Педагогические технологии рассматриваются как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе.
Технология в общем виде - это продуманная система как и каким образом ЦЕЛЬ воплощается в контрольный вид продукции.
Общие принципы и правила технологии преподавания видятся в следующем:
1.принцип педагогической целесообразности А.С. Макаренко: ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных задач.
2.взаимосвязь и взаимообусловленность преподавания и обучения как двух неразрывных сторон процесса обучения. Главная задача учителя- превратить деятельность ученика в его самодеятельность (по К.Д. Ушинскому).
3.предельная конкретизация учебно-воспитательных целей в содержании, методах, средствах обучения, в организуемых учителем способов деятельности учащихся.
4.Необходимым элементом технологии является тематическое планирование.
С помощью технологий интеллектуальная информация переводится на язык практических решений. Технология - это и способы действия, и как личность участвует в деятельности.
Педагогическая технология - основная часть дидактической или методической системы, так например, если методическая система направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить? То технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос- с существенным дополнением - как учить результативно. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств, в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Необходима высокая активность педагога и учащихся. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе обучения. Опираясь на программу коррекционных школ под редакцией В.В.Воронковой, мы должны подготовить своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Основное внимание следует обращать на коррекцию специфических нарушений у отдельных учащихся и коррекцию всей личности в целом. Должны быть сформированы навыки устной и письменной речи: развитие фонематического слуха, правильное произношение, обогащение и уточнение словаря, бучение построению предложений, связному письменному и устному высказыванию от начальных классов к изложениям и сочинениям в старших, умению работать с деловыми бумагами. Наши дети слабо подготовлены к общению с окружающими. Развиваем речь - совершенствуется мышление ребёнка. Личность развивается только в процессе собственной деятельности. Основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуется переходом от учения – запоминания к процессу умственного развития ,позволяющее использовать усвоенное. Поэтому надо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, изучать арсенал образовательных технологий, включая авторские. Надо переходить от сверхдоминирующей позиции учителя к учителю - помощнику, учителю-сотруднику для духовного воспитания личности, для становления нравственного облика человека. Одной из наиболее эффективных технологий, применяемой в учебном процессе, является педтехнология, реализующая через систему учебных занятий такие организационные формы, которые развивают личность ребёнка. И мы должны включать ученика в разные виды деятельности. Это одно из важнейших правил успешного учения: ставить перед собой и перед тем, кого учишь, реальные цели
На уроках формируем навык осознанного чтения. Он складывается из двух составляющих: понимание и осмысления содержания (смысловая) и правильность и выразительность чтения(техническая). Преобладающий метод - развивающее обучение. Чем старше становится ученик, тем сложнее и объёмнее тексты, и в них закладывается более глубокий смысл.
Пример: Н.Некрасов «Генерал Топтыгин».
Цель: повышение уровня самооценки, значимости и индивидуальности; сотрудничество с педагогом и другими детьми. Ученики деется на группы из сильных и слабых. Задание: составьте словесный портрет генерала Топтыгина.
1.Мотивация: делать вместе весело и интересно.
2.Обеспечение опыта совместной деятельности.
3.Невмешательство в работу другого без его согласия.
4.Справедливые критерии при решении спорных вопросов.
5.Оценка результатов.