СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении рассказывается о педагогических приёмах формирования УУД на уроках в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе"»

Курская область Медвенский район МБОУ «Медвенская СОШ»

Выступление на тему: “Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.”

Подготовила: Токарева М.А, учитель 1 кв.категории

«Индивидом рождаются,

личностью становятся, а

индивидуальность отстаивают».

Наша задача: помочь ученику стать личностью, способной отстаивать свою индивидуальность.

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование - это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Следующим этажом будет средние образование, а дальше старшие классы.



1.Оргмомент

СЛАЙД 1

Уважаемые педагоги! Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что моё выступление будет для вас полезно и интересно.

Сегодня мы отправимся в путешествие по малоизведанному маршруту. Чтобы путь был интересен, и мы смогли его осилить, нам нужно работать в одной команде. Тем более, что цель у нас единая – вырастить наших детей добрыми, честными, порядочными и самостоятельными людьми.

2. Актуализация знаний СЛАЙД 2

Знакома нам всем аббревиатура “ФГОС”. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются другие: каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

СЛАЙД 3

Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Существует 3 группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть ребенок. Результат – это овладение ребенком учебной деятельностью, умением учиться.

Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

СЛАЙД 5

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач)

3. Формулировка проблемы.

- Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу?

-Кто-то может ответить на этот вопрос.А кто-то ещё затрудняется.

СЛАЙД 4

Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь.

(Используется стимульный материал к методике “Дерево”)

4.Сообщение темы выступления СЛАЙД 7

Тема, которую мы сегодня рассматриваем - “Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе”

Давайте вспомним, что такое УУД и какие бывают УУД?

Какие существуют приемы формирования УУД?

1) В широком смысле УУД– это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД- это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

СЛАЙД 7

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

7. Практическая работа « Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД»

- Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД. Предлагаем вам прочитать характеристику УУД и определить, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

Во время чтения определите основные действия, которые позволяют формировать УУД. Прочитав тексты, поработайте в группе и обобщите сведения в виде таблицы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

  1. Работа в группах. Заполните таблицу


Перечень:

Смыслообразование

Целеполагание

Постановка и решение проблем

Постановка вопросов

Нравственно-этическое оценивание

Планирование

Общеучебные, логические действия

Построение речевых высказываний

Самопознание и самоопределение

Прогнозирование

Лидерство и согласованность действий с партнером

Коррекция, оценка

Планирование учебного сотрудничества

Контроль


Правильное решение: СЛАЙД 8-12


Организационно-личностные

Регулятивныедействия

Познавательные

Коммуникативные

Смыслообразова-ние


Нравственно-этическоеоценивание


Самопознаниеисамоопределение





Целеполагание


Планирование


Прогнозирова-ние


Коррекция, оценка


Контроль


Постановкаирешениепроблем


Общеучебные, логическиедействия


Постановкавопросов


Построениеречевыхвысказываний


Лидерствоисогласованностьдействийспартнером


Планированиеучебногосотрудничества



- Почему я начала работу не с приемов, а УУД?

Задачей современной системы образования является освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем дальше в группах.

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности. Рассмотрим примеры развития УУД в рамках учебных предметов

8. Практическая работа. Анализ заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, изо и распределение данных заданий в соответствии с УУД ИГРА (я читаю пример задания, а группа выкрикивает та, чьё это действие)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Распределяем задания в соответствии с УУД

Вам даны карточки с заданиями из разных предметов.

Прочитайте задания и соотнесите его свашими УУД, поместите данноые задания в соответствующий столбик таблицы

Русский язык:

В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

Соотнесите предметы и звуковые модели слов

Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

СЛАЙД 12 (проверка)

Окружающий мир:

Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны страны

В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему

СЛАЙД 13 (проверка)

Литературное чтение:

Как бы ты позвал Мышку, если бы ты был Жучкой?

Как нужно было ухаживать за репкой?

Почему репка выросла большая – пребольшая?

Сочини продолжение сказки с друзьями.

СЛАЙД 14 (проверка)

9. Знакомство с педагогическими приёмами, способствующих формированию УУД

СЛАЙД 23-26

Теперь мы предлагаем вам познакомиться с приемами, которые можно использовать для формирования УУД (Каждая группа получает раздаточный материал – Педагогические приёмы (описание педагогических приёмов (см.Приложение 1 – если возникли затруднения)

Во время чтения нужно отметить знаком “+” тот прием, который вы можете использовать в своей практике для формирования УУД вашей группы.

Прием, который вам покажется интересным – обведите в кружок

Прием, который вы хотели бы изучить и узнать о нем поподробнее – возьмите пояснение.

РАЗДАТЬ ЛИСТОЧКИ. Выполнение работы. Обсуждение.

Использование описанных приемов в начальной школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.

СЛАЙД (проверка) -16-19

Я уверена, что у каждого из вас есть свои приемыи вы расскажите о них на наших встречах.

10. Подведение итога. Рефлексия Проанализируем нашу работу. (Приложение 2)

Посмотрите на дерево. Где вы оказались сейчас после нашей работы?

СЛАЙД 20

Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять (см. Приложение 1) Знакомство с методикой.

СЛАЙД 21 Спасибо за внимание.


Приложение 1.

Задание массивом.

Выход за пределы.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку.

Театрализация.

 Идеальное задание.

«Лист защиты»

Обсуждаем домашнее задание

Резюме

Вход в урок

Идеальный опрос

Отсроченная реакция

Вопрос к тексту

Лови ошибку

Знакомьтесь с критериями

Показательный ответ

Свои примеры.
Удивляй.
Фантастическая добавка.

Пересечение тем.
 Дай себе помочь.
Повторяем с контролем.
"Да" и "Нет“ говорите.
Опрос "по цепочке".
 Опрос-итог.
Тренировочная контрольная работа.
Блицконтрольная

Взаимоопрос

Организация работы в группах

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь


Приложение 2.

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.


Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку

4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)

5 утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость

9 мотивация на развлечения

13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность

8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя

10, 15 комфортное состояние, нормальная адаптация

14 кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство


Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).


Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.