СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Перезвоны. Молитва"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки "Перезвоны. Молитва" для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«"Перезвоны. Молитва"»

Учитель музыки Бирюкова Галина Александровна

Тема: «Перезвоны. Молитва» 6 класс


Цель урока: выявление связей композиторской музыки с народным творчеством, молитвы в музыке отечественных композиторов.
Задачи:

дать учащимся представление о колокольности в творчестве русских композиторов в симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина,

иеромонаха Фотия, Б. Окуджавы, осознать значение колокольного звона в жизни человека;
развивать и совершенствовать певческие навыки, чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитывать и прививать любовь к русской культуре и отечественным традициям.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Орг. момент

 


Вход под музыку: «Надежда»

Приветствие учителя. Активизировать внимание учащихся


Приветствие учащихся


Повторение пройденного

Звучит колокольный звон.

В далёкие-далёкие времена в старину нашу Россию называли Древней Русью. Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях. В каких? (церковная музыка и народное муз. творчество). Яркими представителями народного творчества были – скоморохи. У скоморохов были инструменты… А у церкви…Звучание колокола – это сигнал чего?

Отвечают на вопросы.

Учебный диалог

Познавательные:

овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими построениями рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: развитие навыков сотрудничества.

Целеполагание и актуализация знаний


О чем предстоит нам узнать на уроке, какие поставим цели? Разговор колокольных звонов – слово? – перезвон.

Б. Окуджава «Молитва» - назовите, что это? - это жанр молитва.

Наша тема урока «Перезвоны. Молитва», попробуем узнать, как жанр молитва раскрывается в музыке наших отечественных композиторов. «В детском альбоме» П.И. Чайковского две пьесы - «Утренняя молитва», «В церкви».

- Как бы зайдём туда…

Любить. Молиться. Петь. Святое назначение души…» В наше тревожное время произведения в жанре молитвы напоминают о Вечности, о смысле жизни, о душе и совести человека, грехе и раскаянии, о любви к Родине, своей стране, людям.

Сегодня мы продолжим раскрывать образы духовной музыки. В молитве человек обращается к Богу с чем? - со своими сокровенными мыслями, с просьбой поддержать в трудную минуту, помочь найти верное решение, с покаянием в своих прегрешениях.

Иеромонах Фотий – победитель суперпроекта «Голос» 2015, завтра выступит во дворце Орджоникидзе с программой «Загадочная русская душа». Е. Крылатов, автор музыки к разным к/ф., прозвучит его песня «Будь со мною».


Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения.

Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития


Слушают музыку, воспринимают и рассуждают


Работа с учебником: стр.64

Отвечают.




Слушают песню.

Личностные (самоопределение), 

Познавательные (общеучебные), Коммуникативные (планирование)

Регулятивные (целеполагание)

 


Изучение новой темы





Слушание музыки






Работа

с учебником



В творчестве С. Рахманинова, М. Мусоргского мы встречались с термином- колокольность. Обратимся к музыке композитора… Валерия Александровича Гаврилина.

В рассказе писателя и актёра Василия Шукшина «Слово о малой родине», есть такие слова: «Всю жизнь несу родину в душе…»

То, над чем думал В. Шукшин, было близко композитору В. Гаврилину. Гаврилин говорил так: «Всё написанное Василием Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля».

Название его произведения? Симфония-действо «Перезвоны»

- Для каких исполнителей? Для солистов, хора, ударных инструментов.

Симфония имеет подзаголовок? - «По прочтении Шукшина». Почему название «Перезвоны»? У каждого своя судьба, свой голос, свой звон.

Прочитайте…, в «Перезвонах» композитор обратился… к чему?

У этого произведения 20 частей, это и «Весело на душе», «Дудочка», «Смерть разбойника», «Вечерняя музыка», «Ти-ри-ри» и «Молитва» - контрастное сопоставление.


Слушают наигрыши.





Работа с учебником: стр.64

Читают текст, комментируют. Ищут ответы, анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы.


Участвуют в учебном диалоге.

Записывают в тетрадь.


Познавательные:

овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: развитие навыков сотрудничества.



Слушание музыки


Часть «Молитва» - видео просмотр.

- Какие образы возникают? о чём эта музыка?

- Какие средства выразительности позволяют композитору выявить контрастность образов?

- Почему Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?

Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

- о сохранении души, о любви к Родине, матери, людям.

«Перезвоны» звучат как набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности, береги в себе духовное, твори добро, возлюби красоту. Жизнь человека - это разная колокольность:

в «Молитве», она какая?

А в части «Ти-ри-ри»?


Скажите, а можно ли человека сравнить с колоколом?

Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.


Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям.

Интонационно-образный анализ услышанного





- скорбная, серьезная и глубокая по содержанию.

-светлая, беззаботная и радостная.

Личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Вокально-хоровая работа

Песня «На безымянной высоте» - исполнение 4 куплета.

«Мне часто снятся все ребята…»


Коллективная исполнительская деятельность.


Рефлексия

Продолжите предложения:

  1. Слушая духовную и народную музыку ощущаешь её связи с чем?...с жизнью человека, его размышления о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, душе.

  2. В наше тревожное время произведения духовной музыки отечественных композиторов в жанре молитвы помогают обрести человеку что? - Веру, свободу, совесть.

  3. «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье …» чего? души.

Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников.

Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли)

Регулятивные (коррекция и оценка)

Личностные (нравственно- этическое оценивание)


Д/з


Повторение материала. Текст песни.