| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
преподаватель
_______________
«_»________2020 г.
Педагогический совет:
«Психологический комфорт в педагогическом коллективе»
Выполнила
студентка Ш-41 группы
Зубенко Кристина Витальевна
Преподаватель:
Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2020 г.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой и учителя будут чувствовать себя “как дома”.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в школе. Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и социально-психологические особенности педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика. А это значит, уровень комфортности в педагогическом коллективе напрямую взаимосвязан с эффективностью образовательного процесса.
Сегодня мы будем работать в группах: всего 7 групп. Как вы думаете, коллеги, по какому критерию наши педагоги объединены в именно такие группы? (обсуждение).
Я неслучайно объединила в одну группу педагогов одной возрастной группы: ведь у людей одного возраста восприятие ситуации или проблемы происходит в одном русле, и им нетрудно в процессе коллективной деятельности найти конструктивное решение той или иной проблемы или выдвинуть интересную идею. Это первая причина. Вторая причина – это то, что при сопоставлении мнений разных возрастных групп можно найти такое решение, которое в основном будет удовлетворять весь педагогический коллектив.
Одна из групп – это группа № 3, получает сегодня особое задание. Вам предлагается составить коллаж работы педсовета и коротко его прокомментировать. Для создания коллажа вы можете использовать все то, что у вас имеется на столе(на столе лежит ватман, клей-карандаш и различные вырезки из журналов, картинки с изображением счастливых педагогов)
В качестве погружения в тему, и в качестве настроя на совместную, коллективную и результативную работу мы с вами выполним упражнение «Дерево достижений нашего коллектива». Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» красный листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – зеленый. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый.
Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?
С помощью этого дерева достижений мы смогли увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива. И достижения нашего коллектива станут еще более существенными и значимыми, если в коллективе будет благоприятный психологический климат, если коллектив будет сплоченным и творческим, если коллектив педагогов станет командой единомышленников.
И для выполнения этой задачи нам сегодня предстоит выяснить сущность понятия «психологический климат», его основные составляющие и специфические особенности педколлектива.
Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов.определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других.
Итак, что такое психологический климат? Это преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности. Климат не статичен, он видоизменяется во времени — пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяю разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.
Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой — в нём соединяются настроения членов коллектива . их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Склонны определять понятия климата через понятия отношения, ибо именно феномен отношения обуславливает то.что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член коллектива определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге, на общее личностное развитие каждого члена коллектива. Рассматривая влияния, формирующие психологический климат коллектива, выделим прежде всего, факторы макросреды и микросреды.
Проходя производственную практику в МБОУ МОШ №7 мною были сделаны вводы, что в данном педагогическом коллективе присутствует психологический комфорт. Все учителя помогают друг другу, советуют.
В своей дальнейшей профессиональной деятельности я бы хотела, чтобы в моем педагогическом коллективе присутствовал психологический комфорт
Итак, психологический климат — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.
Уважаемые коллеги, на ваших столах лежат критерии комфортности и сплоченности коллектива. Давайте мы с вами прочтем их.
удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;
признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;
мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе:
высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом:
сплоченность и организованность членов коллектива;
сознательная дисциплина;
продуктивность работы;
отсутствие текучести кадров
доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.
свободное выражение собственного мнения.
достаточная информированность участников о целях и задачах коллектива и состояние дел при их выполнении.
высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в проблемных ситуациях.
принятия на себя ответственности за состояние дел в коллективе, каждым из ее участников.
доброжелательная и конструктивная критика.
демократический стиль руководства.
отсутствие конфликтов между собой в микрогруппах коллектива
престиж и традиции группы.
Как вы думаете, исходя из этих критериев какие будут рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в коллективе? Давайте посмотрим на рекомендации, они лежат тоже у вас на столах.
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический».
Давайте с вами будем стремиться к созданию комфортных условий в нашем коллективе.
В своей же рабочей деятельности я буду стремиться к повышению комфортной атмосферы в коллективе, используя рекомендации по его созданию.
Кто за повышение комфортной атмосферы в нашем коллективе? Кто против? Кто воздержался?
Уважаемые коллеги, спасибо за ваше внимание