СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическое общение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое общение – это не просто социально-психологический, коммуникативный, но, прежде всего, профессионально-этический феномен

Просмотр содержимого документа
«Педагогическое общение»

Педагогическое общение


Велика роль профессиональных способностей преподавателя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: дидактические (учебные), коммуникативные (способность общаться), перцептивные (профессиональная зоркость, наблюдательность), эмоциональные (способность чувствовать и управлять своими эмоциями, владеть собой), прогностические (способность намечать перспективы), креативность и импровизацию (способность к творчеству), интуицию (способность предвидеть), эмпатию (способность к сопереживанию).

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с учащимися, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе говорят о коммуникативных способностях преподавателя, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности.

Под профессионально-педагогическом общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение – это не просто социально-психологический, коммуникативный, но, прежде всего, профессионально-этический феномен.

Важным компонентом профессионально-педагогического общения является умение педагога четко и эмоционально отрыто выражать свои чувства и мысли.

Профессиональная значимость педагогической коммуникации предполагает наличие у педагога высокой коммуникативной культуры, опирающейся в свою очередь на природную человеческую общительность в самых разных ее проявлениях.

Общение – важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

В процессе общения обеспечивается единство действий людей, осуществляется их объединение, упорядочивается их целенаправленная деятельность. В общении достигаются взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда.

Восприятие человека человеком обычно является началом общения. В процессе общения идет обмен мыслями, идеями, высказанными в речи (вербальное общение), а также настроениями, чувствами, которыми помимо речи могут быть переданы жестами, мимикой, пантомимикой, взглядом и т. п. (невербальное общение). Во многих видах деятельности общение – не только обыденная функция взаимодействия, но и функциональная категория. Функциональным, профессионально значимым является общение в педагогической деятельности, где оно выступает как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Преподаватель должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и речевой культурой.

Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует и управляет им.

Педагогическое общение способствует познанию, обмену информацией, организации деятельности, обмену ролями, сопереживанию.

Техника и культура речи . Одним из важнейших умений в технике речи является правильность дыхания. В первую очередь преподавателю необходимо освоить фонационное дыхании. Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых важных элементов искусства. От него зависят красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье, неумелое может решить речь яркости, силы, вызвать голосовые заболевания.

Качество речи, неотъемлемое для людей «речевых профессий», каковой является и профессия педагога, - это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произношения слов и фраз, безукоризненность произношения каждого гласного и согласного. Чистота дикции означает помогает говорящему четко и выразительно доносить свои мысли до слушателей. Невнятность дикции, присутствие какого-либо недостатка отвлекает обучаемых от содержания. Залогом успеха является четкая артикуляция, для выработки которой существует гимнастика губ и языка. Работа над дикцией и дыханием является, по существу, началом речевой постановки голоса. «Поставить голос» - это значить развить, обогатить природные данные, сделать их пригодными для профессионального звучания. Педагог должен всю жизнь укреплять и развивать свой голос. Без «голоса» - вынужден будет поменять профессию.

Речь – это зеркало культуры и профессиональной подготовленности педагога. Преподаватель должен овладеть искусством речи, говорить, кратко, грамотно, интересно и доходчиво.

В беседы важны высокая идейность, абсолютная правдивость, целенаправленность, информативность, логическая стройность изложения, доказательность. В основной части изложения нужно использовать много ярких примеров, задача которых – воздействовать на эмоции слушателей. Хорошо аргументированный пример обостряет нравственные чувства – правдивость, долг, товарищество; препятствует сопротивлению психики убеждаемого, способствует эффективности убеждения. С помощью речи педагог выражает свое «я», свою индивидуальность.

Преподаватель должен постоянно осуществлять контроль за нравственной стороной своего поведения, позволять себе только такое поведение, которое укрепляет моральный авторитет педагога как человека и как специалиста. Необходимо приучать себя терпимо относиться к поступкам окружающих, спокойно и терпеливо разъяснять им ошибки. Очень важно научиться контролировать свои эмоции, понимать, что педагог отвечает не только за свои поступки, но и за правильное понимание их учащимися.

Поддерживая добрые отношения с учащимися, нужно помнить, что спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность наиболее благоприятны в контактах с молодежью. Рабочая обстановка в коллективе допускает дружеский разговор, сердечную улыбку, предоставление возможности учащимся высказать свое мнение по тому или иному вопросу, даже возражение старшему, которое далеко не всегда является пререканием.

Скромность и простота в обращении с людьми – характерные черты настоящего педагога. Правильное поведение преподавателя, его скромность и уважение к учащимся способствует развитию у них инициативы и активности.

Как показывают изучение учеными педагогических опытов, что учителя (преподаватели) не могут грамотно использовать коммуникативные умения для организации процесса педагогического общения, уделяют на уроках повышенное внимание изучению и совершенствованию двигательных действий в спортивно-игровой деятельности.





Литература:


  1. Белова С. В. Диалог – основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2002. – 148с.

  2. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с

  3. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера / Предисл. Н. В. Кузьминой, А. Ц. Пуни, А. В. Тарасова. – М.: ФиС, 1981. – 375 с

  4. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996. – 512 с.