Педагогический проект «В гостях у сказки».
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели группы раннего возраста.
Вид проекта – педагогический, практико-ориентированный, творческий, краткосрочный.
Срок: неделя с 18 по 25 апреля.
Актуальность. Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы, это кладезь древней мудрости, неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, воспитывает в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, она становится средством развития и воспитания буквально с первых дней жизни ребенка. Ранний возраст называют возрастом сказок. Использование сказок развивает речь детей, расширяет его представления о мире, воспитывает моральные качества (отзывчивость, сочувствие и т. д.), воспитывает даже в таком маленьком человеке чувство патриотизма.
Дети нашей группы очень любят сказки, особенно с повторяющимися действиями, к концу учебного года у многих детей появилась речь, повторяют за взрослыми слова, фразы. Несмотря на то, что мы часто читаем, рассказываем сказки, показываем театры, но во время данной работы мы не делаем акцент, кто сочинил сказку, редко обсуждали поступки героев сказки, чему учит данная сказка, узнали отношение детей к сказке. Из опроса родителей, я выяснила, что многие не осознают роль сказки в развитии детей раннего возраста, только часть читают детям сказки, беседуют по ее содержанию, многие чтение на просмотр мультфильмов на телевизору, телефону. Мною была поставлена проблема, что в группе нет альбома со сказками, с которыми было бы удобно пользоваться нам для чтения, рассматривания, рассказывания детям сказок и т.д.
Таким образом, тема приобщение детей к народному творчеству через использование сказок актуальна в нашей группе. В связи с этим я решила внедрить данный проект, цель которого: формирование интереса к русским народным сказкам детей раннего возраста через разные виды деятельности, через создание альбома- книги « Любимые сказки».
Задачи:
Для педагогов.
1. Развивать интерес к русским народным сказкам, расширять и обогащать знаний детей о героях сказок, их поступках.
2. Формировать умение у детей рассказывать и обыгрывать фрагменты сказок.
3. Пополнить РППС книгами, театрами, альбомом-книгой «Любимые сказки» и др. пособиями.
4. Заинтересовать родителей проектной деятельностью, вызвать желание участвовать в нем.
Для детей:
1. Принимать активное участие в деятельности с использованием русских народных сказок (слушанье сказки, рассматривание иллюстраций, театрализации), в оформлении альбома-книги «Любимые сказки».
2. Повторять за взрослым знакомые слова и фразы из сказок.
3. Использовать полученные знания и умения в самостоятельных деятельности.
Для родителей:
1. Повысить свою педагогическую компетенцию.
2. Активно взаимодействовать с педагогом по формированию интереса к русским народным сказкам.
3. Создать условия по использованию русских народных сказок с детьми дома.
4. Пополнить РППС группы.
Продукт проекта (ожидаемый результат).
-Дети узнают и называют название сказок, их героев, самостоятельно или с помощью взрослого рассказывают сказку или ее отрывок.
-Методическая копилка пополнится планом по знакомству с русскими народными сказками «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка».
-Пополнение предметно-пространственной развивающей среды книгами, театрами, другими пособиями,
- Оформить и разместить наглядную информацию для родителей.
- Совместно с родителями и детьми создать альбом-книгу « Любимые сказки».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
- подобрать и изучить методическую литературу, интернет-ресурсы;
- подобрать материал для разработки плана по знакомству детей раннего возраста с русскими народными сказками;
-выбрать формы и методы по приобщению к сказкам;
-начать пополнять РППС книгами и пособиями;
- информировать родителей о проекте на сайте –группы, через информацию на стенде, через индивидуальные беседы.
-совместно разработать план взаимодействия педагогов с родителями.
Основной этап.
Деятельность по знакомству к русскими народными сказками организовывалась ежедневно в течение дня, во время образовательной, совместной деятельности, индивидуальной работы, во время самостоятельных игр детей.
План работы с детьми по знакомству детей к русским народным сказкам.
Понедельник. Русская народная сказка «Курочка Ряба».
1.Чтение сказки .«Курочка Ряба» с показом иллюстраций.
2.Рассматривание иллюстраций к сказке.
3.Показ настольного театра по сказке.
4.Подвижная игра « Поиграем с курочкой Рябой»
5.Игра с деревянным театром-строителем, магнитным театром по сказке «Курочка Ряба»,
6.Раскрашивание силуэта курочки Рябы.
Вторник. Русская народная сказка «Репка».
1.Чтение сказки «Репка» с показом иллюстраций.
2.Рассматривание книг, иллюстраций.
3.Показ настольного театра по сказке.
4.Игра с настольным театром, деревянным-строителем, кубиками-мякишами по сказке «Репка».
5.Дидактическая игра «Узнай репку»
6.Раскрашивание силуэта репки.
Среда. Русская народная сказка «Колобок».
1.Рассказывание сказки «Колобок» с показом иллюстраций, с беседой по содержанию сказки.
2.Рассматривание книг, иллюстраций.
3.Показ кукольного театра по сказке.
4.Игра с настольным театром, пальчиковым театром,мякишами по сказке.
5.Подвижная игра «Погуляем с Колобком»
6.Раскрашивание силуэта Колобка.
Четверг . Русская народная сказка «Теремок».
1.Рассказывание сказки «Теремок» с показом иллюстраций, с беседой по содержанию сказки.
2.Показ магнитного театра по сказке.
3.Театрализация сказки детьми с шапочками героев сказки.
4.Игра с кубиками-мякишами, театром на липучках по сказке.
5.Раскрашивание раскраски теремка с героями сказки.
Пятница . Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
1.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом иллюстраций, с беседой по содержанию сказки.
2.Показ театра игрушек, магнитного театра по сказке.
3.Театрализация сказки детьми с шапочками героев сказки.
4.Подвижная игра с петушком.
5.Раскрашивание раскраски героев сказки.
Понедельник. «Любимые сказки»
1.Рассказывание сказок по просьбе детей.
2.Рассматривание альбома –книги «Любимые сказки»
3.Дидактические игры « Узнай,какая это сказка», « Угадай, из какой сказки герой»
4.Игры с видами театров.
5.Игра с пазлами «Любимые сказки»
6.Рассматривание фотоколлажа « Все мы любим сказки»
Взаимодействие с родителями:
Опрос родителей « Какие сказки и как часто читают родители дома детям?».
Информация на стенде и на страничке сайта группы в Интернете:
« Роль сказок на развитие детей раннего возраста», «Зачем детям нужны сказки?»
Рекомендации родителям «Как знакомить детей со сказкой»•Пополнение РППС книгами «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»
Подборка фотографий семейного опыта для фотоколлажа « Все мы любим сказки»
Подборка иллюстраций, картинок по сказкам для создания альбома-книги сказки.
Заключительный этап.
На заключительном этапе совместно с детьми, с семьями воспитанников мы оформили альбом-книгу «Любимые сказки», с помощью котором можно рассказать детям сказки, рассмотреть с ними иллюстрации, дети самостоятельно могут рассматривать книжку, узнавать и называть героев, Так же иллюстрации из книги можно использовать для различных заданий для детей « Угадай, какая сказка», « Узнай, из какой сказки герой», «Разложи попорядку», «Подбери картинку к сказке» и т.д.
Подводя итог проекта, мною сделала вывод, что проект реализован полностью. В проекте приняло участие 16 детей (76%), 71% родителей (16 семей).
Исходя из наблюдений за детьми, сделан вывод, что реализация проекта способствовала формированию интереса к русским народным сказкам, к созданию альбома- книги. За эту неделю дети стали узнавать и называть русские народные сказки, их героев, многие самостоятельно или с помощью воспитателей могут рассказать сказку или ее отрывок, с удовольствием рассматривают новые книжки, альбом с иллюстрациями, действуют с театрами, пособиями по сказкам.
У родителей повысилась педагогическая компетенция, они активно взаимодействовали с педагогом по теме проекта., участвовали в пополнении РППС книгами со сказками «Курочка Ряба», «Теремок», « Заюшкина избушка», книжки-малышки «Репка», «Теремок», «Колобок», настольными деревянными театрами- строителями по сказкам « Курочка Ряба», «Репка», театром на липучках «Теремок», пальчиковым театром «Колобок», пазлами
« Любимые сказки», кубиками-мякишами «Любимые сказки», книгой-альбомом «Любимые сказки».
Презентация проекта проходила в виде представления книги-альбома «Любимые сказки». Совместно с родителями была оформлен фотоколлаж
« Все мы любим сказки». Родители оставили свои отзывы на сайте группы о проекте, об участии детей, они отметили заинтересованность к данной проектной деятельности, интерес малышей к русским народным сказкам, высказались, что будут продолжать читать, рассказывать и другие сказки своим детям.