Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14» комбинированного вида
Игра - занятие
по экологическому воспитанию
« Мы друзья птиц»
Выполнила: Подшивалова
Галина Николаевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Усть- Катав, 2020 год
Цель: Формировать у детей интерес к знаниям о перелётных птицах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о признаках весны;
- расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде;
- упражнять в словообразовании однокоренных слов;
- совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания;
- продолжать формировать у детей умение различать и называть перелётных птиц;
- формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
Развивающие:
- развивать умение употреблять сложное предложение с союзом потому что;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.
- развивать общеречевые навыки (четкость дикции, правильное звукопроизношение)
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
Воспитательные:
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания;
- учить вежливости, такту, взаимовыручке, доброжелательному отношению, чувству коллективизма.
Оборудование:
Звукозапись письма от вороны, предметные картинки с изображением перелетных птиц и зимующих птиц, мяч, конверты с разрезными картинками, ноутбук, проталины, картинки с гнёздами птиц.
Ход занятия
Организационный момент.
В: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
В: Ребята, скажите какое время года наступает?
Д: Весна.
В: А какие признаки весны вы знаете? А помогут вам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной ……»
( Называют по схематическим рисункам) ( Солнце. Капля, снег, ручей, дерево,птицы).
В: Ребята, сегодня нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц, но чтобы их расколдовать нужно выполнить задания.»
В: От кого пришло письмо?
Д: От вороны.
В: Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут. Тогда в путь на помощь птицам. И первое наше задание.
Игра «Найди перелётную птицу»
(На столах разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только перелетных птиц и поместить на проталину)
В: Ребята, а что такое проталина? (Место, где стаял снег и открылась земля)
-Назовите птиц, которых вы поместили на проталину.
-Назовите обобщающим словом этих птиц? (перелётные)
– Почему этих птиц называют перелётными? (Осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.)
В: - Как вы думаете, птицы летят, как им вздумается или существует какой-то порядок полета в стаи ?
Ласточки, скворцы, летят стайкой.
Гуси чаще всего летят косяком.
Клином, летят журавли, лебеди.
( Показ схемы)
В: Давайте представим, что мы птицы, а руки наши-крылья и полетим к следующему заданию. Вот мы прилетели на полянку. Поудобнее сядьте на коврик. И поиграем в игру «Четвёртый лишний». Вам нужно внимательно рассмотреть картинки, назвать лишнее и сказать почему она лишняя.
Игра «Четвёртый лишний»
В: Молодцы!
- Сейчас встанем в круг и поиграем в птичек.
Физминутка. «ПТИЧКИ»
Птички прыгают, летают, (движения по текту)
Крошки птички собирают
Перышки почистили,
Клювики почистили.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
В: Весной у птиц много важных дел, много забот.
- Что делают птицы весной? (Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.)
– Да, птицы заботятся о птенцах.
- Давайте поиграем в игру «Кто о ком заботится». Стоим в кругу.
Я буду бросать вам мяч, вы мне будете его возвращать с ответом.
Игра «Кто о ком заботится»
-Грач заботится (о ком?) о грачатах.
-Журавль заботится (о ком?) о журавлятах.
-Лебедь заботится (о ком?) о лебедятах.
-Утка заботится (о ком?) об утятах.
-Скворец заботится (о ком?) о скворчатах.
-Соловей (о ком?) о соловьятах.
Кукушка заботится (о ком?) о кукушатах.
В: Молодцы внимательно слушали команды. Но мы продолжаем выполнять наши задания.
В: Тихонечко пройдём к столам. Пришло время расколдовать наших птиц.
Игра «Собери картинку»
( На столах лежат конверты с разрезными картинками. Вам нужно собрать картинку и угадать какая спряталась птица.)
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
В: Молодцы все угадали птиц.
Упражнение «Выпусти птицу»
В: Закройте картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу. Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и «выпускать» птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Вам нужно найти свой дом для птицы.
Проводиться дидактическая игра «Расселим птиц» (каждый ребенок прикрепляет свою птицу к панно).
- Я поселил скворца в скворечнике, потому, что этот дом ему строят люди.
- Я поселил ласточку у речки, потому что она строит гнездо на берегу реки.
- Я поселила грача на вершину дерева, потому что он вьет гнездо на вершине самого высокого дерева.
- Я поселил соловья на тонких веточках, потому что он вьет гнездо на тоненьких веточках ивы.
- Я поселил журавля возле болота, потому что он строит гнездо на кочке.
В: - Ура! У нас все получилось! Вы прошли все испытания. Сняты злые чары колдуньи. Птицы вернулись с юга и запели (Звучит фонограмма «Голоса птиц)
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат. (Соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат. (Соединяем большой палец со среднем)
Клювик раз, (Соединяем большой палец с безымянным)
Клювик два,( Соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки, (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова. (Рисуют в воздухе руками круг)
Итог
-Кого мы сегодня от злой колдуньи выручали?
-Что нового вы узнали о перелетных птицах?
-Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Что мы сегодня сделали для птиц?
-Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
Индивидуальная оценка детей.
В: Птицы в знак благодарности дарят нам медали «Друзья птиц»