СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет "Закон и подросток"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка педагогического совета предназначена для коллективов средних школ

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Закон и подросток"»





Педсовет «Закон и подросток»




Право и подросток.…На первый взгляд эта тема имеет юридический и философский аспекты. Но все же в первую очередь это проблема социальная и психолого-педагогическая.

Конец хх века… Он характеризуется высоким уровнем развития науки, техники и культуры, с одной стороны, с другой – нестабильность в обществе из-за различного рода катаклизмов и катастроф. Существует целый ряд мировых глобальных животрепещущих проблем, волнующих все прогрессивное человечество: проблемы войны и мира, экологии на планете Земля, проблемы национальной и расовой дискриминации, беженцев, переселенцев, безработицы, нищеты и голода. Особо в этом ряду стоит проблема прав детства. Почему особо? На то есть 2 причины.

Во первых, все до одной проблемы, перечисленные выше, имеют самое непосредственное отношение к нарушению прав ребенка, прав детства. Дети – самое слабое и уязвимая часть общества, народа, нации… и все социально-политические , экономические, культурологические пороки общества прежде всего отражаются на жизни ребенка.

Во вторых, у детства есть свои собственные проблемы, нуждающиеся в неотложном, незамедлительном решении: охрана здоровья и прав материнства, создание благоприятных условий для физического и духовного выживания, для полноценного развития личности… От реализации этих условий зависит будущее человека и человечества в целом.

Вот почему во всем мире деятельность общественных организаций начиная с (ООН ЮНЕСКО, и кончая школьными советами), различных политических религиозных, благотворительных движений так или иначе направлено на решение перечисленных проблем. В мировом сообществе и у нас в России есть попытки решить эти задачи законодательно. Назову лишь некоторые правовые документы:

  • Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (ХIV ) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 года.

  • Конвенция о правах ребенка принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи Оон в 1989г.

  • Всемирная декларация об обеспеченности выживания, защиты и развития детей (Нью –Йорк, 30.09.1990г.)

  • О первоочередных мерах по реализации всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей в 90 –е годы. Указ президента РФ 1992г.

  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принят Государственной Думой 21.05.1999г. и одобрен Советом Федерации 9.06.1999г.

  • Федеральный закон «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 2000г.

  • Закон об образовании в РФ.

- Закон Краснодарского края №1539-КЗ«О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»(2008)


Основные права детей и обязанности по отношению к ним оговорены также в Основном Законе нашей страны – Конституции РФ и различных законодательных документов и кодексов (гражданском, уголовном и уголовно-процессуальном , о семье и браке , о труде, об образовании и т.д.).

Но совершенно ясно, что одно дело записать в законодательных актах, провозгласить надлежащие права человека, ребенка, другое – обеспечить их реализацию.

Проблема правовой охраны детства имеет, на мой взгляд, 2 главных аспекта: первый – социальный (зависящий от общества и государства, правительства и парламента), и второй – психолого-педагогический , (зависящий от условий жизни и воспитания детей в семье и в школе, т.е. от родителей и педагогов).

Социальный аспект проблемы: обеспечение правого статуса ребенка и родителей (или лиц, их замещающих), охрана материнства и детства, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных…детских учреждений. Большая помощь не только педагогам , но и родителям в решении социальной защиты и реабилитации детей оказывает социально-реабилитационный центр «АВИС», который открыт в городе с 1991 г.

В 2016г. отдохнули и поправили свое здоровье 120 человек в санаториях края.

Через отдел социальной защиты населения Карасунского округа оказана материальная помощь нестандартным семьям.95 детей из малообеспеченных, многодетных семей получают льготное питание в школьном буфете.

45 детей получили билеты на новогоднее представление в «Премьеру» с подарками. Отдохнули в пансионате в п. Ольгинка , в Дубраве .Перед школой стоит множество проблем, важнейшие из которых – увеличение числа проблемных семей и ослабления воспитательной функции семьи. Несмотря на рост числа неблагополучных семей, работа с родителями в большинстве классов сводится исключительно к родительским собраниям и индивидуальным беседам. Для решения этой проблемы необходимо возобновить проведение педагогического лектория.

Психолого-педагогический аспект проблемы касается создания нормальных условий для физического и духовного развития ребенка, реализации его личностного потенциала, организации и методики воспитания детей в современных условиях, а также – психолого-педагогической реабилитации детей и подростков, пострадавших в результате нарушения прав ребенка, утративших нормальную социально-педагогическую среду развития. В обыденном и педагогическом понимании это явление получило название трудновоспитуемости, педагогической запущенности. Есть еще и такие термины, относящиеся к подросткам: делинквентное (правонарушающее) поведение, девиантное (отклоняющееся ) поведение, подростки – нарушители.

С этой группой учащихся у нас в школе проводится большая профилактическая работа. Проводились встречи учащихся с инспектором ОПДН, инспектором ЛОМ аэропорта . Через совет профилактики была проведена профилактическая работа с 12 учащимися, но не всегда классные руководители относятся к этому вопросу серьезно и я не побоюсь сказать, что не все классные руководители знают хорошо семьи своих воспитанников, об этом я уже говорила и еще раз скажу,что классные руководители не всегда изучают семьи, когда берут классное руководство.

Если смотреть в корень, то нетрудно понять, что все это – последствия нарушения прав ребенка и детства. Вот почему так важно для решения этой проблемы разобраться в ее истоках, причинах возникновения, условиях существования, видах проявления. И на этой основе – наметить и реализовать основные пути преодоления этого явления. К этому причастно все общество, но в первую очередь – родители и педагоги.

Согласно Конвенции ребенок – это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита. Конвенция провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, семьи , реликвии. Она утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных , моральных, и духовных способностей, требует:

  • здоровой и безопасной окружающей среды,

  • соответствующего уровня здравоохранения,

  • обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища

Конвенция устанавливает права ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения, добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Конвенция провозглашает равенство прав ребенка независимо от расы, пола, языка, религии и других убеждений, национального социального происхождения и других обстоятельств.

Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и защите их прав, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей.

Несмотря на резкое падение рождаемости Российской федерации, количество детей, нуждающихся в государственной поддержке, год от года увеличивается. школе. Число опекаемых детей резко растет.

Дети , находящиеся под опекой, взяты под особый контроль социальными педагогами, администрацией школы. К новому году все получили подарки, билеты на представление в «Премьеру». Летом отдохнули в санатории в г. Апшеронске. Социальной защитой Карасунского округа была оказана материальная помощь этим детям. Истиной причиной детского сиротства является, прежде всего, критическое положение российской семьи. Чаще всего это выражается в алкоголизме родителей, отсюда – жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами.

Конвенцией предусмотрены социальные права детей инвалидов. Так, ст.23 конвенции целиком посвящена признанию прав «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка» на достойную жизнь в обществе.

По школе 9 детей инвалидов, из них: 2 человека на домашнем обучении. Эти уч-ся взяты под особый контроль школой.

В течение года проводилась индивидуальная коррекционная работа с уч-ся . по представлению классных руководителей и согласия родителей направлены на ПМПК в 2016г. 10 учащихся, из них у 6 человек выявилась проблема задержки психического развития. Наибольшую тревогу вызывают проблемы здоровья детей. Проанализируем состояние здоровья детей по школе :

1. с неврологической патологией 36

2. с заболеванием кожи , крови 3

3. эндокринные заболевания 12

4 хирургическая и ортопедическая патология 105

5. сердечно-сосудистые заболевания 22

6 снижение зрения 67

7. заболевание лор-органов 85

8. легочные заболевания 4

9. заболевания органов пищеварения 33

10 заболевание почек 4

всего: 371 чел. Это 47,4 %. Это только учтенные у медсестры сведения, а сколько больных учащихся неучтенных по школе.

Конвенция предлагает:

  • исходить из следующих целей образования: развитие в полном объеме способностей личности, воспитание уважения к основным правам и свободам человека, к родителям, языку, культуре страны, природе, подготовка к активной жизни в свободном обществе (ст.29), обеспечение уважения личности учащегося при поддержании учебной дисциплины (ст.28). (из устава).

  • Признание и способствование реализации права несовершеннолетнего на отдых и досуг, участие в играх и развлечениях, соответствующих возрасту, в культурной и творческой жизни (ст.31)

В начале учебного года по результатам социологического анализа классов, по данным сверки с ОППН были составлены списки учащихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, на учете в ОПДН, в группе «риска». В ОПДН- 2 чел., в школе – 4 чел., в группе «риска» .Все уч-ся занимаются в спортивных секциях , кружках, являются читателями библиотек, принимают участие не только в школьных спортивных соревнованиях, но и защищают честь школы.

Обеспечение зашиты несовершеннолетних от экономической эксплуатации, привлечение к работе, которая может повредить здоровью, затруднит нормальное развитие личности, в том числе получение образования.

  • Принятие комплексных правовых, социальных, образовательных мер защиты несовершеннолетних от незаконного потребления наркотических и психотропных веществ, от сексуальной эксплуатации совращения (ст.33,34)

Эти вопросы также рассмотрены в конвенции .

В школе, в ноябре месяце был проведен месячник «Я против», посвященный профилактике наркомании, табакокурению, алкоголизму. В ходе месячника были проведены беседы по классам, митинг «Мы против курения» для 1-4 классов, конкурсы рисунков, газет, плакатов, сочинений. Совместно с библиотекой им. Добролюбова было проведено мероприятие для 10-11 классов «Час проблемного вопроса». Для родителей из неблагополучных семей и трудных уч-ся проведен круглый стол с приглашением инспектора ОПДН, школьного врача и врача нарколога .Надо отметить, что за последние 10 лет наладилось тесное сотрудничество с наркодиспансером.

Краткий обзор содержания Конвенции о правах несовершеннолетних показывает, что наше российское общество должно осознать необходимость социальных, а не только правовых гарантий права на достойный образ жизни детей, на образование, на защиту от эксплуатации. Наглядно видно наше отставание в решении ряда проблемных ситуаций. Доказательство этому – неблагоприятные тенденции преступности несовершеннолетних в последнее десятилетие. Преступность несовершеннолетних является своеобразным индикатором благополучия в сфере воспитания подрастающего поколения. Именно с факторами социальной среды (условиями жизни и воспитания детей и подростков) связано увеличение мотивации преступности. (Анализ преступности по округу).

В нашей стране на грани бедности живут 46% детей в возрасте до 15 лет.

  • подверженность подростков наркомании и токсикомании соответственно в 1,5 и в 9 раз выше, чем среди взрослых.

  • По сравнению с 2010г. группа употребляющих спиртное среди подростков увеличилось, 2015г. –на 10%, 7 из 10 опрошенных , свою первую рюмку выпили в 10-11 лет: по данным ЮНЕСКО наша страна занимает ныне 41 место по интеллектуальному развитию молодежи, тогда как в 50 годы занимала 3 место.

  • Одним из способов поддержания материального положения семей становится самостоятельная работа детей, однако она порой граничит с риском для их здоровья, жизни, с нарушением закона. Предприятия, находящие в социуме нашей школы занимаются эксплуатацией детского труда, нанимают на работу уч-ся. Не достигших 14 – 16 лет, не оформляют с ними трудовое соглашение , обманывая детей при оплате. В нашей школе много детей вынуждены идти работать, чтобы быть в среде одноклассников не обделенными ни чем, т.к. родители не в состоянии из за низкого материального положения прокормить и содержать семью.

  • 1000 детей оставляют школу не закончив даже 9 классов: это усугубляет криминогенную обстановку, т.к. число зарегистрированных преступлений за последний год увеличилось на 15,5%. В нашей школе тоже есть такие случаи.

  • Снижается роль родителей в воспитании детей: есть основание говорить об особом кризисе семейных отношений; доминирующей заботой многих родителей становится добывание средств к существованию; дети и подростки отказывают взрослыми в праве учить себя жизни, обвиняют их во всех трудностях и ошибках прошлого и настоящего;

  • Каждый ребенок, нарушивший закон, имеет родителей алкоголиков: ежегодно более полумиллиона детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей; таких семей в России около 15% возможность для полноценного развития и образования детей в таких семьях ухудшаются;

  • Ежегодно в России 30 тыс. детей и подростков покидают семьи из-за насильственных действий своих родителей;

  • Острой является проблема самоубийств и покушений на самоубийства среди молодежи и подростков; на самоубийства их толкают многочисленные психогенные ситуации в семье, школе среди сверстников: ежегодно около 2 тыс. подростков кончают жизнь самоубийством.

Не менее опасна ситуация, когда родители неадекватно определяют особенности своих детей в свободное время. Так, большинство родителей уверены (91%), что они прекрасно знают, с кем встречается их сын (дочь) в свободное время. Многие из них считают, что у сына (дочери) совершенно нет друзей, которые плохо учатся, прогуливают уроки, пьют, курят, убегают из дома, участвуют в драках, состоят на учете в милиции. При этом сами же подростки подчеркивают, что среди их товарищей немало тех, кто курит (в 12-13 лет 55%, в 14-15 лет – 62%, в 16-18 лет подавляющее большинство). Более того, многие отмечают, что их товарищи пьют крепкие спиртные напитки. Далеко не всем родителям, из тех, которые владеют информацией, нравится влияние, которое оказывают на их детей друзья. Однако, уберечь своих детей от вредного воздействия они не умеют (анализ тестирования уч-ся 5-11 классов на предмет употребления наркотических и токсических в-в).

Анализируя выше изложенное , напрашивается вопрос: почему, имея гуманистические , личностные концепции воспитания, мы имеем в настоящее время такую криминальную ситуацию в молодежной среде? Очевидно, это обусловлено тем, что принципы воспитания связаны с реальностью бытия, трудностями экономической, культурной и политической жизни на макро и микро уровне. Незнание и непонимание того, что происходит в среде юных граждан (а это 26,9% населения страны), обрекает на неудачу любые попытки повлиять на социальные процессы и результаты воспитания.

Большая роль в защите и поддержке растущего человека в нашем неприветливом , недобром или просто равнодушном мире отводится нам педагогам. С функцией защиты школа по большой части не справляется . Может быть, потому, что это требует огромных затрат душевных сил и своего личного человеческого тепла, в школьных документах об этом, естественно, ни чего не сказано и зарплату за это не повышают. Может быть, потому, что в суете школьных будней сама идея защиты ребенка у большинства педагогов даже не возникает. Вот высокие показатели в учебе ли, в спорте, олимпиадах , в конкурсах – это да, это заметно, весомо, значимо, это имеет реальную оценку: процент качества, определенное занятое место, грамоты и призы.

А что такое защита? Из чего она складывается? Как ее измерить? И , конечно же, как определить значение и результат?

Для меня защита ребенка – это главная задача и моя и классного руководителя и школы в целом.

И первая защита, как это ни парадоксально звучит, - защита перед одноклассниками.

И задача учителя – дать максимальную возможность всем ребятам в классе позитивно раскрыться друг перед другом. Это и есть защита, поддержка, юного человека в коллективе. Таким образом, первое средство защиты ребят – это создание коллектива.

Задача классного руководителя – объединять, соединять, защищать. Классный руководитель всегда найдет способ поддержать кого-то, чуть-чуть поднять его авторитет в глазах одноклассников, подчеркнуть хоть какие-то достоинства. Вот пример. Андрей – чистая «белая ворона» говорит странно, ходит странно, держится всегда странно. Усмешки, ухмылки откровенное пренебрежение и девочек и мальчиков. К 11 классу картина меняется:

  • Андрюха, ты куда? Жди нас

  • Ребята, на эту роль Андрей не годится, но игнорировать совсем нельзя, наш же.

  • Давайте дадим другую.

Органичность ощущения некоего единства, общности класса не позволила его отвергнуть. Хотя странности Андрея, безусловно, не исчезли.

Другая сфера деятельности классного руководителя – защита класса перед… учителями . Суть этой защиты – постараться раскрыть ребят для учителей-предметников.

Роль классного руководителя – смягчить, сгладить отношения: отдельные беседы с ребятами, с учителями-предметниками.

О какой роли защиты со стороны классных руководителей можно говорить если у нас по школе более 50 уч-ся имеют по одной тройке, 42 чел. по 2 тройке в четверти, ведь у кл. руководителей нет обратной связи с учителями-предметниками. Когда начинаешь беседовать с учителями- предметниками, а почему у того или иного ученика по вашему предмету стоит «3», а по остальным предметам у него «4», учитель мне в ответ «Я что, должна весь журнал листать? Меня никто не предупреждал, что этот ученик успевает на 4 и 5. И таких примеров можно привести сколько угодно по школе .

Другой пример. Контрольная работа. Из 21 получают 10 чел. оценку «2», учитель выставляет все 2 в журнал. Я считаю все эти «2» учитель поставил себе .Как научили, такой и получили результат.

Дети в классе должны ощущать, что классный руководитель если и не полностью на их стороне, то все равно к ним ближе, и уж, конечно, обязательно поможет и постарается разобраться в проблемных отношениях с другими учителями.

Такая защита создает хорошую рабочую и одновременно спокойную обстановку в классе. И роль классного руководителя здесь – повернуть ребят и учителей лицом друг к другу, сблизить их. Вот тогда повышается и степень взаимной ответственности. Примером могут служить кл. руководители 7Б, 7В,8А,9А,9Б и др.

Самый трудный, на мой взгляд, вид защиты – защита перед родителями. Ситуация, казалось бы, парадоксальная: родители и есть первые защитники ребенка, почему же у нас и об этом должна «голова болеть?».

У многих ребят отношения с родителями в большинстве случаев непростые, а часто и довольно напряженные. Очень немногие дети делятся с родителями своими проблемами. Очень немногие родители находят время и желание вникать в проблемы детей. Отсюда – закрытость. Отсюда – неприязнь к родительским собраниям. И очень трудно повернуть родителей к детям, убедить, что мы берем на себя часть ответственности за судьбу детей и готовы вместе с ними (родителями) помогать ребятам реализовать себя, суметь взять максимум от школы для будущего. Готовясь к педсовету, психологи провели рисуночный тест «Я и моя семья» с «трудными» учащимися. Эти рисунки находятся перед вами, которые еще раз доказывают то , о чем я говорила выше, у детей нет взаимопонимания с родителями (об этом подробно расскажут в своем выступлении психологи).

Товарищи классные руководители, давайте менять формы проведения родительских собраний, ведь родители не хотят ходить на собрания по потому, что им стыдно когда учитель перед другими родителями говорит о том, что Ваня или Петя ничего не делает, не учится. Это можно сказать в индивидуальной беседе, для этого у нас есть совет профилактики, родительские комитеты.

Еще раз повторюсь: мне кажется, что работа с родителями , защита детей, их прав и интересов перед родителями, наверное, самый трудный аспект деятельности педколлектива.

Да и вся деятельность педагога, если в основе ее лежит защита, поддержка ребят, конечно, нелегка. Ведь защищать – это значит «вызывать огонь на себя», брать ответственность за чужие судьбы не только «по службе», но и «по душе». Не правда ли, ведь мы «навсегда в ответе за тех, кого приручили?»