дать учащимся представление о колокольности в творчестве русских композиторов в симфонии-действе «Перезвоны» В. Гаврилина,
иеромонаха Фотия, Б. Окуджавы, осознать значение колокольного звона в жизни человека;
развивать и совершенствовать певческие навыки, чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
воспитывать и прививать любовь к русской культуре и отечественным традициям.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Орг. момент | Вход под музыку: «Надежда» Приветствие учителя. Активизировать внимание учащихся | Приветствие учащихся | |
Повторение пройденного | Звучит колокольный звон. В далёкие-далёкие времена в старину нашу Россию называли Древней Русью. Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях. В каких? (церковная музыка и народное муз. творчество). Яркими представителями народного творчества были – скоморохи. У скоморохов были инструменты… А у церкви…Звучание колокола – это сигнал чего? | Отвечают на вопросы. Учебный диалог | Познавательные: овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими построениями рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; Личностные: развитие навыков сотрудничества. |
Целеполагание и актуализация знаний | О чем предстоит нам узнать на уроке, какие поставим цели? Разговор колокольных звонов – слово? – перезвон. Б. Окуджава «Молитва» - назовите, что это? - это жанр молитва. Наша тема урока «Перезвоны. Молитва», попробуем узнать, как жанр молитва раскрывается в музыке наших отечественных композиторов. «В детском альбоме» П.И. Чайковского две пьесы - «Утренняя молитва», «В церкви». - Как бы зайдём туда… Любить. Молиться. Петь. Святое назначение души…» В наше тревожное время произведения в жанре молитвы напоминают о Вечности, о смысле жизни, о душе и совести человека, грехе и раскаянии, о любви к Родине, своей стране, людям. Сегодня мы продолжим раскрывать образы духовной музыки. В молитве человек обращается к Богу с чем? - со своими сокровенными мыслями, с просьбой поддержать в трудную минуту, помочь найти верное решение, с покаянием в своих прегрешениях. Иеромонах Фотий – победитель суперпроекта «Голос» 2015, завтра выступит во дворце Орджоникидзе с программой «Загадочная русская душа». Е. Крылатов, автор музыки к разным к/ф., прозвучит его песня «Будь со мною». | Отвечают на вопросы, приводят примеры, высказывают мнения. Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития Слушают музыку, воспринимают и рассуждают Работа с учебником: стр.64 Отвечают. Слушают песню. | Личностные (самоопределение), Познавательные (общеучебные), Коммуникативные (планирование) Регулятивные (целеполагание) |
Изучение новой темы Слушание музыки Работа с учебником | В творчестве С. Рахманинова, М. Мусоргского мы встречались с термином- колокольность. Обратимся к музыке композитора… Валерия Александровича Гаврилина. В рассказе писателя и актёра Василия Шукшина «Слово о малой родине», есть такие слова: «Всю жизнь несу родину в душе…» То, над чем думал В. Шукшин, было близко композитору В. Гаврилину. Гаврилин говорил так: «Всё написанное Василием Шукшиным предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец – трудная дорога. А в середине – свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля». Название его произведения? Симфония-действо «Перезвоны» - Для каких исполнителей? Для солистов, хора, ударных инструментов. Симфония имеет подзаголовок? - «По прочтении Шукшина». Почему название «Перезвоны»? У каждого своя судьба, свой голос, свой звон. Прочитайте…, в «Перезвонах» композитор обратился… к чему? У этого произведения 20 частей, это и «Весело на душе», «Дудочка», «Смерть разбойника», «Вечерняя музыка», «Ти-ри-ри» и «Молитва» - контрастное сопоставление. | Слушают наигрыши. Работа с учебником: стр.64 Читают текст, комментируют. Ищут ответы, анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы. Участвуют в учебном диалоге. Записывают в тетрадь. | Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; Личностные: развитие навыков сотрудничества. |
Слушание музыки | Часть «Молитва» - видео просмотр. - Какие образы возникают? о чём эта музыка? - Какие средства выразительности позволяют композитору выявить контрастность образов? - Почему Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»? Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»? - о сохранении души, о любви к Родине, матери, людям. «Перезвоны» звучат как набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности, береги в себе духовное, твори добро, возлюби красоту. Жизнь человека - это разная колокольность: в «Молитве», она какая? А в части «Ти-ри-ри»? Скажите, а можно ли человека сравнить с колоколом? Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям. Интонационно-образный анализ услышанного - скорбная, серьезная и глубокая по содержанию. -светлая, беззаботная и радостная. | Личностные: развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. |
Вокально-хоровая работа | Песня «На безымянной высоте» - исполнение 4 куплета. «Мне часто снятся все ребята…» | Коллективная исполнительская деятельность. | |
Рефлексия | Продолжите предложения: Слушая духовную и народную музыку ощущаешь её связи с чем?...с жизнью человека, его размышления о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, душе. В наше тревожное время произведения духовной музыки отечественных композиторов в жанре молитвы помогают обрести человеку что? - Веру, свободу, совесть. «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье …» чего? души. | Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников. | Коммуникативные (умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли) Регулятивные (коррекция и оценка) Личностные (нравственно- этическое оценивание) |
Д/з | Повторение материала. Текст песни. | | |