ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСЛАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ
- Здравствуйте, уважаемые члены жюри и коллеги. Я, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»г.Сорска. Руководитель детского объединения «Спортивное ориентирование»- Кожуховский Александр Викторович.
1.Спорт совершенствует физические качества и проверяет моральные. (Ляйсан Утяшева)
2.Спортсмен может добиться высоких результатов и без природного таланта, но никогда без трудолюбия и упорства. (Петр Квятковский)
3. Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе.
Воспитание доброго, честного, трудолюбивого, упорного, физически здорового, любящего свою Родину человека, гражданина своей страны – это основная задача педагога. В новых современных условиях – это актуально как никогда. Дополнительное образование дает возможность для развития творческой, мыслящей, уверенной личности. Развитию дополнительного образования уделяет большое внимание Федеральный закон «Об образовании» в РФ, Концепция развития дополнительного образования на 2016-2020 годы, Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Физкультурно-спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует становлению сферы предметного общения внутри детского коллектива, формированию позитивных жизненных ценностей.
Я обращаю большое внимание на введение в обучение эмоционально-личностного контекста, индивидуального подхода к ребенку, развитие сотрудничества педагога и обучающегося, которое предполагает практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающегося и педагога. Опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, которые раскрываются благодаря таким занятиям, ребенок становится более свободным и уверенным в своих силах. Благоприятный эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, внимательное, отношение к детским проблемам, атмосфера доверия – все это обеспечивает общую педагогическую поддержку в коллективе, а главное – своевременную и адресную помощь, что очень важно в современном мире, мире нехватки межличностного общения и позитивного настроя.
В объединении «Спортивное ориентирование» можно научиться разжигать костер, варить кашу, преодолевать полосу препятствий, ориентироваться на местности, оказывать помощь товарищу. Здесь формируется воля, характер, бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Многие занятия провожу на свежем воздухе. Для более успешной работы использую здоровьесберегающие технологии и технологию сотрудничества. Главное, чтобы детям было интересно, все задачи были реально решаемы.
Роль педагога дополнительного образования должна заключаться в соединении традиций и инноваций, в постоянном самообразовании, развитии информационной культуры и готовности решать новые педагогические задачи.
Учреждения дополнительного образования сегодня формируют новую практику образования, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени, запросам нового поколения.
Поэтому одним из основных критериев успешной деятельности учреждений дополнительного образования, каждого педагога дополнительного образования должна стать результативная инновационная деятельность, как процесс освоения новых средств, методов, программ, позволяющих добиваться качественно новых результатов обучения.
Программа «Спортивное ориентирование» раскрывает перед обучающимися большие перспективы. Ориентирование объединяет в себе занятия в помещении, увлекательные игры и тренировки на свежем воздухе; формирует исследовательские способности и умение самостоятельно принимать решения; увлекает азартным соперничеством в преодолении дистанций. Проведение тренировок и соревнований при различных погодных условиях формируют устойчивость к дискомфорту, тем самым происходит закаливание детей.
Цель программы: развитие и воспитание личности посредством занятий спортивным ориентированием, всесторонняя физическая подготовка через упражнения общеразвивающего характера, кроссовый бег, подвижные игры, туристские походы, нацеливание обучающихся на участие в спортивных соревнованиях .
Задачи:
Обучающие:
- обучить приемам и способам ориентирования;
- анализу прохождения дистанции;
- основам туристической подготовки;
-обучить технике спортивного ориентирования для достижения высоких спортивных результатов;
- изучить правила соревнований;
- уметь определить причины допущенных ошибок на дистанции;
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
- умение работать в коллективе;
- добросовестное отношение к порученному делу;
воспитать навыки взаимопомощи и взаимовыручки;
-воспитывать основам ЗОЖ;
Развивающие:
-формировать интерес к данному виду спорта;
-развивать творческие способности, инициативность, самостоятельность;
- навыки выживания в условиях похода;
Для этого я использую активные формы работы, занимался я и инновационными проектами. В 2012г. был разработчиком грантового проекта «Полоса препятствий».
Считаю важным вести ребенка к успеху через участие в соревнованиях, конкурсах: Всероссийские массовые соревнования по спортивному ориентированию « Российский Азимут», республиканские соревнования по спортивному ориентированию бегом «Золотая осень», «Старты памяти Максима Романюка», республиканские соревнования по спортивному ориентированию на призы турклуба «Урагус», «Старт памяти Татьяны Константиновны Павловой»,Чемпионат и Первенство г.Минусинска по спортивному ориентированию бегом, посвященные памяти В.В.Голодника, республиканский фестиваль «Таланты Хакасии». Имею победителей и призеров.
Мероприятиями на свежем воздухе укрепляю любовь к занятиям физической культурой, учу подростка бороться с вредными привычками, сохраняю наполняемость групп. Акции, слеты, флэш-мобы объединяют и сплачивают всех ребят, родителей, педагогов. Особенно нравится всем «Полоса выживания». Пройти по висячей лестнице, преодолеть ров нужен и характер и сила воли, а еще и выполнить интеллектуальное задание. При прохождении каждого этапа ребятам нужно ответить на вопросы викторины: «Правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения», « Мои права». Мероприятия проходят за населенным пунктом, в горной лесной зоне. Места красивые, правда в последние годы загрязняются отходами хозяйственной деятельности человека, но и это решается общими усилиями, проводим трудовые десанты по очистке территории.
Развиваю творческую активность детей, привлекая родителей: отмечаем дни рождения, праздники, мероприятия дети готовят и проводят сами. Повышаю свой педагогический уровень через участие в семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации и переподготовки, пишу статьи, даю мастер-классы на городских методических объединениях. Мониторинги позволяют подвести итоги и увидеть свои недостатки.
Обращаюсь к педагогическому сообществу: давайте больше уделять внимания материальной базе домов детского творчества и других детских образовательных учреждений.
Заканчиваю свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого».
Спасибо за внимание!