ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Цель: расширение знаний педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий в процессе реализации проектной деятельности в условиях ФГОС ДО
План проведения педсовета:
Вступление к педсовету «Актуальность проблемы использования инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»
Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Викторина с педагогами
Выступление «Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников»
Выступление «Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
Решение педсовета
-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
1. Вступление к педсовету «Актуальность проблемы использования инновационных технологий в речевом развитии дошкольников».
Приложение 1.
2. Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Приложение 2.
3. Викторина с педагогами
Приложение 3.
4. Выступление «Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников»
Приложение 4.
5. Выступление «Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
Приложение 5.
Сегодня мы проведем викторину по развитию речи.
На предыдущей встрече мы разделились на команды. Каждой команде было дано домашнее задание: придумать название, девиз.
Давайте сейчас представим команды.
1 задание. Представление команд
Прежде чем приступить к нашей викторине, давайте немного разомнемся, вспомним термины, относящиеся к речевому развитию, вспомним инновационные технологии, которые мы используем в работе с детьми.
Разминка «Ромашка»
Приложение 3.1
У каждой команды есть разобранный цветок - ромашка. Сердцевина ромашки разрезана на несколько частей, на каждой части написан термин, относящийся к речевому развитию детей. На лепестках - объяснение педагогического термина. Ваша задача, собрать ромашку так, чтобы педагогический термин на сердцевине цветка совпал с определением на лепестке. И зачитать полученные определения.
Задание 2. Технология обучения составлению загадок.
Приложение 3.2
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок. Они перед вами на столах. Командам предлагается составить загадки по каждой модели про какой-либо объект. Т. е. каждая команда придумывает 3 загадки, а задача другой команды, отгадать их.
А сейчас давайте немного разомнемся.
Физминутка
Игровые и здоровьесберегающие технологии.
Нам нужны музыкальные палочки (клавесы). Если клавес нет, их можно заменить цветными карандашами, строительными палочками или другими предметами.
Мы будем отстукивать ритм под
Стихотворение «Дедушка Молчок».
Чики-чики-чики-чок (попеременно постукиваем по столу одной и другой палочками)
Кто ты дедушка Молчок? (постукивание палочек друг о друга посередине)
Может ты Боровичок? (постукивание кончиками палочек)
Или ты Лесовичок? (делаем из палочек «рожки»)
Только лес шумит – шу-шу, (вращаем палочки между ладонями)
Только лес шуршит – ша-ша, (постукивание всеми палочками)
Только лес поет – ши-ши, (постукивание всей палочкой о стол)
Спать пора, малыши! (постукивание кончиками палочек).
Задание 3 Мнемотехника
Приложение 3.3.
А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаем вам по мнемотаблице вспомнить известные стихотворения и рассказать их.
«Зайка»
Агния Барто
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Кораблик»
Агния Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Задание 4. Сторителинг
Приложение 3.4.
Это рассказывание историй от своего имени.
Игра “Длинная история”.
Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Дается время на рассмотрение карточек, команда придумывает название рассказа и начинает его рассказывать. Первый игрок выкладывает на стол карточку и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д.
1 команда - море, дети, туча с дождем, черепаха, корабль, матросы, капитан, морское дно, компас, дельфины.
2 команда – лес, солнце, гном, домик, дерево, волк, девочка, мальчик, собака, сундук.
Задание 5. Скрайбинг
Это процесс передачи определенной информации с помощью простых рисунков.
Каждая команда схематично зарисовывает пословицу. Задача другой команды эту пословицу отгадать.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
Наша викторина подошла к концу. Мы вспомнили некоторые инновационные педагогические технологии, которые можно применять для развития речи детей.
Закончить викторину хочется словами Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Так пусть игровые и образовательные технологии позволяют расти как воспитанникам, так и педагогам!
У нас осталось еще одно домашнее задание. Каждая команда подготовило сообщение о новой педагогической технологии и сейчас расскажет нам о ней.
Выступления команд по темам:
«Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников»
Приложение 4.
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
Приложение 5.
Рефлексия
А теперь предлагаю Вам оставить свои отзывы о проведенном педсовете.
- Что понравилось записываем в картинке «солнышко».
- Что возьмете с собой (какой опыт) записываем в картинке «чемодан».
- И что не понравилось записываем в «тучке».
Решение педсовета:
1. Использовать в работе инновационные педагогические технологии для речевого развития дошкольников.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
2. Отражать в календарных планах работу по развитию речи детей.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
3. Пополнять и развивать предметно-пространственную развивающую образовательную среду, направленную на развитие речи дошкольников.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
4. Организовать смотр-конкурс «Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста»
Ответственные: заведующий, зам. зав. по ВО и МР,
старший воспитатель, воспитатели.
Дата: март 2022 года
Список используемой литературы:
Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Виммельбухи. Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов. – М., Издательство: Клевер-Медиа-Групп, 2019.
Винокурова Н. – 200 развивающих заданий на весь год. – М.: КлеверМедиа-Групп, 2017.
Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004.
Колодяжная Т.П. Колунова Л.А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: ТЦ "Учитель", 2002.
Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов: издательство Ростовского университета, 1993.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб, 2009.
Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001.
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. – М., 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
Шульгина Е. В., Третьяк Н. Н. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. - СПб, «Детство-ПРЕСС», 2011.
Интернет-источники.
(Приложение 1)
Вступление к педсовету «Актуальность проблемы использования инновационных технологий в речевом развитии дошкольников».
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоции и личности в целом
находится в непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский.
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель р
ечевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития по ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
- обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
- развитие речевого творчества (работа непростая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения, слушания, книга должна стать спутником детей);
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте;
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Основные направления работы по развитию речи детей
1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи
1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу инновационных педагогических технологий можно отнести:
технология обучения детей составлению загадок;
технология обучения детей составлению сравнений;
сторителлинг;
мнемотехника;
развивающие игры В. В. Воскобовича;
здоровьесберегающие технологии;
современные игровые технологии;
скрайбинг;
моделирование;
карты Проппа;
техника «Друдлы»;
технология активизирующего обучения речи (по О. А. Белобрыкиной);
технология развития диалогического общения А. Г. Арушановой;
ИКТ-технологии;
логоритмика;
фонетическая ритмика;
сказкотерапия.
Инновационные педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступление я хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Приложение 2.
Аналитическая справка по результатам тематической проверки «Организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».
Цель: оценка условий организации образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» по развитию речи детей в условиях ДОО.
Объект исследования: профессиональная компетентность воспитателей по созданию условий речевого развития.
Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей дошкольного возраста.
Сроки проведения: февраль 2022 г.
Исполнители: заведующий, заместитель заведующего по ВО и МР, старший воспитатель, педагоги.
Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. План-задание тематического контроля предполагал:
Обследование уровня развития речи детей;
Оценка профессионального мастерства воспитателя;
Оценка календарного планирования;
Оценка создания условий в группе;
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Использовались следующие формы и методы контроля:
анализ занятий и совместной деятельности с дошкольниками;
анализ календарного планирования образовательной деятельности;
анализ развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи;
анализ наличия наглядной информации для родителей.
Были получены следующие результаты:
1. Анализ развития речи в совместной деятельности с дошкольниками
В ходе обследования уровня развития речи детей (наблюдения за детьми во время игровой деятельности, беседы с детьми) с использованием различных методов и приемов во всех группах большая часть детей соответствует средним показателям развития по данному направлению, хотя есть и низкие показатели, поэтому в связи с этим на каждую группу педагогам были даны рекомендации по работе с детьми. Дети активно общались во время игровой деятельности, прогулок. Умеют общаться с подгруппой детей по организации игровой деятельности. Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала). Дети очень доверчивые, у них нет секретов от сверстников и воспитателей, поэтому охотно рассказывают сами о себе и своей семье. Тематика разговоров в подгруппах детей бывает о книгах, играх и совместной деятельности, об игрушках. О жизни в детском саду, об окружающей жизни, о предметах чаще всего наблюдается в беседах группы детей с воспитателем. Уровень навыков показывает, что работа в группах в данном направлении ведется планомерно и систематически. Анализируя развитие речи детей во всех возрастных группах можно сделать вывод, что у детей достаточный словарный запас, дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи. Дети старшего возраста активно используют в своей речи синонимы, качественные прилагательные, глаголы, количественные числительные.
Анализ занятия
Занятия по развитию речи носят познавательный, развивающий характер. На каждом занятии детям предлагается деятельность, где знания добываются путем исследования, изучения объектов. К каждому воспитаннику педагоги стараются подобрать индивидуальный подход, учитывать специфику возраста.
Во время занятий по развитию речи у детей создается и поддерживается эмоциональный настрой при чтении художественных произведений. Воспитанники старшего дошкольного возраста умеют строить свои высказывания самостоятельно, конкретно анализировать действия героев. Умеют сопереживать героям сказок, рассказов. Но при анализе произведения не все дети могут аргументировать свои выводы и дать правильную оценку действиям героев. Это связано с тем, что в своей речи не все педагоги используют образные выражения, эпитеты, сравнения. При постановке вопросов воспитатели используют неправильную структуру постановки вопросов, на собственном примере не используют для достижения поставленных целей интонационную выразительность речи, что так важно особенно в младшем дошкольном возрасте.
Для проведения занятий педагоги используют методические пособия по развитию речи Гербовой. Конспекты занятий составляются в соответствии с требованиями возраста, программы. Вносят изменения в конспекты, подходят к этому творчески. Структура занятия соблюдается, обязательно используются дидактические игры. При подготовке занятий продумывается рациональное размещение дидактического и демонстрационного материала, раздаточного материала. Соблюдается выполнение требований норм СанПин. Использование разнообразных приемов способствуют сосредоточению внимания, активизации мышления. Новый материал преподносится детям обязательно с опорой на имеющиеся знания.
Воспитатели умело регулируют поведение детей, поддерживают интерес к теме занятия. Формы проведения занятий, используемые методы и приемы способствуют активности детей на занятии, поддерживают постоянный интерес. Исключение составляют молодые педагоги, которые находятся в должности до 2-х лет. Им рекомендовано обращаться за методической помощью в написании конспектов занятий, выборе форм проведения, использовании методов и приемов к своим наставникам, заместителю заведующему по ВО и МР, старшему воспитателю.
Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессиональную компетентность воспитателей. Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения. Но анализ взаимодействия педагогов с детьми показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
Вместе с тем, имеются недостатки в организации и проведении занятий:
дети не всегда мотивированы на организацию образовательной деятельности;
недостаточно используется наглядность, раздаточный материал;
не используются различные формы организации деятельности детей (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа);
недостаточно планируется индивидуальная работа по развитию речи.
педагогам необходимо уметь правильно формулировать вопросы и требовать четких и правильных ответов от детей.
Контролировать правильность употребления выражений.
Использовать в своей работе практические материалы из речевого уголка.
2. Анализ проверки календарного плана образовательной деятельности.
Анализ планирования показал, что педагоги имеют и используют перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие». На момент проверки календарные планы образовательной деятельности написаны во всех группах. Занятия по речевому развитию запланированы в соответствии с расписанием занятий. Использование разнообразных форм, методов работы способствует развитию самостоятельной речевой деятельности. Недостаточно планируется индивидуальная работа по развитию речи, ЗКР. Образовательная деятельность по развитию речи в режимные моменты планируется не регулярно. В календарных планах работа с родителями отражается, но не во всех группах.
3. Анализ развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи.
Данный этап проверки был нацелен на анализ расположения, наполняемости речевых и книжных уголков. В каждой возрастной группе оборудован речевой и книжный уголки. Находятся он в хорошо освещенном, доступном для детей месте.
В речевом уголке представлен большой выбор дидактического материала по речевому развитию дошкольников. Есть в наличии дидактические пособия и игры, сделанные руками педагогов. Разработаны для работы картотеки дидактических игр, оформлены подборки загадок, потешек, скороговорок.
В книжном уголке расположена художественная литература различных авторов, подборка иллюстративного материала для ознакомления с окружающим миром. В книжных уголках организуются тематические выставки, периодически меняется подборка книг, но не регулярно
4. Анализ наличия наглядной информации для родителей. В родительском уголке в наличии консультации, рекомендации, наглядная информация для родителей по речевому развитию воспитанников. Необходимо чаще менять информацию для родителей в родительских уголках.
По результатам тематического контроля можно сделать следующие выводы:
Организация и эффективность работы соответствует требованиям ФГОС ДО и образовательной программе дошкольного образования, наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов. Работа педагогического коллектива детского сада по речевому развитию детей ведется достаточно планомерно, целенаправленно, системно. Имели место небольшие недочеты организационного характера, которые были устранены к окончанию проверки; а недочеты практического характера приняты педагогами во внимание.
Рекомендации по регулированию и коррекции образовательной деятельности:
Педагогам обратить внимание на формирование культуры речи.
Ответственные: воспитатели.
срок: постоянно
2. В календарных планах системно планировать индивидуальную работу, образовательную деятельность в режимные моменты, в совместной и самостоятельной деятельности воспитанников по речевому развитию дошкольников.
Ответственные: воспитатели
срок: постоянно
3. При проведении занятий соблюдать структуру в соответствии с ФГОС ДО; реализовывать принцип наглядности, использовать раздаточный материал, планировать индивидуальную, подгрупповую, фронтальную работу; использовать на занятиях инновационные педагогические технологии речевого развития.
Ответственные: воспитатели.
срок: постоянно
4. Педагогам систематизировать и пополнить практическим материалом в соответствии с возрастом речевой и книжный уголки.
Ответственные: воспитатели всех возрастных групп
срок: до 25.03.2022 г.
5. В родительском уголке разместить консультации, рекомендации, наглядную информацию для родителей по речевому развитию воспитанников в соответствии с возрастом детей.
Ответственные: педагоги
срок: постоянно
Заместитель заведующего по ВО и МР
Приложение 3.1
Разминка «Ромашка»
1 команда
1. Речь – процесс общения людей между собой посредством языка.
2. Сторителлинг - интерактивный метод, который означает «рассказывание историй» от своего имени.
3. Педагогическая технология - оптимально подобранный комплекс методов, приемов, средств и алгоритм их применения для решения четко сформулированной проблемы.
4. Скрайбинг - процесс передачи определенной информации, настроения, эмоций, чувств с помощью простых рисунков.
5. Моделирование - вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели.
6. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка и его развития.
2 команда
1
. Развитие речи — целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
2. Игровые технологии – система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
3. Инновационная технология - деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового метода работы.
4. О. А. Белобрыкина - автор технологии активизирующего обучения речи, включающей лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности.
5. Мнемотехника – совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
6. Здоровьесберегающие технологии - эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Приложение 3.2
Технология обучения составлению загадок.
Модель 1 «Слова – связки» - «а, не». |
Какой? | Кто (что) бывает таким же? |
| |
| |
| |
| |
Модель 2 «Слова – связки» - «но, не». |
Что делает? | Кто (что) делает так же? |
| |
| |
| |
| |
Модель 3 «Слова – связки» - «как, но». |
На что похоже? | Чем отличается? |
| |
| |
| |
| |
Приложение 3.3.
Мнемотехника
«Зайка»
Агния Барто
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
«Кораблик»
Агния Барто
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!
Приложение 3.4
Сторителинг
Приложение 4.
Игры-бродилки – как средство активизации речевой деятельности дошкольников.
Игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника. Игра формирует у ребенка навыки социального поведения, помогает освоить социальный опыт, активизировать речевую деятельность, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, то есть именно игра формирует личность ребенка.
Актуальность применения игр-бродилок обуславливается тем, что игровая деятельность всегда была и остается особой сферой активности детей, так как природа создала детские игры для всесторонней подготовки ребенка к дальнейшей жизни. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Причины использования игр в совместной деятельности с детьми:
1) Время требует перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.
2) Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.
3) Развиваются новые психологические прогрессивные образования, и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника.
4) Возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
5) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Настольные игры-бродилки – это один из видов дидактических игр, которые выполняют следующие функции:
- дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе
- узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения
- дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
- тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
Методика проведения игр.
Работу по обучению детей играм-бродилкам строится в несколько этапов:
1 этап: подготовительный
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
2 этап: проведение игры
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
- проведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
3 этап: анализ проведенной игры
- направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.
Подбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, темы образовательной деятельности.
Таким образом, систематическое использование игр-бродилок способствует всестороннему развитию детей, активизирует речевую деятельность, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность.
Приложение 5.
«Волшебные колечки – как метод развития связной речи»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию».
В. М. Бехтерев
Одним из инновационных педагогических методов развития речи является мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Метод «Волшебные колечки» основан на мнемотехнике, этот метод можно использовать для разных видов работы по развитию речи:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах произведений художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов;
- при подготовки к обучении грамоте.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Поэтому важно использовать данную технологию в своей работе.
Пособие «Волшебные колечки» изготавливается не сложно. Само кольцо представляет собой картонную основу (полоска бумаги) и приклеенную к ней картинку.
Рассмотрим варианты работы с данным пособием.
Пересказ сказок. На колечках изображены герои пересказываемой сказки. Пересказ сопровождается надеванием “колечка” с героем на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Заучивания стихотворения. Делится на несколько этапов:
- выбор стихотворения, где выделяются главные ключевые слова, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
- выразительное чтение стихотворения. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
- деление стихотворения на части.
- чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
- повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
- рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
3. Подготовка к обучению грамоте.
- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко «Л». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: лапа, лама, лось. «ЛЬ» - лиса, лягушка, лев.
- при формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук»: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук.
- при дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуки. Например, один ребенок выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «З», а второй ребенок - колечки, в которых есть звук «С».
4. Формирование элементарных математических представлений.
- соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);
- упражнять в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
- при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
- при использовании порядковых числительных (колечки с картинками);
- при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
- уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)
- при формировании представлений о форме, размере.
5. Игры с колечками при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов.
Таким образом, с помощью «Волшебных колечек» достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получают огромное удовольствие, развивается речь, фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.