 | Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
План педагогического совета
Подготовила
студентка группы Ш-41
Печерская Алена Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2018г.
Тема педагогического совета: «Адаптация первоклассников»
Цель: создать психолого - педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Тема педагогического совета соответствует нормам СанПиНа
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю.
По результатам наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4-6 недель, а у ослабленных – до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному.
По степени адаптации всех детей можно разделить на 3 группы.
- Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За этот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контакте с детьми, либо в отношениях с учителем, т.к. им ещё трудно выполнять правила поведения: хочется побегать на перемене или поговорить с товарищами, не дожидаясь звонка, но к концу октября ребенок становится учеником.
- Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.
- Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают образовательную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители «мешают работать на уроке», их реакции не предсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.
Поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя.
Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение и доброжелательность. Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться - «учительница не любит».
Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него.
Нужно объяснить и показать ребенку, что «Маша пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Коля плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе.
В адаптационный период провожу работу с родителями. Стараюсь заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:
- эмоциональной поддержке ребенка;
- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).
- проработке правил для учащихся.
Стараюсь наладить связь между школой и родителями, для этого провела родительские собрания по темам: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Режим дня в жизни школьника». Родителям даны рекомендации, как помочь ребенку в адаптационный период.
Чтобы проверить, как проходит адаптация, в октябре психологом был проведен комплекс мероприятий по изучению мотивационной сферы первоклассников:
- методика «Что мне нравится в школе?»
Ребёнку даётся инструкция: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение».
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
а) да-3;
б) не очень-1;
в) нет-0.
2. Утром всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) иду с радостью-3;
б) бывает по-разному-1;
в) чаще всего хочется дома-0.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) пошёл бы в школу-3;
б) не знаю-1;
в) остался бы дома-0.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится-3;
б) бывает по-разному-1;
в) нравится-0.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
а) не хотел бы-3;
б) не знаю-1;
в) хотел бы-0.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) нет-3;
б) не знаю-1;
в) хотел бы-0.
7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?
а) часто-3;
б) редко-1;
в) не рассказываю-0.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
а) мне нравится наш учитель-3;
б) точно не знаю-1;
в) хотел бы-0.
9. У тебя в классе много друзей?
а) много-3;
б) мало-1;
в) нет друзей-0.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся-3;
б) не очень-1;
в) не нравятся-0.
Интерпретация.
Ответы оцениваются по 30-балльной шкале, предложенной автором методики Н.Г. Лускановой
Анализ результатов: За каждый ответ «а» начисляется 3 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность;
20-24 баллов – нормальная школьная мотивация;
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами;
10-14 баллов – низкая школьная мотивации;
Психологический анализ показал, что благополучно прошла адаптация у 85% первоклассников, а у 15% - компоненты адаптации недостаточно сформированы. Психологи дали рекомендации по работе с детьми, у которых есть проблемы.
В классе есть гиперактивные дети. У одного ребёнка наблюдаются неврозоподобные расстройства, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость. При попытке торможения таких детей у них усиливается стрессовое состояние, а это выражается в усилении импульсивности и плохого поведения. Ребенок не делает это назло, такое поведение связано с состоянием нервной системы.
Таким образом, начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи, которые были поставлены на адаптационный период, выполнены: условия, для того, чтобы ребенок быстро и безболезненно приспособился к школьной жизни, были мной созданы.
По результатам психологического исследования мы видим, что уже в октябре ( адаптационный период ещё не закончился) 85 % учащихся благополучно адаптировались к новым условиям. Все рекомендации психолога мной выполнены.
Адаптационный период в 1 классе не заканчивается, т.к. ребенок постоянно приспосабливается к различным условиям в течение всего периода обучения в школе. А наша задача ему в этом помочь.