Представление педагогического опыта учителя начальных классов
Макеевой Маргариты Юрьевны
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Хованщинская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
(Педагогический стаж работы – 1 год)
Здоровьесбережение младших школьников
Актуальность и перспективность опыта
Проблема сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья - одна из главных стратегических задач страны. На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение. Школьное обучение должно способствовать сохранению здоровья, однако вместо этого количество здоровых детей с каждым годом уменьшается.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с изменениями в жизни ребенка, освоение им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Закон об образовании РФ и Федеральный Государственный образовательный стандарт второго поколения нацеливают образовательные учреждения страны на сохранение здоровья школьника в период его обучения, формирование здорового образа жизни, использование полученных знаний о культуре здоровья в повседневной жизни.
В Основной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи школы по данному направлению. Эта деятельность должна:
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Наличие теоретической базы опыта
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
В ходе анализа литературы по исследуемой проблеме и поиска точного смыслового значения понятия «Здоровьесберегающая технология», пришла к выводу, что она не имеет в педагогической теории и практике однозначной трактовки. Наиболее полно раскрывает значение данного понятия российский педагог В. Д. Сонькина. По ее мнению «Здоровьесберегающая технология» - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Типы технологий:
– здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
– оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
– технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
– воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающегося, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Таким образом, эффективность положительного воздействия на здоровье школьников различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотным использованием, направленным на благо здоровья обучающихся, отвечающую единству целей, задач.
Следовательно, реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Технология опыта
Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей. Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать благоприятную и комфортную для учащихся атмосферу.
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!» Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, я поставила следующие задачи:
- обеспечить ученику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- укреплять здоровье детей во время учебного процесса и во внеурочной деятельности.
Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, в ходе планирования учебного процесса продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Также подбираю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих обучающихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Также применяю методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. Широко используются в практике нестандартные виды уроков:
Урок-игра
Урок-соревнование
Урок творчества
Урок - конкурс
Урок-обобщение
Урок-фантазия
Урок-экскурсия и др.
При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе.
Часто на уроках организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки;
укреплению зрения;
укрепления мышц рук;
отдых позвоночника;
упражнения для ног;
релаксационные упражнения для мимики лица;
потягивание;
массаж области груди, лица, рук, ног;
психогимнастика;
Не могу не сказать о пальчиковой гимнастике. Дети с удовольствием выполняют такие упражнения, как: гребешок, бабочка, птица, гонки слонов, кошка выпускает коготки. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет перемена и в 1 классе динамическая пауза. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Систематически в процессе обучения в начальных классах проходят: зарядка, динамические паузы, прогулки и игры на свежем воздухе. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Я всегда помню об этом и на каждом уроке стараюсь уделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшая возможность, то и укреплению здоровья детей.
Например, для уроков русского языка я тщательно подбираю упражнения, которые позволяют мне решать не только обучающие задачи, но и задачи сохранения здоровья моих учеников. Я обращаю внимание детей на содержание текстов и предложений, которые напоминают о пользе чистого воздуха и крепкого сна, указывают на то, что человеку необходимо соблюдать режим дня, заниматься спортом, как можно больше общаться с природой, чтобы сохранить и укрепить собственное здоровье. Прививать ученикам навыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме, которые я постоянно использую в своей работе. Несколько уроков рисования были посвящены режиму дня в картинках, различным видам спорта. На уроках окружающего мира мы говорим о правильном питании школьника. Таким образом, на каждом уроке я стараюсь давать детям конкретные рекомендации по сохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственности за свое здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль о том, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровый образ жизни.
В работе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении используются следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, работа с семьей, диагностика изучения личности.
Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, ставлю следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.
Классные часы проводятся по следующим направлениям:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- чувства и эмоции человека;
- нравственное и половое воспитание;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
Родители! Какая на них лежит ответственность за своего ребенка? Какие условия необходимо создать для его развития? Что бы они хотели увидеть в своем ребенке? Много накапливается вопросов и очень важно довести до них «что ребенок» это личность, которая постоянно нуждается в человеческом общении. Эмоциональный комфорт вот главное! Поэтому проводим родительские собрания по темам «Мой ребенок», «Детские страхи», «Поощрение и наказание детей в семье». Знакомлю с результатами тестов. Иногда бывает, что родители удивляются ответам своего ребенка. На вопрос «Что такое счастье?» ученик написал «много денег!!!». Это и есть доказательство того, что ребенок находит себе увлечение сам и «Мир стрелялок, войн, вражды» вот, что его увлекает.
Целенаправленная работа по здоровьесбережению позволила по некоторым показателям сохранить состояние здоровья на том уровне, с которым дети пришли в школу. Но, несмотря на это, необходимо ежегодно проводить диагностику состояния здоровья обучающихся и прослеживать динамику изменений, систематически осуществлять мониторинг.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Результативность опыта
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников, улучшилось усвоение ими учебного материала.
В планировании воспитательной работы увеличилось число проводимых мероприятий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; повысилась двигательная активность детей и значительно улучшилось ее качество. Об этом свидетельствуют результаты детей в соревнованиях и играх.
Повысилась заинтересованность учащихся в сохранении и укреплении собственного здоровья, ведении здорового образа жизни (данные анкетирования). Увеличилось количество детей, посещающих спортивные кружки и секции и количество детей, выполняющих утреннюю зарядку.
Снижен процент числа пропусков уроков по болезни (данные статистики). В результате опроса выявлены положительные моменты в отношении развития спортивно-оздоровительной работы в начальной школе.
Трудности при использовании данного опыта работы
Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родителям необходимо становится участниками классных часов, проводить тематические беседы по здоровому образу жизни.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. На родительских собраниях, я знакомлю родителей с основными принципами организации здорового питания детей. Ведь от того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
Адресные рекомендации по использованию опыта
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на методических объединениях. Старюсь повышать свой методический уровень, изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других районов.
С публикациями о распространении инновационного педагогического опыта и с разработками проведенных мероприятий и уроков можно познакомиться на сайте учителя: http://multiurok.ru/margosha-1/lenta/