м | тема | Целевые ориентиры | игры |
сентябрь | 1. Мы – воспитанники старшей группы ( 30). | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | 10.«Назови части предметов». |
2. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – С (34). | Упражнение детей в отчётливом произношении звуков З – С и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. | 9.«Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение) |
3. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени (35). | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к воспитанию поэтических произведений о природе. | 8.«Назови одним словом» (классификация). |
4. Рассматривание сюжетов картины «Осенний день» и составление рассказов по ней (38). | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | 3.«Закончи предложение…» |
октябрь | 1. Обучение рассказыванию: описание кукол (43). | Помочь детям составить план описание куклы: учить дошкольников, составлять описание самостоятельно, руководствуясь планом. | 2.«Третий лишний» |
2. Звуковая культура речи: дифференциация звуков С – Ц (44). | Закрепить правильное произношение звуков С – Ц; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками С и Ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово: упражнять в произношении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | 12.«Игры с буквами» |
3. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней (46). | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | 7.«Кто как голос подаёт?» |
4. Литературный калейдоскоп(49). | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. | 1.«Договори слово» |
ноябрь | 1. Рассказывание по картинке (51). | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы – матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | 36.«Горячий – холодный» |
2. Звуковая культура речи: работа со звуками Ж – Ш (53). | Упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж – Ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками Ж – Ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | 17.«Кто с какими буквами дружит» |
3. Обучение рассказыванию (55) | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывание концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). | 6.«Кто что делает?» |
4. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» (57). | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | 5.«Назови детёнышей животных» |
декабрь | 1. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» (61). | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | 4.«Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами». |
2. Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» (63). | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Глоцера и Г. Снегирёва), учить пересказывать её. | 35. "Закончи предложение" |
3. Звуковая культура речи: дифференциация звуков С – Ш (64). | Совершенствовать слуховое воспитание детей с помощью упражнений на различие звуков С – Ш, на определение позиции звука в слове. | 34.«Весёлый счет» |
4. Дидактические игры со словами (69). | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. | 16.«Путешествие» |
январь | 1. Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму» (70). | Учить детей учувствовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | 11.«Кому принадлежит фраза?» |
2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (71). | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. | 15.«Отгадай предмет по названию его частей» |
3. Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» (72). | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | 13.«Посылка» |
4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков З – Ж (75). | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков З – Ж. | 18.«Ярмарка слов» |
февраль | 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ч – Щ (83). | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. | 19.«Что из чего сделано?» |
2. Пересказ сказки А.Н. Толстого «Ёж» (84). | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. | 14.«Сравни разных зверят» |
3. Обучение рассказывание по картине «Зайцы» (87). | Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. | 21.«Что я не так сказала?» |
4. Обучение рассказыванию по картине Мы для милой мамочки…» (88). | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способность совершенствованию диалогической речи. | 22.«Придумай предложения» |
март | 1. Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» (91).. | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на об ходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | 20.«Кто как работает» |
2. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» (92). | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | 23.«Кто где живёт?» |
3. Пересказ рассказов из книги Г.Снегирёва «Про пингвинов» (95). | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирёва «Про пингвинов» (по своему выбору). | 24.«Подскажи словечко» |
4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ц – Ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба – бах» (96). | Учить детей дифференцировать звуки Ц – Ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах» (пер. М. Боровицкой). | 25.«Кто как передвигается?» |
апрель | 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л – Р (98). | Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | 26.«Что происходит в природе?» |
2. Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» (101). | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | 27.«Кто может совершать эти действия?» |
3. Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) (103). | Продолжать учить детей пересказывать. | 28.«Кто кем был?» |
4. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц (104). | Активизировать слова детей. | 29.«Слова – друзья» |
май | 1. Литературный калейдоскоп (106). | Выяснить какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | 30.«Один – много» |
2. Обучение рассказыванию по картинкам (107). | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | 31.«Чья голова?» |
3. Лексические упражнения (108). | Проверить, насколько богат словарный запас детей. | 32.«Что бывает круглым?» |
4. Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала). (109). | Проверить, умеют ли дети различать звуки и чётко и правильно произносить их. | 33.«Назови ласково» |