СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление педаггического опыта по теме "Здоровьесбережение младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт.»

Представление педагогического опыта учителя начальных классов

Макеевой Маргариты Юрьевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Хованщинская средняя общеобразовательная школа»

Рузаевского муниципального района

(Педагогический стаж работы – 1 год)

Здоровьесбережение младших школьников


Актуальность и перспективность опыта

Проблема сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья - одна из главных стратегических задач страны. На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей с каждым годом уменьшается.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.


Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Закон об образовании РФ и Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливают образовательные учреждения страны на сохранение здоровья школьника в период его обучения, формирование здорового образа жизни, использование полученных знаний о культуре здоровья в повседневной жизни.

В Основной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи школы по данному направлению. Эта деятельность должна:

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Наличие теоретической базы опыта

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. 

В ходе анализа литературы по исследуемой проблеме и поиска точного смыслового значения понятия «Здоровьесберегающая технология», пришла к выводу, что она не имеет в педагогической теории и практике однозначной трактовки. Наиболее полно раскрывает значение данного понятия российский педагог В. Д. Сонькина. По ее мнению «Здоровьесберегающая технология» - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Типы технологий:

– здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

– оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

– технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

– воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающегося, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Таким образом, эффективность положительного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотным использованием, направленным на благо здоровья обучающихся, отвечающую единству целей, задач.

Следовательно, реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.


Технология опыта

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать благоприятную и комфортную для учащихся атмосферу.

Основной целью моей работы в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я поставила следующие задачи:

- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием послед­них достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со­стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здо­ровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти­рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, в ходе планирования учебного процесса продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Также подбираю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих обучающихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Также  применяю методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. Широко используются в практике нестандартные виды уроков:

  • Урок-игра

  • Урок-соревнование

  • Урок творчества

  • Урок - конкурс

  • Урок-обобщение

  • Урок-фантазия

  • Урок-экскурсия и др.

При  таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.

Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это,  не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки;

  • укреплению зрения;

  • укрепления мышц рук;

  • отдых позвоночника;

  • упражнения для ног;

  • релаксационные упражнения для мимики лица;

  • потягивание;

  • массаж области груди, лица, рук, ног;

  • психогимнастика;

Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят: зарядка, динамические паузы, прогулки и игры  на свежем воздухе. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.    

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.

Например, для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе. Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, различным видам спорта. На уроках окружающего мира мы говорим о правильном питании школьника. Таким  образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за свое здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении используются следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, работа с семьей, диагностика изучения личности. 

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.
Классные часы проводятся по следующим направлениям:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- чувства и эмоции человека;
- нравственное и половое воспитание;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;

Родители! Какая на них лежит ответственность за своего ребенка? Какие условия необходимо создать для его развития? Что бы они хотели увидеть в своем ребенке? Много накапливается вопросов и очень важно довести до них «что ребенок» это личность, которая постоянно нуждается в человеческом общении. Эмоциональный комфорт вот главное! Поэтому проводим родительские собрания по темам «Мой ребенок», «Детские страхи», «Поощрение и наказание детей в семье». Знакомлю с результатами тестов. Иногда бывает, что родители удивляются ответам своего ребенка. На вопрос «Что такое счастье?» ученик написал «много денег!!!». Это и  есть доказательство того, что ребенок находит себе увлечение сам и «Мир стрелялок, войн, вражды» вот, что его увлекает.

Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволила по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. Но, несмотря на это, необходимо ежегодно проводить диагностику состояния здоровья обучающихся и прослеживать динамику изменений, систематически осуществлять мониторинг.  

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  



   Результативность  опыта

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, улучшилось усвоение ими учебного материала.

В планировании воспитательной работы увеличилось число проводимых мероприятий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; повысилась двигательная активность детей и значительно улучшилось ее качество. Об этом свидетельствуют результаты детей в соревнованиях и играх.

Повысилась заинтересованность учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья, ведении здорового образа жизни (данные анкетирования). Увеличилось количество детей, посещающих спортивные кружки и секции и количество детей, выполняющих утреннюю зарядку.

Снижен процент числа пропусков уроков по болезни (данные статистики). В результате опроса выявлены положительные моменты в отношении развития спортивно-оздоровительной работы в начальной школе.



Трудности при использовании данного опыта работы

Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родителям необходимо становится участниками классных часов, проводить тематические беседы по здоровому образу жизни.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей.  Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.   Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.


Адресные рекомендации по использованию опыта

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на методических объединениях. Старюсь повышать свой методический уровень, изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов  других районов.

С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на сайте учителя: http://multiurok.ru/margosha-1/lenta/