Педагогический опыт. Развития речи в начальной школе.
Занимаясь развитием речи учащихся начальных классов необходимо формировать личность ребёнка, способного владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, умеющего грамотно построить своё высказывание в соответствии с ситуацией и смысловым замыслом и коммуникативными намерениями. Главное в обучении письму и чтению – это не обучение правильно и красиво выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а научить детей умению самостоятельно создавать грамотные семантически высказывания.
И здесь важным становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку главное – развивающий и образовательный потенциал уроков речевого развития.
За время работы в школе я обратила внимание на то, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развит речевой аппарат – речь отличается вялостью артикуляции. Особенно это заметно при употреблении ребёнком слов сложной слоговой структуры – в этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У таких детей наблюдается вялость языка, излишнее напряжение мышц языка, нет чёткости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Такие ученики быстро утомляются, это ведёт к замедлению темпа речи, её невнятности, появляются трудности в обучении правильной выразительной речи учащихся.
Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 – 7 минут в начале каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и оказывает большую помощь на уроках чтения. Этим умениям надо целенаправленно учить, что и происходит на занятиях устной и письменной речи.
Конкретными направлениями моей работы являются:
- научить детей умению слушать (понимать сказанное, говоримое);
- научить детей умению читать (понимать написанное);
- научить умению писать и говорить (передавать информацию устно и письменно);
- научить не только, правильно воспринимать чужой текст, но и научиться диалогу.
В процессе обучения ставлю перед собой следующие задачи: развивать и совершенствовать у учащихся все виды речевой деятельности: чтение, письмо, умение слушать собеседника, грамотно говорить, а также улучшать языковое и речевое развитие ребёнка как носителя языка.
Формирование письменной речи младших школьников происходит наиболее успешно при соблюдении следующих условий:
- осуществление на уроках словесного творчества;
- создания у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности;
- систематического сочинения сказок, рассказов, историй, а также рифмование слов.
Опыт моей работы показывает, что при использовании собранного мною материала и применение его в работе у детей расширяется словарный запас, возрастает мотивация к познанию нового, что даёт возможность развивать диалоговую и монологическую речь детей.
Развитие устной и письменной речи способствует развитию творческих способностей у детей.
Свою работу по развитию речи я начинаю с диагностики готовности детей к школе. Первостепенно выявляются дети с нарушением фонематического слуха (нарушено произношение отдельных звуков, слов сложного слогового состава, неразборчивая речь), дети с бедным словарным запасом, а также грамматического строения речи. Для устранения этих недостатков в первом классе я провожу речевые зарядки, артикулярные упражнения (гимнастика для губ и мышц лица, гимнастика для языка), работаю над исправлением дефектов звукопроизношения. Для обогащения словарного запаса на своих уроках применяю различные подходы и методы к словарно-орфографической работе.
Важным аспектом в работе по развитию речи считаю проведение сочинений и изложений. Работа над сочинением играет значительную роль в развитии логического мышления учащихся. В начальной школе учащиеся знакомятся с тремя типами текстов: повествование, описание, рассуждение. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, т. к. основана на понимании причинно – следственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения. А такими умениями дети владеют недостаточно. Работу по их формированию начинаю постепенно. Подбираю такие темы сочинений, которые вызывают интерес. Например, почему ночью темно, а днём светло? Почему опадают листья? Почему заяц зимой белый, а летом серый?
Мой педагогический опыт показывает, что работа над сочинением должна проводиться в системе. Система планирования охватывает все четыре года обучения в начальной школе и отражает все виды сочинения: по источнику материала, по степени самостоятельности, по жанру и языку.
Также при обучении основным способам формирования связного текста является изложение. Этот метод менее эффективен для формирования навыков грамотных письма и речи, но он тоже имеет положительный результат обучения. Учебный процесс, создающий мотивацию к усвоению навыков письменной речи в процессе построения текстов, является не ситуация передачи (пересказа) уже заданного содержания (изложения), а ситуация создания самостоятельных оригинальных текстов, выражающих мысли и чувства ребёнка.
Мои ученики постоянно сочиняют различные истории. Это один из способов начального формирования письменной речи. Поэтому важно развивать у детей естественные потребности к такому виду творчества. И здесь важно, чтобы учитель лично руководил процессом сочинения сказок, при необходимости оказывая помощь каждому ученику. На начальных этапах необходимо сочинять вместе с детьми (коллективное творчество). Таким образом, учитель личным примером показывает ученикам, как надо сочинять и вдохновлять их.
Целесообразно также знакомить ребят с творчеством одноклассников. Это делает детей добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Для умственного, речевого, эмоционального развития ребёнка немалое внимание уделяю фразеологизмам.
Результатами применяемого мною метода развития речи у учащихся начальных классов являются: расширение общего кругозора учащихся, системность их знаний, умение сопоставлять и обобщать, умение выделять главное из общего.
Многие дети моего класса выполняют работы по развитию речи на компьютере, что способствует развитию у них не только речи, но и творческих способностей, грамотности, воображения и фантазии.
К концу обучения в начальной школе у моих учеников создаётся база для развития устной и письменной речи. Они умеют: излагать текст повествовательного характера по плану, писать сочинения на предложенную тему, рассуждать, самостоятельно анализировать текст до чтения, во время чтения и после чтения, анализировать и оценивать общение, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком.