных отрезков на листе бумаги и карте визуально; отложить визуально на листе бумаги и карте отрезки определенной длины. Точность выполнения всех упражнений определялась с помощью линейки компаса.

Затем предлагал ребятам выполнить более сложный вариант упражнения. Для этого группа ребят разбивалась на команды по 3-4 человека. Участники команд получали задание: в течение 1 мин определить длину указанных этапов по карте. После записи результатов ребята проверяли друг у друга правильность измерения длины этапов с помощью линейки компаса.

Позже вел группы по заранее промеренному маршруту, делая остановки через определенные расстояния. Каждая остановка условно считалась точкой контрольного пункта. Обучающиеся, контролируя пройденное расстояние шагами, а направление своего движения на карте по компасу, вычерчивали на ней в определённом масштабе пройденный маршрут, отмечая точку контрольного пункта проколом и обводкой карандаша. Точность выполнения задания проверялась с помощью контрольной карты.

Ознакомление обучающихся с условными знаками строил в зависимости от трудности их восприятия и понимания. Как показала практика значительную сложность при чтении карты вызывали у обучающихся знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте выделял в отдельную тему занятий и приступал к ее изучению лишь после того, как ребята приобретали некоторые навыки чтения карты.

Обучение чтению карты начал со знаков обозначения дистанции. Это дало возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, ставил перед ними несколько вопросов, которые направляли их внимание на анализ содержания карты от старта до первого контрольного пункта.

При закреплении знаний условных знаков обучающиеся называли знаки и их значения, после чего выполняли обратное задание, то есть рисовали называемые мной условные знаки.

Особое место при обучении ориентированию отводил определению точки стояния. Вначале давал краткую тактико-техническую характеристику способов определения точки стояния на карте. Затем эти способы отрабатывались на практике:

1 способ - сопоставление карты с местностью. Он применялся в том случае, если определяемая точка стояния находилась около хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяли при беглом сличении карты с местностью быстро определить на карте точку стояния.

2 способ - визуальное определение по ближайшим ориентирам. Данный способ использовался, если в районе предполагаемой точки стояния имелись несколько близко расположенных ориентиров и точное визуальное определение расстояний до них не составляло особого труда.

3 способ - измерение длины пройденного расстояния. Он применялся в том случае, когда необходимо было найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Обучающиеся ориентировали карту по компасу и определяли ярко выраженный ориентир (канавой, ручьем и т. д.). Затем при движении к этому ориентиру измеряли длину пройденного отрезка шагами, откладывали полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и быстро находили свое местоположение на карте.

Для практического закрепления навыка раздавал ребятам карты района предстоящих занятий. В течение 3-5 мин они знакомились с картой, ориентировали ее по компасу или выполняли другое задание - определяли точку стояния группы, т. е. место старта.

В конце занятий обязательно использовал релаксационные упражнения, которые способствовали снятию напряжения, повышению самооценки обучающихся.

В конце занятия давал задание на дом. Домашняя работа имела важное значение для развития у обучающихся познавательного интереса. Содержание домашних заданий включало в себя упражнения, связанные с пройденным и поиском нового учебного материала, направлено на совершенствование технической подготовленности детей, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.

Мое твердое убеждение, что оценки «2» не должно существовать при условии, если ученик честно и добросовестно пытался выполнить что-то, но у него не получилось. Учил детей доброжелательно и уважительно относиться даже к невысоким результатам одноклассников, убеждая в том, что любой человек, который пытается сделать что-то, уже достоин уважения.

Использование на уроках элементов спортивного ориентирования поддерживали у ребят положительное эмоциональное состояние. Ориентирование проводилось как индивидуальное, так и эстафетное, групповое. В летний период обучающиеся ориентировались бегом, зимой – на лыжах. Для проведения занятий использовался спортивный зал, пришкольные стадион и территория, парковая и лесная зоны.

Основными атрибутами обучающегося на уроке ориентирования являлись компас и спортивная карта. Спортивные карты быстро теряли свою актуальность (зарастали полянки, появлялись новые тропинки), поэтому каждые 2 года карты корректировал.

Оновными методами развития познавательного интереса на уроках спортивного ориентирования были повторный, вариативный, соревновательный, игровой и проблемный.

Повторный метод предполагал повторное выполнение действий с установкой на максимальную скорость движения.

Метод вариативного упражнения заключался в чередовании скоростных упражнений (бег в горку и бег под горку, бег по ветру и бег против ветра, бег по песку и бег по дорожке и др.).

Игровой метод способствовал созданию комфортных условий обучения, при которых ученики чувствовали свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делало продуктивным сам процесс обучения. Предусматривал выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. Этот метод позволял повысить эмоциональность занятий и снять излишнее напряжение.

Подвижные игры проводились со специальными познавательными задачами по теоретической и технико-тактической подготовке:

1) «Перевертыш» - поиск отдельных фрагментов карты (разновидности);

2) «Лото из условных знаков» - упражнение основано на игре в лото лично и в эстафете;

3) «Окна» - полоса препятствий с поисками нужного фрагмента. Ученики запоминали ситуацию на карте вокруг вырезанного фрагмента, преодолевая полосу препятствий, должны выбрать верный фрагмент;

4) «Дистанция по спортзалу» - поиск и выбор нужного контрольного пункта);

5) «Перенос» - за определенное время перенести на карту как можно больше контрольных пунктов;

6) «Пазлы» - составление карты из фрагментов, без целостной карты индивидуально, командами.

Соревновательный метод применялся в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку обучающимся предоставлялась возможность соревноваться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Проблемный метод предполагал постановку перед обучающимися проблемы, определение источника информации, содержательное общение с учителем, систематизация полученного опыта, применение опыта в деятельности.

На уроках ориентирования учащиеся оказывались вовлеченными в процесс обучения, имели возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Их совместная деятельность в процессе ориентирования, означала, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, среди обучающихся проходил обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходило это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, сотрудничества, что позволяло не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность. Устраивал на уроках теоретические минутки по спортивному ориентированию.

Чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса предлагал обучающимся разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Уроки физкультуры с использованием средств ориентирования имели свои особенности.

Во-первых, в содержании таких уроков включал не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения к ней человека. Уроки были познавательно-образовательными и носили воспитательный характер. Природоохранная составляющая спортивного ориентирования очень важна и действенна: никакая теоретическая работа, никакие призывы  любить и беречь окружающую нас природу не смогут заменить осознание ребенком-ориентировщиком того, что лес является его стадионом, его нужно беречь и охранять.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием элементов ориентирования, был подчинен единой сюжетной линии, что обеспечивало интерес обучающихся.

В-третьих, уроки проводил на открытом воздухе, что позволяло решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

При планировании уроков физической культуры с использованием средств спортивного ориентирования использовал природное и социальное окружение, сезонные особенности. Занятия спортивным ориентированием на открытом воздухе, да еще и в лесу даже при неблагоприятных метеорологических усло­виях, но с соблюдением определенных гигиенических правил и ме­тодических требований, способствовали улучшению физического развития детей, закаливали организм, а также повышали работоспособность обучающихся, их всестороннюю физическую подготовленность.

Уроки с элементами спортивного ориентирования более емкие, насыщенные, вбирали в себя знания из других предметных дисциплин (физики, естествознания, географии и т.д.). Позволяли школьникам реализовать свои физические возможности и познавательный интерес с наибольшей полнотой.

В основе уроков с элементами ориентирования лежал принцип последовательности и ступенчатости процессов обучения. В 5 классах использовал эстафеты и подвижные игры небольшой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечали, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняли их расположение. После этого предлагал напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретали умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам).

В 6 классах школьники закрепляли знания, полученные в 5 классах. Усложнял игры, учитывая индивидуальность каждого ребенка.

Уже в конце 7 класса ученики самостоятельно вычерчивали карту своего класса, местности. Дальнейший этап обучения в 8-11 классах - установка на карте класса, рекреации школы, спортзала, школьной площадки, леса нескольких контрольных пунктов с заданием для класса и их обнаружение.

Учебную деятельность подкрепляла внеурочная деятельность. Представлял обучающимся возможность получения дополнительного образования по спортивному ориентированию и проведению здорового досуга. На протяжении многих лет вел спортивные секции по туризму, внеурочную деятельность в режиме полного дня школьников. Тесную связь поддерживал с классными руководителями и родителями. Организовывали соревнования по кроссу, ежемесячные «Дни здоровья» с элементами спортивного ориентирования и туристические походы.

В основе занятий спортивным ориентированием лежала активная мыслительная деятельность, которая являлась основой познавательного интереса.

Спортивное ориентирование стоит в спорте на втором месте по интеллекту после шахмат. По образному выражению спортивное ориентирование еще называют «Лесными шахматами». Регулярные занятия спортивным ориентированием способствовали развитию познавательного интереса занимающихся.


Результативность

Изменения в развитии познавательного интереса обучающихся, занимающихся спортивным ориентированием, изучались с помощью: анкетирования и наблюдения.

В результате занятий обучающихся спортивным ориентированием в период 2015 по 2019 годы получены следующие результаты.

1.Повысился познавательный интерес обучающихся. Согласно методике для выявления интенсивности познавательного интереса, автор В. С. Юркевич, количество обучающихся с сильной и средней выраженностью познавательного интереса увеличилось. (Приложение 1).

2.Обучающиеся стали с удовольствием посещать уроки физической культуры. Согласно результатам анкетирования физическая культура в рейтинге учебных предметов стала занимать 1 и 2 места. (Приложение 2).

3.Обучающиеся приобрели хорошие знания и практический опыт по спортивному ориентированию. Об этом свидетельствовали победные и призовые результаты в соревнованиях по спортивному ориентированию, туристическому многоборью, в маршруте выживания и в поисково-спасательных соревнованиях. (Приложение 3)

4.Увеличение количества обучающихся, которые пользовались туристским снаряжением в выходные дни, доказывало, что у детей возникла потребность самостоятельно заниматься спортивным ориентированием, применять его в целях укрепления здоровья, а активность ребят способствовала укреплению познавательного интереса.

5. Мониторинг показателей физических качеств обучающихся по программе «Физкультурный паспорт» констатировал улучшение физической подготовки обучающихся. (Приложение 4)

6. Среди обучающихся были призеры и победители муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, областной научно-практической конференции «Вектор познания», конкурсов проектов по физической культуре. (Приложение 5).

7.Улучшилась качественная успеваемость не только по физической культуре, но и по географии. (Приложение 6).

8. Снизилось количество пропусков уроков физической культуры без уважительных причин. (Приложение 7)

9. Сократилось количество пропусков уроков по причине болезни ОРВИ.

10. После окончания школы выпускники поступили в учебные заведения с физкультурной специализацией. (Приложение 8)

Полученные результаты позволили сделать вывод, что применение в программе по физической культуре занятий спортивным ориентированием способствовало развитию физических качеств и познавательного интереса обучающихся, повышению заинтересованности и включению их в учебно-воспитательную деятельность.

Адресная направленность

Спортивное ориентирование, по прогнозам ведущих журналистов мировых спортивных изданий, наряду с «королевой спорта» - лёгкой атлетикой будет входить в тройку наиболее популярных видов спорта в XXI веке, поэтому его с полным основанием можно назвать «спортом XXI века».

Занятия спортивным ориентированием могут стать хорошим средством развития познавательного интереса и воспитания ребенка. Они позволяют:
- разумно сочетать физическую и познавательную нагрузку;

-приобретать  знания, умения и навыки необходимые в  повседневной жизни;
- использовать доступные спортивный инвентарь и места занятий;
- гармонично общаться с природой;

- круглогодично тренироваться и соревноваться.

Чтобы ребенок вашего класса отдыхал в компании единомышленников, дышал свежим воздухом, умел не потеряться в новой обстановке, отлично читал карты (а значит имел «5», как минимум, по географии), был самостоятельным, креативно мыслил, быстро принимал решения заинтересуйте его таким увлекательным спортом, как спортивное ориентирование!

Представленный опыт может быть адресован, полезен и актуален для учителей физической культуры, классных руководителей и педагогов дополнительного образования.


Трансляция педагогического опыта


Опыт работы по данной теме был представлен на региональном конкурсе «Учитель здоровья» (победитель, 2015), всероссийском конкурсе «Учитель здоровья» в г.Саратов (участник, 2015), региональном конкурсе педагогического эссе в номинации «Призвание» (победитель, 2016), всероссийском конкурсе проектов в области развития физической культуры в номинации «Уроки лучших» (финалист, публикация технологической карты урока, 2017), всероссийском конкурсе «Воспитать человека» (участник, 2018), региональном конкурсе «Сердце отдаю детям» (победитель, 2018), муниципальном конкурсе «Педагог года» (победитель, 2019)










Приложение 1

Результаты анкетирования по определению интенсивности

познавательного интереса обучающихся


С целью определения интенсивности познавательного интереса в исследовании была использована анкета, автор В. С. Юркевич.


1.Как часто ты занимаешься дома умственной работой?

        А) часто,       

        Б) иногда,

        В) очень редко.

2.Что подразумевается, когда задан вопрос на «сообразительность»?

  А) «помучиться», но самому найти ответ,

       Б) когда как,

  В) получить ответ от других.

3.Много ли читаешь дополнительной литературы?

  А) постоянно много,

  Б) неровно: иногда много, иногда немного читаю,

  В) мало, или совсем ничего не читаю.

4.Насколько эмоционально относишься к интересному для себя занятию, связанному с умственной работой?

  А) очень эмоционально,

  Б) когда как,

  В) эмоции ярко не выражены.

5.Часто ли задаешь вопросы?

  А) часто,

  Б) иногда,

  В) очень редко.


Интерпретация результатов.

Ответы «А»: свидетельствуют о сильно выраженных познавательных интересах.

Ответы «Б»: свидетельствуют о средней выраженности познавательных интересов.

Ответы «В»: свидетельствуют о слабой выраженности познавательных интересов.

Суммарный балл высчитывается:

Ответы «А» оцениваются в 2 балла.

Ответы «Б» оцениваются в 1 балл.

Ответы «В» оцениваются в 0 баллов.










Анализ результатов 2015-2016 учебный год

 


№.


Ф.И.О.

учащихся


Ответ «А»



Ответ «Б»



Ответ «В»



Суммарный балл


Средний балл

1.

А.Е.

2.

2.

1.

6.

1,2.

2.

Б.Е.

0.

2.

3.

2.

0,4.

3.

Б.У.

2.

2.

1.

6.

1,2.

4.

Г.А.

1.

4.

0.

6.

1,2.

5.

Д.Д.

0.

4.

1.

4.

0,8.

6.

Е.П.

2.

2.

1.

6.

1,2.

7.

Е.А.

1.

1.

3.

3.

0,6.

8.

К.И.

3.

2.

0.

8.

1,6.

9.

К.А.

3.

1.

1.

7.

1,4.

10.

Л.Д.

2.

3.

0.

7.

1,4.

11.

Л.А.

1.

3.

1.

7.

1,4.

12.

М.Д.

2.

3.

0.

7.

1,4.

13.

М.К.

2.

2.

1.

6.

1,2.

14.

Н.Е.

1.

4.

0.

6.

1,2.

15.

П.В.

1.

3.

1.

5.

1.

16.

П.А.

2.

2.

1.

6.

1,2.

17.

Р.Я.

2.

3.

0.

7.

1,4.

18.

С.Н.

1.

2.

2.

4.

0,8.

19.

Т.Я.

0.

3.

2.

3.

0,6.

20.

Т.Е.

1.

4.

0.

6.

1,2.

21.

Т.А.

0.

4.

1.

4.

0,8.

22.

У.М.

1.

3.

1.

5.

1.

23.

Ф.М.

2.

3.

0.

7.

1,4.

24.

Ф.В.

2.

1.

2.

5.

1.


Вывод: Из таблицы видно, что учащихся в 5 классе с сильно выраженным познавательным интересом нет. Другая группа учащихся со средней выраженностью познавательных интересов – их 18 человек, этот этап познавательных интересов связан с любознательностью, интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Эти дети в равной степени интересуются всеми изучаемыми предметами в школе, далеко не всегда хорошо успевая по этим предметам. 6 детей в классе со слабой выраженностью познавательных интересов.












Анализ результатов 2018-2019 учебный год

 


№.


Ф.И.О.

учащихся


Ответ «А»



Ответ «Б»



Ответ «В»



Суммарный балл


Средний балл

1.

А.Е.

3.

1.

1.

7.

1,4.

2.

Б.Е.

2.

2.

1.

6.

1,2.

3.

Б.У.

2.

2.

1.

6.

1,2.

4.

Г.А.

3.

2.

0.

8.

1,6.

5.

Д.Д.

2.

3.

0.

7.

1,4.

6.

Е.П.

4.

1.

0.

9.

1,8.

7.

Е.А.

2.

2.

1.

7.

1,4.

8.

К.И.

4.

1.

0.

9.

1,8.

9.

К.А.

3.

2.

0.

8.

1,6.

10.

Л.Д.

4.

1.

0.

9.

1,8.

11.

Л.А.

2.

2.

1.

6.

1,2.

12.

М.Д.

4.

1.

0.

9.

1,8.

13.

М.К.

2.

2.

1.

6.

1,2.

14.

Н.Е.

2.

1.

2.

5.

1.

15.

П.В.

4.

1.

0.

9.

1,8.

16.

П.А.

2.

2.

1.

6.

1,2.

17.

Р.Я.

2.

3.

0.

7.

1,4.

18.

С.Н.

3.

1.

1.

7.

1,4.

19.

Т.Я.

3.

1.

1.

7.

1,4.

20.

Т.Е.

1.

4.

0.

6.

1,2.

21.

Т.А.

0.

5.

0.

5.

1.

22.

У.М.

3.

2.

0.

8.

1,6.

23.

Ф.М.

2.

3.

0.

7.

1,4.

24.

Ф.В.

3.

2.

0.

8.

1,6.


Вывод: Из таблицы видно, что у 9 учащихся 8 класса имеются сильно выраженные познавательные интересы. У них этот этап познавательных интересов чаще всего уже связан с выбором профессии. Другая группа учащихся со средней выраженностью познавательных интересов состоит из 15 человек. Этот этап познавательных интересов связан с любознательностью, интерес проявляется к какому-либо событию, факту, предмету. Эти дети в равной степени интересуются всеми изучаемыми предметами в школе, далеко не всегда хорошо успевая по этим предметам. Детей в классе со слабой выраженностью познавательных интересов нет.


































Приложение 2


Результаты анкетирования обучающихся

Анкета « Мой любимый урок»

Обучающимся предложено ответить на 6 вопросов:

1.Ты с удовольствием учишься в школе?

2.Назови предметы, которые тебе даются легко и нравиться изучать.

3.Назови предметы, которые тебе неинтересны, даются с трудом.

4.По каким предметам тебе дают интересные, творческие задания, которые нелегко сделать, но ты их делаешь с удовольствием?

5.Тратишь ли ты дополнительное время на любимый предмет?

6.Что бы ты хотел изменить, чтобы учиться было интереснее?

№ вопроса

Учебный

год

1

2

3

4

5

6

2015-2016 (5 кл)

Да -67%

Нет 33%

ИЗО 71%

Музыка 64%

ОБЖ 52%

Физкультура 45%

Технология 38%

Другие предметы 42%

Математика

История

География

Технология

ИЗО

ОБЖ


Да 23%

Нет 77%

Популярные ответы: учиться без домашних заданий, увеличить перемены

2018-2019 (8 кл)

Да –85%

Нет -15%

Физкультура 86%

Технологя 58%

ОБЖ 53%

География 41%

Биология 39%

Другие предметы

Химия

ИКТ

Физическая культура

Технология

ОБЖ


Да 53%

Нет 47%

учиться дистанционно, больше уроков физической культуры и технологии, больше соревнований, изучать только профильные преметы


Обучающиеся стали с удовольствием заниматься физической культурой, в рейтинге учебных предметов предмет стал занимать 1 и 2 места.

Приложение 3


Результативность участия обучающихся в соревнованиях

по спортивному ориентированию


-2 место в туристической полосе препятствий на слете туристов Владимирской области (2015),

-1 место в областных соревнованиях по спортивному туризму в номинации «Дистанции пешеходные» (2016),

-2 место в маршруте выживания на областных соревнованиях «Школа безопасности» (2016),

-1 место в ориентировании в открытом первенстве по туристическому многоборию (2017),

- 2 место в поисково-спасательных работах на областных соревнованиях «Школа безопасности (2018).















Приложение 4

Результаты мониторинга показателей физических качеств

обучающихся по программе «Физкультурный паспорт»

(5 класс в динамике по годам обучения)


Физические качества


2015-2016 уч.год

5 класс

2016-2017 уч.год

6 класс

2017-2018 уч.год

7 класс

2018-2019 уч.год

8 класс

Скорость

(бег 30 м. сек.)


м

6.2 с.

5.6 с.

5.2 с.

5.0 с.

д

6.4 с.

6.1 с.

5.5 с.

5.3 с.

Выносливость

(бег 1 км. мин., сек.)


м

5 мин.10 с.

4 мин. 40 с.

4 мин. 15 с.

3мин.55 с.

д

5 мин. 38 с.

5 мин. 10 с.

4 мин. 40 с.

4 мин.10 с.

Координация

(челночный бег

4х9 м. сек.)


м

11.3 с.

11.1 с.

10.4 с.

9.6 с.

д

11.8 с.

11.2 с.

10.9 с.

10.4 с.
















Приложение 5


Результаты участия обучающихся

в конкурсах и проектах по физической культуре


1.Обучающиеся победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные года.


2.Победители и призеры муниципального этапа научно-практической конференции «Вектор познания» 2017-2018, 2018- 2019 учебные года.


3.Призер областного этапа научно-практической конференции «Вектор познания» 2017-2018 учебный год.


4.Дипломант 2 степени Всероссийского конкурса проектных работ «Я проектирую будущее».


5.Призеры муниципального турнира по шахматам 2017-2018 учебный год.


























Приложение 6



Показатели качественной успеваемости

по физической культуре и географии

( в 5 классе в динамике за 4 года)



Учебный предмет


Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019


Физическая культура



83,5%


85,5%


88%


91%

Учебный предмет


Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019


География



73%


73%


75%


78%





























Приложение 7


Количество пропусков уроков физической культуры

по неуважительным причинам


Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Количество пропусков (%)

12

11,3

10,2

8



































Приложение 8


Профессиональное самоопределение выпускников


Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019


Выбрали факультеты, связанные с физкультурной специализацией

*Владимирский государственный университет (факультет физической культуры) 3%,


*Военные учебные заведения 2%,


*Образовательные учреждения МВД России 2%,


*Учебные заведения МЧС России 2%.


*Владимирский государственный университет (факультет физической культуры) 2%,


*Военные учебные заведения 1%,


*Образовательные учреждения МВД России 3%,


*Учебные заведения МЧС России 3%.


*Нижегородский государственный университет (факультет физической культуры, спорта и туризма) 2%


*Владимирский государственный университет (факультет физической культуры) 2%,


*Учебные заведения МЧС России 1%.



*Нижегородский государственный университет (факультет физической культуры, спорта и туризма) 1%


*Владимирский государственный университет (факультет физической культуры) 4%,


*Учебные заведения МЧС России 3%.

*Образовательные учреждения МВД России 3%,



31