Педагогический проект «Добротворчество»
1.С рожденья в каждом доброта. (Слайд 1)
Она как тайная звезда
В душе тихонечко сверкает,
Когда ее не замечают.
2.Но если вдруг ее находят,
С душою чудо происходит -
Душа мгновенно вырастает,
Душа поет, душа сияет.
3.Как маячок душа горит
И всем помочь она спешит.
Зажглась в ней доброты звезда
И разгорелась навсегда!
(Слайд 2) Актуальность.
В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Можно увидеть про-
тиворечия между проявлениями агрессии у детей и воспитанием вечных ценностей:
Демонстрация насилия по телевидению | Демонстрация правил поведения в школе |
Неблагополучная семейная обстановка | Необходимость воспитания ценностей в семье |
Детская грубость, невнимательное отношение к людям, недостатки воспитания | Формирование гармоничной личности, умение достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека |
С 1 сентября 2010 года 5 городских школ (и наша в том числе) внедряют ФГОС. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы: «любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».
(Слайд 3) Из перечисленных противоречий и требований Стандарта вытекает тема моего проекта: «Добротворчество».
Цель проекта: формирование нравственной системы ценностей у детей младшего школьного возраста через организацию социально значимых дел.
Задачи:
Сформировать понятия «доброта», «добротворчество»;
Смоделировать систему добротворческих дел и внедрять её в УВП;
Развивать активную гражданскую позицию младших школьников, способность к творческому созиданию.
(Слайд 4) Гипотеза: если включать детей в систему добротворческих дел, то у них будут активно формироваться нравственные ценности.
Инновационность проекта можно увидеть на 2 уровнях:
На уровне целеполагания: самостоятельное моделирование детьми системы добротворческих дел.
На уровне технологии реализации проекта: разнообразие форм социально значимых дел.
(Слайд 5) Ожидаемые результаты следующие:
1 класс
Девиз: «Учимся доброте». Через игровую деятельность дети постигают мир доброты. Результат совместной деятельности – забота о близких.
2 класс
Девиз: «Азбука коллективной жизни». Ученики учатся жить и работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива. Результат совместной деятельности – забота о сверстниках, друзьях.
3 класс
Девиз: «Ни дня без добрых дел». Моделирование и работа системы добротворческих дел. Результат совместной деятельности – забота о пожилых людях, детях, братьях наших меньших.
4 класс
Девиз: «Добротой украсим мир». Реализация добрых дел должна войти в привычку. Результат совместной деятельности – забота об окружающих людях и природе.
(Слайд 6) Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническое:
ноутбук;
проектор;
магнитофон;
Кадровое:
учитель;
учитель-логопед;
педагог-психолог;
Информационное:
библиотечные;
интернетресурсы.
Нормативное правовое:
устав ОУ;
стандарты второго поколения
образовательная система «Начальная школа 21 века»
(Слайд 7) Теоретическое обоснование проекта:
«Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим», - говорит толковый словарь Ожегова.
« Добро – есть вечная, высшая цель нашей жизни. Вся наша жизнь есть не что иное, как стремление к добру», - подчёркивал Л.Н.Толстой.
(Слайд 8) Есть 3 ступени доброты. Первая ступень доброты, когда живёшь в обществе и не вредишь ему. Вторая ступень доброты, когда приносишь всем пользу и достигаешь личного блага. Третья ступень доброты называется «добротворчество». Человек не ждёт ни благодарности, ни награды, а просто бескорыстно творит добро. Если бы все люди творили добро! Как изменился бы мир.
(Слайд 9) Педагогическая идея проекта в том, что: не только через уроки по каждому отдельному предмету, а через интеграцию различных видов социальной деятельности пролегает путь к формированию системы нравственных ценностей.
Основные формы реализации планируемых задач разнообразны:
Уроки добротворчества;
Посвящение в школьную организацию имени Ю.А.Гагарина;
Благотворительные акции;
Интерактивные классные часы;
Выпуск Хронографа добрых дел; стенгазет;
Коллективные творческие дела, проекты;
Экскурсии;
Организация выставок творческих детских работ;
Копилка добрых дел;
Сотрудничество с библиотеками;
Занятия в школе искусств, спортивных секциях;
Консультации педагога-психолога.
(Слайд 10) Каковы этапы работы над проектом?
Подготовительный этап (теоретический) (2010-2011)
Задача этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Раскрытие понятий «доброта», «милосердие», «забота» и т.д. | Через игровую деятельность дети постигают мир доброты, милосердия, заботы, отзывчивости. Выявление индивидуальных способностей учеников через диагностирование. | Забота о близких людях, о своей семье. |
(Слайд 11) Основной этап (деятельностный) (2011-2013)
Задача этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Изучение истоков коллективной жизни. | Ученики учатся жить и работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива. | Забота о сверстниках, друзьях. |
Наполнение добрыми делами каждого дня ученика. | Моделирование и работа системы добротворческих дел. | Забота о пожилых людях, детях, братьях наших меньших. |
(Слайд 12) Заключительный этап (2013-2014)
Задача этапа | Действия по реализации | Предполагаемый результат |
Способность самостоятельно выбирать объекты окружающего мира, нуждающиеся в оказании помощи. | Реализация добрых дел должна войти в привычку. Итоговое диагностирование учеников. | Забота об окружающих людях, нуждающихся в помощи, забота о природе. |
От первого к четвертому году обучения усложняются цели и задачи каждого этапа – от более простого к более сложному. Если, главной целью первого этапа проекта является выявление индивидуальных творческих способностей» первоклассников, то заключительной целью проекта с четвероклассниками становится уже создание условий для успешной самореализации в социально-одобряемой деятельности, организация активной работы детей на основе коллективной творческой, общественно-полезной деятельности.
(Слайд 13) Какова результативность проекта? 1 класс
(Слайды 14, 15, 16, 17, 18) Результативность проекта «Добротворчество»
А) Рассмотрим моделирование и работу системы добротворческих дел. Вот несколько примеров из перспективного планирования.
Класс | Тема работы на год | Тема КТД, проекта | Цель деятельности |
1 класс | Толерантность. | КТД «Как стать волшебником». | Раскрытие понятий «доброта», «терпимость», учить заботиться о близких людях. |
| Концерт для ветеранов ВОВ. | Проект «Главный праздник». | Воспитание любви к Родине, уважения к ветеранам, родным пожилым людям. |
| День открытых дверей. (95%-100% родителей) Вывод: забота о родных и близких людях. | КТД «Царство сердца». | Видение разницы между сердечностью и бессердечием, воспитание сердечности к друзьям. |
2 класс | День науки и творчества. | Проекты «Фабрика кристаллов» и «Такие разные конфеты» (номинанты). | Обучение созданию творческих и исследовательских проектов. |
| Интерактивные мастерские. | «Заколдованное сердце» | Выявление уровня сформированности и развития детского коллектива. |
| Уроки духовной жизни. Вывод: круг заботы растёт – это одноклас-сники, друзья. | «Доброта». | Воспитание добросердечности и душевного отношения к друзьям. |
3 класс | Интерактивные мастерские. | «Добротворчество». Моделирование добротворческих дел на год. | Воспитание потребности в совершении добрых дел. |
| Городская социальная акция. Около 40 тюльпанов-оригами для подарков людям и привлечения внимания к проблеме. | «Белый цветок». | Помощь в открытии Центра матери и ребёнка. |
| Социальная акция. В течение 3 недель января оказывали помощь одиноким старикам. | «Помоги пожилым людям» | Помощь и забота об одиноких людях. |
| Социальная акция. В декабре подарили 5 пакетов с игрушками детсаду № 46. | «Мои игрушки в подарок малышам». | Дарение игрушек детям детского сада. |
| Социальная акция 1 канала. Большая половина семей класса неоднократно посылала СМС. | «Добро 5541» | Помощь больным детям из Русфонда. |
(Слайды 19-20) Наш проект «Добротворчество» является составной частью общешкольного проекта добротворчества «Один год из жизни класса». Участники проекта оформляют материалы добротворческой деятельности на листах Хронографа добрых дел. 1 этап (октябрь): титульный лист, пояснительная записка, план деятельности класса на весь год; 2 этап (январь): описание 1 доброго дела; 3 этап (март): презентация результатов добротворчества на «Минуте славы»; 4 этап (апрель): достижения добротворчества в «Копилке добрых дел».
(Слайд 21) Б) К результативности проекта можно отнести и распространение опыта, которое проходило на разных уровнях:
2010-2011 – городской семинар «Промежуточные результаты введения ФГОС и духовно-нравственное воспитание первоклассников».
2011-2012 – Выступление на 15 Международной конференции «Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды» по проблеме «Воспитание духовной культуры школьников».
2012 год – Выступление на 1 Смоленском Областном Социальном Форуме по теме: «Духовно-нравственное воспитание в условиях внедрения ФГОС»
(Слайд 22) Результативность проекта – это ряд грамот Управления образования, Департамента, Благодарственные письма, Почётная грамота министерства образования РФ.
(Слайды 22, 23, 24) В) Результативность проекта видна и в диагностических исследованиях детей в 1 четверти 2012-2013 уч. г.
Высокий уровень – 56 %
Хороший уровень – 16 %
Достаточный уровень – 24 %
Критический уровень – 4 %
Высокий уровень – 88%
Средний уровень – 8 %
Низкий уровень – 4 %
Высокий уровень – 92 %
Средний уровень – 8 %
(Слайды 25-35 + музыка + фото) Г) Главными результатами по внедрению проекта «Добротворчество» считаю следующие:
Создание условий для личностного роста каждого ребёнка, его самоутверждения, формирования нравственной системы ценностей.
Сформированный, активно действующий детский коллектив, члены которого имеют целостное мировосприятие, осознают социальную значимость своей деятельности, владеют твёрдыми убеждениями о значении нравственной системы ценностей и культурой общения со сверстниками и взрослыми.
Создание условий для совершенствования навыков в социально-одобряемой деятельности, в самостоятельном поиске людей, нуждающихся в заботе и участии.
Мои выводы:
Каждый ребёнок, его внутренний мир — это необыкновенное богатство, порой непроявленное, непознанное. Открыть это богатство, создать условия, в которых ребёнок раскроется, почувствует желание творить добро, создавать красоту — вот главная задача воспитания. И замечательно, если каждое доброе начинание ребёнка будет поддержано взрослыми. Тогда творчество будет приносить чувство удовлетворения, радости, вдохновения.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!