Т.С.Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду
Дата | Тема | Программное содержание | Материал и оборудование | Интеграция образователь ных областей | Приемы обучения | Планируемые результаты |
Сентябрь |
| Занятие № 1 «На лесной полянке выросли грибы» | Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов | Картинки с изображением разных грибов, бумага разных цветов для грибов, ½ альбомного листа для наклеивания изображений, не широкие полоски зеленого цвета, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание иллюстраций грибов Показ техники наклеивания. Показ техники разрезания. Физкультминут ка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать предметы и их части круглой и овальной формы, закругляет углы у прямоугольника и треугольника, умеет вырезать большие и маленькие грибы. Разрывать не широкую полоску движениями пальцев для изображения травы. |
| Занятие №2 «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. | Овощи для рассматривания, круг из белой бумаги диаметром 18см., заготовки из цветной бумаги для вырезывания овощей , ножницы, клей, салфетка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа об уборке овощей на огороде Рассматривание овощей Образец. Показ приемов рисования. Физкультминутка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы, развивать координацию обеих рук |
Октябрь |
| Занятие № 3 «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа) | Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами на глаз небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции | Большие листы бумаги в форме круга диаметром 50 см., цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие. | Беседа о сборе урожая Рассматривание образца, Показ приемов наклеивания. Физкультминутка. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать предметы круглой и овальной формы, работать в коллективе |
| Занятие № 4 «Осенний ковер» (коллективная работа) | Учить детей выделять углы, стороны квадрата. Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять детей в подборе словосочетаний. Учить преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. | Бумажные квадраты (ковер), ножницы, клей, салфетка, клеенка, цветная бумага | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие. | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов разрезания квадрата по диагонали с угла на угол, круг по диаметру пополам. Физкультминутка. Выполнение работы Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет выделять углы, стороны квадрата. Знает круглую, квадратную и треугольную формы. Умеет преобразовывать форму, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. |
Ноябрь |
| Занятие № 5 «Троллейбус» | Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги). | Игрушка или картинка –троллейбус , бумага размером ½ альбомного листа для фона, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет разрезать полоску на одинаковые прямоугольника, срезать углы у квадрата |
| Занятие №6 «Дома на нашей улице» (коллективная работа) | Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины | Бумага размером ½ альбомного листа, прямоугольники цветной бумаги светлых тонов (на все столы разные) и полоски цветной бумаги для окон, дверей, крыш; ножницы, клей, салфетка, клеенка. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей, создавать в аппликации образ большого дома. |
| Декабрь |
| Занятие №7 «Большой и маленький бокальчики» | Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску. Закреплять умение аккуратно наклеивать. Вызывать желание дополнять композицию соответствующими предметами, деталями. | Бокальчик, бумага для упражнения, бумажные прямоугольники разных цветов для вырезывания бокальчиков, ножницы | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Чтение Рассматривание образца, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет срезать уголки прямоугольника, закругляя их, держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать |
| Занятие №8 «Новогодняя поздравитель ная открытка» | Учить детей делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соответствующее празднику изображение. Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные — из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение | 3-4 новогодние открытки , половина альбомного листа согнутая пополам, набор цветной бумаги, ножницы, клей, салфетка, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Чтение новогодних стихов Рассматривание образца, елочных украшений Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет создавать разнообразные изображения в аппликации, продумывать подбор деталей по форме и цвету. |
Январь |
| Занятие № 9 «Петрушка на елке» (коллективная работа) | Учить детей создавать изображения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы и др.), аккуратно наклеивать изображения на большой лист. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции. | Бумага разных цветов для Петрушек, ножницы, клей, салфетки, большой лист бумаги с наклеенной большой елкой, на которую дети будут наклеивать свой игрушки. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа о елке и новогоднем празднике Рассматривание образца , Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет разрезать квадрат по диагонали , для получения треугольника, срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения овальной и круглой формы; наклеивать аккуратно, ровно. |
| Занятие №10 «Красивые рыбки в аквариуме» (коллективная композиция) | Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. | Цветная бумага , альбомные листы, ножницы, клей, салфетки. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание иллюстраций с аквариумом, Показ приемов выполнения работы. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезть округлые формы из квадратов (прямоугольников) путем плавно закруглять углы. Умеет пользоваться ножницами. Умеет располагать круги от самого большого к самому маленькому. |
Февраль |
| Занятие № 11 «Матрос с сигнальными флажками» | Упражнять детей в изображении человека; в вырезывании частей костюма, рук, ног, головы. Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры человека (руки внизу, руки вверх, одна рука вверху, другая внизу и т. п.). Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (брюки), красиво располагать изображение на листе. | Цветная бумага, альбомные листы, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание, Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать нужные части для создания образа предмета (объекта), срезать у прямоугольника углы, закругляя их .умеет вырезывать симметричные части из бумаги. Сложенные в двое(брюки), красиво располагать изображение на листе |
| Занятие №12 «Пароход» | Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение | Игрушечный пароход Цветная бумага для кораблей, бумага синего и голубого цвета для моря, ножницы, клей, салфетка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание игрушечного парохода, закрепление формы и частей. Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет правильно составлять изображения из деталей, находить место тай или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать. |
Март |
| Занятие №13 «Сказочная птица» | Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. | Иллюстрации с изображением красивых сказочных птиц. Бумага белая, набор цветной бумаги, включая золотую и серебряную, конверты с обрезками ножницы, клей, салфетка. | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Рассматривание иллюстраций, дымковских глиняных игрушек закрепление частей. Закрепление приемов вырезывания, закругления углов. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезать и наклеивать красивых птиц: вырезать части тела (срезая углы путем закругления или по косой), составлять из них соответствующие изображение. |
| Занятие №14 «Вырежи и наклей какую хочешь игрушку» | Учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. | Листы цветной бумаги для фонона, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Мотивация. Рассматривание иллюстраций с игрушками. Закрепление приемов рисования цветка красками Итог ОД. | умеет создавать изображения одних и тех же предметов по –разному, вариативными способами. |
Апрель |
| Занятие №15 «Наша новая кукла» | Закреплять умение детей создавать в аппликации образ куклы, передавая форму и пропорции частей. Учить вырезывать платье из бумаги, сложенной вдвое. Упражнять в аккуратном вырезывании и наклеивании. Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения | Кукла в красивом платье, белая бумага ½ альбомного листа, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, салфетка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Мотивация. Рассматривания куклы Закрепление приемов вырезывания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет вырезывать из бумаги платья для куклы, передавать форму и пропорцию частей куклы. Аккуратно вырезывает и наклеивает Умеет соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, самостоятельно вырезать мелкие детали. |
| Занятие №16 «Поезд» | Закреплять умение детей вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы), вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать навыки коллективной работы. | Цветная бумага, ножницы, клей, большой удлиненный лист для наклеивания вагончиков | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа. Сюрпризный момент Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания Итог ОД. Выставка детских работ |
Май |
| Занятие №17 «Весенний ковер» | Закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие. | Бумажные квадраты 16×16см., полосы 10×16 см., бумага для фона бледно –желтого или бледно-зеленого цвета, большой квадратный лист для ковра, белая и желтая бумага для цветов и зеленая для листьев, ножницы, клей, салфетки | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет резать ножницами по прямой; закруглять углы квадрата, прямоугольника для создания лепестков |
| Занятие № 18 «Загадки» | Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать. | Бумага цветная, прямоугольник 5×7см., 3 квадрата 5×5см., 2 круга диаметром 5 см, ножницы, клей, клеенка | речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие | Беседа Чтение загадок Мотивация. Закрепление приемов вырезывания и наклеивания. Итог ОД. Выставка детских работ | Умеет резать ножницами по прямой; умеет из больших фигур делать те же самые фигуры, только маленького размера. Умеет резать прямо и подиагонали |