СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая статья "Концепция современного патриотизма"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях информационного общества необходима корреляция содержания патриотизма в условиях его общечеловеческого измерения, определение специфики патриотизма в современный период. Достижение этой цели возможно на основе междисциплинарного исследования (истории, философии, педагогики) в ходе проведения ретроспективного и сравнительно-сопоставительного анализа проявления патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья "Концепция современного патриотизма"»

Концепция современного патриотизма

Соломатина Анна Николаевна,

Преподаватель истории

В условиях информационного общества необходима корреляция содержания патриотизма в условиях его общечеловеческого измерения, определение специфики патриотизма в современный период. Достижение этой цели возможно на основе междисциплинарного исследования (истории, философии, педагогики) в ходе проведения ретроспективного и сравнительно-сопоставительного анализа проявления патриотизма.

Ретроспективно проблему развития патриотизма рассматривали в последние 10-15 лет А.Н.Вырщиков, Ж..Г.Голотвин, В.И.Лутовинов, Р.Я.Мирский, К.М.Никонов. Основное внимание исследователей нацелено на изучение военного патриотизма и военно-патриотического воспитания. Значительная часть работ по патриотическому воспитанию, заслуживающих внимания, носит педагогический характер. Среди них работы С.А.Алиевой, Г.В.Здеревой, Н.Д.Никандрова и др.

В процессе исследования выявлена противоречивая сущность исторически сложившегося понимания патриотизма, свидетельствующая о наличии двух полюсов этого явления. Патриотизм может одновременно содержать в себе гуманистические и узко-национальные черты. С одной стороны – это любовь к отечеству, с другой – стремление отстоять его интересы, что предполагает противостояние миру, так как интересы конкретного отечества могут расходиться с интересами человечества. Поэтому наблюдается разная векторная направленность в понимании содержания этого феномена на разных этапах исторического развития в угоду политическим интересам.

В условиях невозможности опоры на прежние постулаты на современном этапе общественного развития важно рассматривать патриотизм не только как конкретно-историческое национальное, но и общечеловеческое явление. В этом контексте он приобретает гуманистические черты и утрачивает узко-национальный характер. Содержание современного патриотизма предполагает сохранение, развитие и защиту Мира, Отечества, социальной группы и личности. С таким содержанием патриотизм гарантирован от национальных перекосов, может отражать интересы конкретного государства, оставаясь толерантным, признающим и уважающим патриотизм, выражающий интересы другого государства. Конкурентоспособность можно рассматривать как проявление современного патриотизма, определяющее прогрессивное развитие мирового сообщества в интересах личности, общественных групп, наций и не допускающее открытого антагонизма в целях сохранения мира на планете.

В ходе исследования была реализована практическая составляющая концепции. В ходе работы были использован комплекс исследовательских методов и приемов:

1. социологические опросы;

2. учебно-методические семинары и разъяснительные беседы со студентами; уроки в школах;

3. организация и проведение внеклассных мероприятий.

В ходе социологического опроса были получены следующие результаты:

Определение термина «патриотизм» не вызывает особого затруднения у большинства опрошенных. В 95% данный термин принимает очень простое определение-любовь к Родине, из этих 95% процентов можно выделить около 15% ответов, среди которых присутствует дополнение к определению, в котором участники опроса выделяют такой аспект, как защита интересов своей Родины. Остальные 5% участников либо дают более развернутый ответ на поставленный вопрос, где выделяют такие понятия, как «государство», «гражданин», «гуманизм», «воспитуемое чувство» (около 3% - «Патриотизм-это восприятие государства и его граждан (вне зависимости от этнической принадлежности) как высшей ценности»), либо наоборот ограничивают понятие («любовь только к своей Родине»).

Определение термина «национализм» вызывает затруднение у участников опроса. Данные по опросу можно разделит на 2 группы:

1.​ приблизительно верное определение;

2. определение полностью противоположное значению национализма.

Так же особняком стоят такие участники опроса, которые отказались давать ответ на поставленный вопрос(2% от опрашиваемых).

По результатам анализа данных можно сделать вывод, что большинство участников опроса не различают понятия национализма и патриотизма, а некоторые из них даже обозначают патриотизм, как здоровый национализм, с другой стороны большинство участников опроса очень четко очерчивают для понятия «патриотизм», характерной черной которого, они выделяют любовь к Родине.

Проведенная работа по разъяснению сущности и содержания современного патриотизма в вузе, в школах г. Тольятти и социологические опросы свидетельствуют о понимании и принятии молодым поколением предложенной концепции современного патриотизма. Именно данная концепция вносит ясность в определение сущности патриотизма, ясно выражает его нравственную основу, что позволяет не только понять истинную сущность патриотизма, но и в дальнейшем легко отделить проявления патриотизма от проявлений национализма, как во внутренней, так и во внешней политике.



















Литература

1. Краткий политический словарь.(1989) М.: Мысль.

2. Здерева Г.В. (2005) Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся. Автореферат …Тольятти: ТГУ.

3. Даль В.И. (1978) Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Наука.

4. Ожегов С.И. (1954) Словарь русского языка. М.: Наука.

5. Фролов И.Т. (1986) Философский словарь. М.: Наука.

6. Белинский В.Г. (1954) Полн. Собр. Соч., т. IV. М.: Мысль.

7. Здерева Г.В. (2005) Теория и методика вузовской подготовки студентов к патриотическому воспитанию учащихся. Д.д.- Тольятти: ТГУ.

8. Здерева Г.В. (2003) Патриотизм и его развитие. Тольятти: ТГУ..

9. Ивин А.А. (1997)Введение в философию истории. М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС.

10. Данилевский Н.Я. (1991) Россия и Европа. М.: Книга.

11. DUDEN Bedeutungsworterbuch. DUDENVERLAG.Mannheim-Leipzig-Wien-Zurich.(1985).

12. Александрова В.А. (1990) Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда.