Первое знакомство с детьми.
Занятие ознакомительное/диагностическое.
Проводится в первую неделю обследования.
Имеет цели:
- адаптация детей внутри нового коллектива ДОУ;
- создание психологически комфортной обстановки в группе, знакомство детей друг с другом;
- знакомство детей с логопедом и его «помощником» (игрушка би-ба-бо), создание эмпатии к ним;
- первичное обследование детей в рамках работы в коллективе: внимание, переключаемость, врабатываемость, усидчивость, контактность, другие особенности поведения;
- привлечение внимания к контакту с логопедом и его «Помощником», развитие интереса к логопедическим занятиям;
- диагностика/развитие фонематического слуха на неречевых звуках;
- диагностика/развитие слухоречевой памяти;
- диагностика/развитие пальцевой моторики;
- ознакомление с правилами в группе и на занятии в стихотворной форме;
- диагностика/развитие зрительного внимания.
Лексическая тема: «Детский сад. Мои друзья».
Занятие 1: «Знакомство»
Оборудование:
Игрушка БИ-БА-БО,
Музыкальные инструменты (каждого по паре): пара клавис, пара колокольчиков, пара маракасов, пара прозрачных файлов – музыкальные пакеты.
Игрушки: мишка, зайка, лягушка, ежик,
Короб с крышкой или ширма,
Большой платок или какая-либо ткань.
Ход занятия:
Д/И «ЗНАКОМСТВО С ГНОМ-ГНОМЫЧЕМ»
Логопед привлекает внимание детей к тому, что в группе живет очень интересное существо (Гном-Гномыч), он живет здесь давно и очень любит во все играть.
- Хотите познакомиться? Давайте возьмемся за ручки и встанем в круг.
Гном-гномыч (на руке у логопеда) здоровается с ребятами, и называет себя. Спрашивает: «А вас как зовут?»
Логопед первый называет свое имя Гному.
«Меня зовут….ИО». Передает Гнома дальше по круга. И просит представиться ребенка: «А теперь ты». Если ребенок не говорит, помогаем ему начать фразу: Меня зовут….(Гном-гномычу очень хочется с тобой познакомиться).
И так Гном знакомится со всеми ребятами группы.
- Как я рад! Ух ты, я теперь вас всех знаю!!!!
- А всех ли он нас запомнил?
Д/И «КТО ПОЗВАЛ?»
Направлена на запоминание имен детей в группе.
Давайте проверим, Гном-Гномыч запомнил, как вас зовут.
Выбираем ведущего, даем в руки Гнома.
- «Ты будешь помощником Гномыча».
Поворачиваем ребенка-ведущего к детям спиной и жестом, и /или артикуляцией просим одного из детей позвать Гнома.
«Зови…Гномыч!!»
После того, как ведущий услышал от ребенка слово: «Гномыч», ведущий поворачивается и отгадывает кто позвал. Хорошо, когда ведущий отгадывает и называет ребенка по имени. Но на первом занятии достаточно и того, что ведущий укажет правильно жестом на ребенка, который позвал Гнома. А имя произнесет логопед («Конечно, это Катя». «Правильно. Это Катя.»).
Тот, кого отгадали становится ведущим. И так до того, пока все дети не побывают в роли ведущего.
Д/П «СТОП ЭНД ГОУ»
- Гном Гномыч, а что это такое у тебя?
– Это бубенчики. (маракас или маленький плейер).
- А зачем он тебе?
- Чтобы играть. Вот так.
Организуем игру формата стоп энд гоу: «ИДУ, ИДУ, ИДУ, Стоп».
Можно использовать музыкальный инструмент или музыкальный трек.
Д/И: «УГАДАЙ И ПРОЗВЕНИ».
Проводим со зрительной опорой и без нее. В зависимости от состава детей группы.
Парные предметы, издающие звук: 2 маракаса, 2 колокольчика, 2 прозрачных файла (музыкальные пакеты), 2 пары клавис.
- Ребята, а у Гномыча есть еще музыкальные инструменты вот в этом большом сундуке (коробке). Вот смотрите.
А) Показываем как извлекать звук, и запоминает название инструмента.
Б) Оставляем эти инструменты на виду у детей. Просим закрыть глазки и послушать, что звучит сейчас.
- Отгадайте, что сейчас прозвучит (с опорой на зрительное восприятие). Один предмет из пары лежит перед детьми, вторым звучит логопед за ширмой. Ширмой может быть крышка коробки (яркого сундучка), из которой логопед достал первый набор инструментов.
Отвечать дети могут хором, по одному. Для проверки правильного ответа обязательно вызываем кого-либо из детей, называя его по имени.
В) Без зрительной опоры. Только на слух. Отгадайте, что звучит.
(берем этот вариант на усмотрение логопеда, когда понимаем, что дети запомнили название муз. Инструментов)
Д/И «ВСТРЕЧАЙ ГОСТЕЙ»
- ОЙ, кто-то идет. Стучим клависами: «Это мишка».
Так же вводим ассоциации: колокольчик – заяц.
маракас – лягушка.
С установкой на запоминание.
- ОЙ, как я люблю гостей (говорит Гном).
Отгадайте, кто ко мне сейчас идет?
- Послушай и покажи пальчиком, кто это так идет?
По звучанию инструмента, ребенку надо догадаться кто идет и дотронуться до персонажа (покажи пальчиком, назови).
В этом упражнении учим детей выдержке и умению дождаться своей очереди:
- Вася, слушай. Петя, слушай.
Д/И «ПОСЛУШАЙ И РАССТАВЬ»
Добавляем еще 1-2х гостей. Все гости сложены в одном месте.
Послушайте, в каком порядке к Гомычу пришли гости, и поставь:
Мишка-заяц- лягушка
Лягушка – заяц -мишка
Мишка – лягушка – заяц.
(наводящие вопросы: Кто был первый? Кто потом?)
Если дети легко справляются с 3 игрушками, можно добавить еще 1-2е.
ВВОИМ 1-Е ПРАВИЛО В ГРУППЕ:
Помогаем Гному убрать инструменты и игрушки в коробку.
В НАШЕЙ ГРУППЕ, КАК ИЗВЕСТНО,
ВЕЩИ ВСЕ КЛАДЕМ НА МЕСТО.
П/Г «ДРУЖБА»
- Какие вы дружные!!!
- Да, Гном-Гномыч.
текст | Работа пальцев |
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. | Сжимаем и разжимаем кулаки. |
Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики. |
Все поцеловались: (на каждый поцелуй вытягиваем губы и издаем символичный звук) | Соединяем подушечки пальцев: Большой-большой, Указательный-указательный, Средний-средний, Безымянный-безымянный, Мизинец – мизинец. |
«ОП!» - обнялись. | На слово «ОП!» - пальцы в замок. |
«УГАДАЙ, КТО ПОД ПЛАТКОМ?»
- Да. Вы дружные. Ой, а кто там пищит? (без игрушки, просто создаем образ).
- Это мышка!
- Точно!
- Маша, мы будешь мышкой. Садись, закрывай глазки и пищи: «пи-пи-пи»
- Ребята, а мы пойдем по кругу. Беремся за руки и просим мышку не пищать:
- МЫШКА , МЫШКА НЕ ПИЩИ , А ДРУГУЮ ПОИЩИ.
Мышка сидит в кругу. Дети ходят по кругу и вместе с логопедом стараются приговаривать слова. На последнее слово логопед накрывает ребенка большим платком, так чтобы была видна только обувь. По ней «Мышка» догадается, кто под платком. Если ребенку трудно вспомнить - помогаем вместе.
Одновременно вводим 2-ОЕ ПРАВИЛО:
МЫ ДРУГ ДУГУ НЕ МЕШАЕМ,
ЕСЛИ НАДО ПОМОГАЕМ.
- Давайте поможем мышке Маше. Кто же это под платком?
- Ваня. Точно, Ваня.
Ребенок, которого отгадали становится мышкой.
Если дети начинают выкрикивать, раньше, чем попросили помощь, то говорим: «Мы друг другу не мешаем….Мышка сама отгадает. Смотри внимательнее, чьи это туфельки?»
Длительность игры на усмотрение логопеда. Желательно, чтобы все дети побывали в роли ведущего.
Итог:
- Как же интересно с тобой играть Гном-Гномыч?
А ты к нам еще придешь? А можно ребята придут к тебе в кабинет в гости?
Кто проводит Гномыча в кабинет? (Кто пойдет первым? И т.п.)
Задается зачин для похода на индивидуальное обследование в кабинет к логопеду.