СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Первый урок "Чтение - путь к успеху"

Нажмите, чтобы узнать подробности

задачи данного мероприятия - пропаганда ценности чтения и книги, воспитание интереса к литературе, самостоятельному чтению книг, побуждение творческой активности школьников

Просмотр содержимого документа
«Первый урок "Чтение - путь к успеху"»

ПЕРВЫЙ УРОК «Чтение –путь к успеху»

для обучающихся 9 класса


ЦЕЛЬ урока: формирование у обучающихся потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании.


ЗАДАЧИ урока:

  • пропаганда ценности чтения и книги, формирование информационной культуры личности;

  • воспитание  интереса к литературе, самостоятельному чтению книг;

  • инициирование самостоятельного чтения книг;

  • пробуждение творческой активности обучающихся, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

  • мотивирование ситуации  успеха и достижений, творческой самореализации обучающихся;

  • повышение читательской и творческой активности школьников в изучении литературы родного края.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли читателя, развитие мотивов читательской деятельности и формирование личностного смысла чтения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи читательской деятельности;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха читательской деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 Познавательные:

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных отрывков текстов, соотносить их с произведениями и авторами;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Коммуникативные:

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение работать в группе одноклассников для решения общей поставленной задачи;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.





ХОД УРОКА

Книги – те же люди...

Люди мало дают, но многого требуют.

Книги дают много и требуют так мало:

способности думать и чувствовать…

  • Звучит песня «Читайте! Читайте!»

  • Вступительное слово учителя:

Нам предлагает ТВ и компьютер

Век технологий, стремительный век.

Но утверждали Вольтер и Лютер:

Будь славен читающий человек!

Мы обожаем сейчас сериалы,

Забыты сказки, Гайдар, Чук и Гек,

А книгу любили и гунны и галлы…

Будь славен читающий человек!

Мы бредим мобильником и Интернетом,

Но книга начнет свой новый разбег,

Вернется ко всем ослепительным светом…

Будь славен читающий человек!

В наше время, к сожалению, действительно между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув

главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию. Николай Рерих, великий русский художник, высоко ценил значение книги в жизни человека: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».

С целью поддержки интереса к книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе 2016 год в Донецкой Народной Республике объявлен Годом чтения (Указ Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко № 22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения»), в рамках которого прошел целый ряд разноплановых мероприятий, популяризирующих книгу. В продолжение этой традиции Первый урок в новом 2016-2017 учебном году будет посвящен Году чтения (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 797от 27 июля 2016 г.). Наш Первый урок я назвала «Чтение – путь к успеху».

Бытует мнение, что современных подростков, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают. Но мне очень хочется верить, что многие из вас читают, возможно, не в том объеме, что читали ваши родители в детстве, но это и понятно – ведь источников информации сейчас великое множество… Но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни подростка.

Значение книг и чтения в жизни человечества сложно переоценить. С

древних времен человек, умеющий читать, был уважаем и почитаем согражданами, а к самой книге относились с благоговением. И это совершенно неслучайно. «Книга есть альфа и омега всякого знания, начало

начал каждой науки», – справедливо подчеркивал австрийский писатель Стефан Цвейг. И действительно, книга – неисчерпаемый источник мудрости

многих поколений, который хранит живое дыхание истории, это кладезь информации, которую невозможно исчерпать, это тренажер для развития ума

и воображения. К сожалению, в наш век высоких информационных технологий многие незаслуженно обходят чтение своим вниманием, недооценивают его значение, несправедливо считая книгу пережитком прошлого. В пользу книг в современном мире свидетельствует ряд весомых аргументов. В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать – ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время? Обо всем этом мы сегодня с вами и поговорим. А пока предлагаю вам выдвинуть гипотезы о пользе чтения (ответы обучающихся записываем на доске).

  • Предлагаю вам литературную зарядку, в ходе которой мы вспомним русский алфавит (добавляем буквы, чтобы образовалась рифма):

Здравствуй, чтение моё:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё!
Прочитаю громко всем:
Ж, З, И, Й, К, Л, М!
Ну-ка, снова перечту:
Н, О, П, Р, С, Т, У!
Прочитай со мной и ты:
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы!
Ъ и Ь –
Не прочесть нам их никак!
Но читаю дважды я:
Э, Ю, Я!
Э, Ю, Я!

А теперь вернемся к нашему Первому уроку. Моими помощниками сегодня станут высказывания великих людей о пользе чтения, портреты которых вы видите на нашей доске.

Писатель Рэй Брэдбери утверждал, что люди, никогда не интересующиеся книгами, совершают настоящее преступление. С этим мнением едва ли согласятся те, кто предпочитает книгам просмотр телепрограмм, общение в интернете, игры. В чем же заключается польза чтения, насколько она велика? Чего лишается человек, в жизни которого не находится времени для хорошей литературы, современной и классической?


  • Итак, польза чтения!

Логика и память

Дени Дидро любил повторять, что индивидуум, пренебрегающий книгами, утрачивает способность мыслить. Следит ли читатель за развитием детективной истории или погружается в мир фантастической вселенной – он думает вместе с автором. Человек пытается понять главную мысль писателя, наталкивается на оригинальные идеи, получает новую информацию. Все это способствует развитию логического мышления.

Польза чтения литературы заключается также в укреплении памяти. Сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. Для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. Позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе. Те, кто не обращает внимания на высказывания о пользе чтения, не берут в руки книги, отказывают себе в праве на развитие. Они «варятся» в одинаковых идеях, мыслях, планах, не давая пищу уму и не тренируя память.


Книги развивают фантазию

Креативное мышление, воображение – эти «инструменты» обязательны для человека, какую бы профессию он ни предпочел. Джозеф Конрад, принадлежащий к категории классиков английской литературы, утверждал, что писатель создает лишь половину книги. Все остальное дописывают читатели, обращаясь к собственной фантазии. Подобные высказывания о пользе чтения имеют веские основания.

Человек, перелистывающий страницы художественного произведения, неосознанно вызывает в голове образы происходящего. Читатель воображает себе внешность и наряды героев, обстановку, в которой они находятся. Фантазия подсказывает запахи, голоса, звуки. Польза чтения не вызывает сомнений, так как развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере, отношениях, качестве жизни.


Чтение расширяет кругозор

Уильям Фелпс – писатель из США, всегда деливший читателей на две категории. Представители первой группы, по его словам, читают для запоминания. Вторые занимаются этим для того, чтобы забыть. Какая польза от чтения книг, если добытые сведения быстро исчезают из памяти? Люди, умеющие запоминать информацию, полученную благодаря литературе, расширяют собственный кругозор.

Книги – кладезь самых разнообразных сведений, это касается произведений, относящихся к любым жанрам. Польза чтения состоит в том, что человек знакомится с историческими событиями, узнает интересные факты, посвященные незнакомым странам и городам, лучше понимает людей, которые их населяют. Фактически качественный роман становится эффективной альтернативой путешествию.

Какая польза от чтения? Человек, увлекающийся художественной литературой, не ограничен рамками одной жизни – своей собственной. Он примеряет на себя судьбы различных персонажей, существовавших в действительности или выдуманных писателем. Он испытывает эмоции, которые появляются у героев, перенимает их жизненный опыт. Читателю уже не нужно самостоятельно совершать ошибки, он может брать уроки у других.


Книги учат общаться

Рене Декарт любил сравнивать чтение художественных произведений с беседой. При этом собеседниками читателя, по его словам, становятся умнейшие люди из прошлого и настоящего, которые рассказывают ему лишь наиболее важные свои идеи. Польза чтения заключается не только в возможности узнавать новое. С человеком, увлекающимся книгами, интереснее разговаривать.

Чтение не только расширяет число тем для общения. Штудирование литературы способствует формированию речевых навыков. Заядлых читателей легко узнать по способности передавать мысли словами – ясно и красиво. Благодаря книгам люди успешно развивают в себе талант рассказчика. Плюс – увлечение чтением подразумевает умение оценивать ситуацию с позиции другого человека, дарит гибкость, способность к сопереживанию.


Чтение – выбор грамотных людей

Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.

Многие цитаты о пользе чтения касаются новой информации, открывающейся читателю. Благодаря книгам человек не только начинает писать и говорить без ошибок, правильно строить предложения. Он постоянно запоминает новые слова, понятия, термины. Его словарный запас становится значительно богаче.


Книги – профилактика болезней

Монтескьё однажды поделился с близкими друзьями своей привычкой хвататься за литературу всегда, когда в жизни случаются неприятности. Если верить его словам, не бывает горя, справиться с которым не поможет хорошая книга. К тому же зачастую именно художественные произведения подсказывают простые выходы из безвыходных ситуаций.

Вооружившись книгами, каждый человек способен «отложить» собственную старость, предотвратить развитие болезни Альцгеймера, слабоумия. Это объясняется тонусом, в котором неизменно пребывает мозг. Даже рассуждение о пользе чтения тренирует ум, это касается и логических задач, которые постоянно подбрасывает читателям автор увлекательного произведения. Размышление – эффективная зарядка для мозга, позволяющая избежать возрастного снижения умственных способностей.


Чтение улучшает сон

Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.


Книги способствуют концентрации

Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой. В процессе чтения люди сосредотачиваются на сюжете, не отвлекаясь на интернет и другие блага цивилизации. Читатель тренирует внимательность, подмечая детали, вскользь упомянутые писателем. Проблемы с концентрацией полностью испаряются, что улучшает качество жизни, ускоряет решение повседневных задач.


Чтение развивает уверенность

Цицерон не придавал значения книгам, которые не приносят читателям удовольствие. Однако приятное времяпровождение успешно сочетается с постоянным обучением. Психологи активно выступают за поглощение художественной литературы в любом возрасте не зря. Книги положительно сказываются на эрудиции читателя, что дарит ему большую уверенность в себе. Человек обретает собственный взгляд на многие злободневные проблемы, способен поддержать беседу, в которой необходимы фундаментальные знания. Все это становится вкладом в укрепление самооценки. Чаще всего читателями вырастают люди, которым родители вкладывают книги в руки в детстве, поощряя собственным примером.


  • А сейчас вашему вниманию предлагается информационная листовка «Чтение в цифрах и фактах»:

Вот интересные факты о чтении, которые заставят по-новому посмотреть на этот вид времяпрепровождения:

5% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту (1 страницу за1,5-2 минуты).

При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
Удивительно, но уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром –80%. 

В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.

Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро – 4-2 остановки.

Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. С. Цвейг о Бальзаке: «Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу... Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы». 
М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.

Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.

В XVII веке Никола Гроллье де Сервьера придумал машину для ускорения чтения книг: подобие мельничного колеса с подставками для книг вместо лопастей, на которых одновременно помещалось несколько книг, раскрытых на требуемых страницах.


  • Просмотр презентации «Значение чтения книг»

  • Ученик декламирует стихотворение:

Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это – книга. Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог, 

Радость каждого нового сдвига,

Указанье грядущих дорог –

Это – книга. Да здравствует книга!

Чистых радостей светлый исток,

Закрепленье счастливого мига,

Лучший друг, если ты одинок,–

Это – книга. Да здравствует книга!


  • Много существует пословиц и поговорок на различные темы. Не меньше их посвящено и книгам. Пословицы великие помощники в различных делах. Через них передаются наставления и мудрые советы. Сейчас вам предстоит пройти конкурс на знание пословиц и поговорок о книге. Перед вами начало и конец пословиц. Вам необходимо соотнести начало и конец пословиц:


Ум без книги,

как птица без крыльев.

Книга не пряник,

а к себе манит.

Книга не самолёт,

а за тридевять земель унесёт.

Не красна книга письмом,

красна умом.

Книга поможет в труде,

выручит в беде.

Книга в счастье украшает,

а в несчастье утешает.

Книга для ума –

что тёплый дождь для всходов.

Хлеб питает тело,

а книга питает разум.

С книгой поведешься –

ума наберешься!


Вот и подошел к концу наш Первый урок. Я надеюсь, что та информация, которую вы сегодня услышали и увидели, была для вас интересной. И строки стихотворения, которые я сейчас прочитаю, будут вам напутствием:

Беремся за книгу!

Пока ведь не поздно!

Мы с ней разлучились совсем не навек!

Читаем отныне помногу, серьезно…

Будь славен читающий человек!