Песня - эффективный способ повторения языкового материала.
Учитель английского языка высшей квалификационной категории
МБОУ лицей №94 Советского района городского округа
город Уфа Башкортостана
Цель: дальнейшее поддержание и развитие интереса подростков к изучению иностранного языка, осуществляемое в соответствии с потребностями, свойственными их возрасту.
Задачи:
- Способствовать развитию потребности и способности понимать образ жизни и поведения молодёжи за рубежом.
- Совершенствовать основные фонетические, лексические, грамматические, а также стилистические навыки и умения.
- Познакомить учащихся с современной зарубежной молодёжной музыкой.
- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).
- Развивать навыки и умения вести дискуссию.
- Развивать навыки перевода ( поэтического перевода).
Не секрет, что одним из основных факторов в изучении иностранного языка является мотивация учащихся. Этой серьезной проблеме посвящены работы В.П.Кузовлева, Е.И.Пассова и многих других.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся включает и мотивационные компоненты. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако, особенно остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков на средней ступени обучения. Наличие интереса к предмету – важное условие активации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Известно, что для достижения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одной из сфер интересов подростков является музыка. Но обычно песни оставляем на конец урока, либо используем их как награду за хорошую работу. Мы объясняем это нехваткой времени на развлечения. Однако, этот вид деятельности имеет серьезные цели. Это доступный, систематизированный способ подачи грамматического материала в песнях, не приводит к утомляемости учащихся от теоретического материала и способствует одновременной отработке грамматических явлений.
Работа над песней развивает навыки аудирования и перевода. Она знакомит с лексикой, выполняя коммуникативную функцию. Важно то, что песня, как любой текст, дает «живые» грамматические конструкции, то есть грамматическую структуру.
Используя песни на уроке иностранного языка помогает школьнику понять и осознать, что иностранный язык ему нужен сейчас, а не пригодится когда-нибудь в будущем- ведь, как правило, дети проявляют интерес к современной англоязычной музыке и текстам.
В Индии в начальной школе азбуку и арифметику изучают и сейчас пением.
Закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения помогает частый повтор несложных по мелодическому рисунку песен.
Песни можно использовать на всех этапах учебного процесса:
- для закрепления лексического и грамматического материала;
- для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
- как стимул для развития речевых навыков и умений;
- как релаксацию на уроке, когда необходима разрядка, для снятия напряжения, дать отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.
Все это ведет к улучшению усвоения материала. Песня служит для формирования грамматических, фонетических, лексических навыков.
Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные и популярные среди молодежи песни. Таким образом, можно знакомить с характерными особенностями жизни молодежи за рубежом.
С песнями можно работать, как и с текстами. Они должны соответствовать определенным требованиям:
- быть аутентичными, доступными в языковом плане, проблемными и эмоциональными;
- отвечать возрастным особенностям учащихся.
Использование песен на среднем этапе обучения иностранному языку остается также актуальным. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание), они содержат прямую и косвенную речь. Учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка. При работе с лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащихся. В качестве опоры при обучении используются различные компоненты песенных материалов( музыка, тексты, легенды).
Песни помогают более легкому и прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях встречается знакомая лексика в новом контекстуальном окружении. Встречаются имена собственные, географические названия, поэтические слова и реалии страны изучаемого языка. Это способствует развитию у учащихся чувства языка. Совсем необязательно брать на одном уроке и грамматический и лексический материал. Можно это делать на 4-5 уроках.
Одна из главных задач учителя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся интерес к предмету. Песня является одним из наиболее сильных мотивирующих факторов при изучении грамматики. Благодаря песне учащиеся углубляют знания по грамматике и лексике английского языка, совершенствуют точность в артикуляции и интонации. Песня является неотъемлемой частью и способствует эффективному обучению иностранному языку.
По утверждению психологов, музыка является одним из эффективных способов запоминания лингвистического материала, так как такой вид деятельности вовлекает в работу оба полушария головного мозга, что способствует длительному хранению изучаемого материала и более быстрому воспроизведению. С помощью музыки и песни легче запоминать новые слова, так как он связаны с человеческими эмоциями. Любые положительные эмоции активизируют способность обучаться.
Можно определить несколько этапов работы с песнями на уроках английского языка:
- объяснение грамматического материала, на котором строится песня.
- демонстрация песни. Песня должна быть перед глазами учащихся. Отметить грамматические особенности цветным шрифтом.
- Разбор песни по логическим и музыкальным фразам.
- Пение песни вместе с учителем.
- Игра «Учитель - ученик», «Снежный ком», Цепочка», «Исправь ошибку» и т.д.
- Творческое задание. Предложить самим сочинить свои слова к музыке.
Работа над песней это одно из средств создания среды общения, приближенной к реальности, повышает их мотивацию и творческую активность, помогает овладеть программным лексико-грамматическим материалом, поддерживая у детей интерес к изучению английского языка.
На современном этапе, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин:
1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.
2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.
4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.
5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.
На уроке песни чаще всего используются для:
1. Фонетической зарядки на начальном этапе обучения.
2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы.
Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической темы, например: Present Simple - песни из к/ф "Love Story"; Present Progressive – “I’m sitting in the morning”, Complex Object "I saw you dancing", Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg); Past Simple — "Yesterday", “Hotel California” (Eagles), оборот there is - "Girl" (Beatles) и др.
3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.
4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс, включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, начинаю с 7 класса подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “Pink Floyd”, “Eagles” и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.). Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. ( например” Bad Boys”) Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Узнав слова, дети напевают их под знакомую мелодию и вне урока.
Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:
— фонетический,
— лексический,
— грамматический,
— социально-лингвистический
— страноведческий.
Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.
6 класс песня «The weekend” учебник «Английский в фокусе»
Let`s have a picnic
Let`s eat out
That`s what the weekend
Is all about
Let`s go skiing
What a great idea
I`m so glad
That the weekend is here
The weekend is here
So come on everyone
Spend the weekend with me
It`s going to be fun!
I love Saturday
And Sunday too
The weekend is great
There`s so much to do
Let`s have a party
And invite all our friends
I`m so happy
I love weekends!
Упражнение на развитие навыков аудирования.
Класс делится на 3 группы и с 2-х прослушиваний пытается понять о чем поется и записать слова песни: первая группа -1 куплет , 2-я – припев и т.д. Затем группы ,сотрудничая полностью составляют песню, проверяют ее правильность ,получив текст песни и поют все вместе.
Вышеуказанные упражнения — это всего лишь пример той работы, которую я проводила в школе со своими учениками. Выбор же упражнений полностью зависит от темы, с которой Вы работаете, песни, которую вы используете в качестве обучающего материала.
Проработанная подобным образом песни я использовала для проведения предметной недели. Для школьного концерта выбирали песни ставшие хитами. Музыкальными композициями я также сопровождала театральные постановки.
Как мне кажется, работа с песнями активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает их интерес к культуре стран изучаемого языка, формирует художественный вкус, расширяет кругозор, углубляет знания языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, куплетов. Учащиеся с удовольствием заучивают тексты песен, позже непроизвольно вставляя их в монологическую и диалогическую речь. Считаю, что таким образом я обогащаю и расширяю словарный запас школьников. А для тех же учащихся, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.
Музыка играет в жизни современного подростка гораздо более значительную роль, чем это можно представить себе на первый взгляд. То, какую музыку выбирает подросток, свидетельствует о его принадлежности к той или иной молодёжной субкультуре. Таким образом, сходство музыкальных интересов помогает подросткам найти своих единомышленников.
С другой стороны, музыка способствует реализации ещё одной потребности, которая в подростковом возрасте становится особенно важной. Речь идёт о потребности более глубокого осознания своей культуры через контекст культуры других стран. Отсюда и потребность понимать образ жизни и поведение своих зарубежных сверстников, ведь всё познаётся в сравнении.
Кроме того, подростки за рубежом очень похожи на своих сверстников в России, поскольку живут в том же мире юношеского максимализма, первой любви, потребности самоопределения, в мире, в котором вся палитра свойственных этому возрасту отношений, чувств и поступков переживается более остро и болезненно.
Итак, музыка может стать отличным средством обучения иностранному языку.
Практика показывает, что возрастная категория от 12-15 лет характеризуется постепенным угасанием интереса к изучению иностранного языка.
Принципы отбора песен.
1. Актуальность.
По этому принципу были отобраны наиболее известные хиты из лучших альбомов исполнителей, находящихся на вершине славы в современной молодёжной эстраде за рубежом.
2. Тематика.
Песни соответствуют всему разнообразию самых важных проблем, интересов, отношений, волнующих нынешнюю молодёжь:
- Проблемы взаимоотношений юношей и девушек.
- Подростковая депрессия.
- Философия жизни глазами подростка.
- Жизнь после жизни.
- Поиск идеала.
- Музыка как неотъемлемая часть жизни подростка.
3. Стилистика.
Наличие песен, иллюстрирующих молодёжный сленг, разнообразие музыкальных стилей (от рэпа до рока).
4. Иллюстративность.
Песни отобраны по их способности к воссозданию с помощью рисунков (постер), жестов (сурдоперевод), пластики (танец), актёрской игры (видеоклип)
5. Лексика
Немаловажным критерием отбора песен явилось их лексическое богатство, которое должно способствовать расширению тезауруса подростков
6. Грамматика
На отбор песен повлияло и обилие в них иллюстративного материала для отработки необходимых грамматических навыков и умений.
Основные этапы обучения иностранному языку посредством песни.
1. Первичное прослушивание песни.
2. Первичное обсуждение возникших догадок по поводу тематики и проблематики песни на основе знакомых слов, мелодии, манеры исполнения.
3. Вторичное прослушивание песни. При этом перед глазами у ребят листы с напечатанным текстом песни.
4. Вторичное обсуждение- по возможности, на немецком или английском языке- темы и основной проблемы песни.
5. Переводческий этап целесообразнее проводить в группах. Ребята делятся на группы по количеству куплетов, последняя группа работает над припевом. На этом этапе всё особенно зависит от уровня владения иностранным языком. К примеру, одни уже могут сами переводить с помощью словаря, для других необходимо заранее приготовить раздаточный материал, облегчающий перевод особенно трудных в лексико-грамматическом или стилистическом отношении конструкций. Третьи же получают готовые строчки из песни на русском языке, написанные на отдельных листочках, которые нужно лишь составить по порядку.
6. Презентация русского перевода, осуществляемая по очереди каждой из рабочих групп.
7. После выступления каждой группы остальные высказывают своё мнение по поводу перевода, аргументируя своё мнение. При этом важно создать ситуацию успеха для каждого. Одни способны выразить и отстоять свою точку зрения. Другим нужно заранее заготовить набор необходимых клише. Третьим, которые не способны вести дискуссию и на русском языке, требуется ещё более чуткая и детальная помощь.
Данный этап - прекрасный момент для формирования и развития не только умения дискутировать, но и для закрепления артикуляционных, лексических, грамматических, стилистических навыков. Тексты песен помогут расширить лексический запас и составить свой словарь молодёжного сленга на немецком или английском языке и проанализировать причины сходств и отличий с русским подростковым сленгом.
Короче говоря, глубина и широта дискуссии будет зависеть от степени владения иностранным языком, а также от умения учителя направить обсуждение в нужное русло - например, фонетика, лексика, грамматика, стилистика или просто наша жизнь со всей её философией.
8. Подготовка к финальному озвучиванию песни. Каждая группа выбирает свой способ образной трактовки песни. К примеру, можно проиллюстрировать затрагиваемые в песне проблемы, чувства, отношения в виде постера, комикса, граффити и т.д.
Также возможно интерпретировать песню, прибегнув к жестам (своего рода сурдоперевод), к пластике (показав танец) и наконец, можно представить свой видеоклип.
Помимо вышеуказанных, не менее интересным может быть этап поэтической обработки русского перевода песни и последующего исполнения, а также этап музыкального диктанта, когда песня включается по строчке, а ребята записывают её на немецком, английском или русском языке.
Таким образом, песня может служить эмоционально и концептуально окрашенным средством обучения иностранному языку, способствуя развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму)