Тема урока: Песочная фантазия «Времена года»
Цель: создание условий для познания красоты форм живой природы при создании коллективного проекта.
Задачи:
Образовательные: научить ведению последовательного процесса изготовления песочной композиции.
Развивающие: развивать творчество и фантазию; умения и навыки работы с цветным песком.
Воспитательные: способствовать эмоциональному восприятию цвета, осознанию своей причастности к великой российской культуре; создать творческую атмосферу, способствующую развитию культуры при коллективной работе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанной любви к Родине, музыке, изобразительному искусству, поэзии; воспитание умения чувствовать природу и быть в гармонии с ней; развивать воображение, художественно-образное мышление.
Метапредметные: умение обобщать знания; умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем; умение делать простые выводы.
Предметные: совершенствовать умение работать цветным песком, как средством выражения природных форм; приобретение опыта создания композиции «Времена года»
Оборудование:
Экран, проектор, презентация, портрет П.И. Чайковского
Выставка работ из песка
Набор для демонстрации: гуашь, соль, лопатка для размешивания, ёмкость, образцы окрашенной соли, фартук, нарукавники, перчатки.
Колбы для рефлексии
Окрашенная соль, ёмкость для соли
На партах: деревца (времена года), колба, конверты с заданиями для исследовательской работы, ручки, памятка (правила окрашивания соли)
Ход урока:
Перед уроком дети делятся на 4 группы по временам года
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Григорьевна, я проведу в вашем классе урок технологии.
Приветствие, настрой.
Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
( Варианты ответов детей: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что хорошая погода.
– Сегодня светит солнце.)
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно
А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
Учитель: Ребята, я приготовила для вас репродукции картин известных художников ( картинки природы слайд 1-12 под музыку) РОЛИК
- Что объединяет эти изображения? (природа).
Природа всегда является источником вдохновения для всех творческих людей. Композиторы сочиняют музыкальные произведения, художники изображают с помощью кисти и красок, поэты посвящают ей стихи.
-А одинакова ли природа в течение года?(нет)
- Почему изменяется природа? (смена времен года)
Найдите время года, которое соответствует вашей фишке.
Для этого возьмите лист №1, прочтите стихи великих русских поэтов о временах года
и зачитайте стихотворение, соответствующее вашему времени года.
-Готовы?
Проверка: Какое время года вы будете представлять? (называем, зачитываем стихотворение) – работа по группам
Учитель: А мы с вами тоже займемся творчеством и будем изображать времена года с помощью особого природного материала. Что это за материал, вы сможете отгадать, посмотрев видеофрагмент-загадку.
(На экран ролик песочные фантазии)
Кто догадался, при помощи какого материала мы будем изображать времена года? (песка)
Творчество всегда связано с фантазией. Наша фантазия будет какая, если мы будем работать с песком? (песочная)
На какую тему мы будем фантазировать? (времена года)
Итак, кто догадался какая тема нашего урока?
Тема нашего урока «Песочная фантазия» (включаем слайд. ВРЕМЕНА ГОДА)
И результатом нашей работы будут мини-проекты, созданные вашими руками.
- Вот и вы, ребята, разделились на 4 группы, 4 времени года. Выберете в своей группе ГЛАВНОГО МАСТЕРА.(представьте)
Исследовательская работа:
Ребята, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать, чтобы работа в группе получилась слаженная?
(пр-ла работы в группе)
Учитель: А сейчас мы составим палитру цветов, характерных вашему времени года, проведя небольшое исследование. Необходимые цвета вы найдёте в рассказе
Георгия Скребицкого «Четыре художника». Этот рассказ находится в конверте №2.
Внимательно прочитайте текст, поставьте на палитру 5 цветов, выбрав фишки нужного цвета. Возьмите конверт и приступайте к работе.
Вы выполняете задание, пока звучит музыка.
Я попрошу главного мастера выйти к доске и показать, какие цвета выбрала ваша группа
(4 группы)
Обратите внимание на доску, если есть расхождения, внесите изменения.
Посмотрите, пожалуйста, на сосуды с песком.
Ребята, скажите, встречали ли вы в природе разноцветный песок? А как же его изготовить?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами отправимся в волшебную лабораторию и узнаем тайну изготовления цветного песка и составления песочных композиций.
А кто же будет научным сотрудником лаборатории? (у кого под партой прикреплён значок?)
Старшим научным сотрудником лаборатории будет_________________.
Младшим научным сотрудником ____________________
Выходят 2 ученика (1 зачитывает инструкцию, другой выполняет действия, учитель комментирует)
Учитель:
Итак, начнем.
Старший научный сотрудник открывает и зачитывает секреты изготовления цветного песка, а младший научный сотрудник их демонстрирует.
Порядок изготовления цветного песка.
Секрет1: вместо песка часто используют соль. Потому что она имеет белый цвет и легко окрашивается.
Секрет2: неокрашенную соль насыпаем в сосуд.
Секрет3: делим на равные части( по количеству цветов)
Секрет4: окрашиваем с помощью гуаши.
Секрет5: сушим( на бумаге или в микроволновой печи)
(остальное рассказывает учитель)
Секрет6: насыпаем в сосуд в определенном порядке
Секрет7: спицей создаем узор.
Секрет8: изготавливаем крышку и приклеиваем .
А дома вы сможете самостоятельно покрасить песок?
А какие композиции можно создать еще? (посмотрите на экран или демонстрация работ
Подарочные картины, сувенирные бутылочки)
Где можем использовать эти песочные композиции?( Подарок, украсить дом, приближаются праздники 8 марта, 23 февраля…..).
Организация работы в группах.
Вас ждёт самая интересная работа по изготовлению песочной композиции. Но прежде чем приступить Ознакомьтесь с инструкцией по изготовлению песочной комп (этапы работы.)
Восстановите этапы работы
Возьмите конверт под №3 и пронумеруйте ручкой порядок действия по порядку.
Давайте проверим. Дети читают учитель открывает на доске.
(проверка на доске)
А теперь давайте ещё раз проговорим этапы нашей работы (всю инструкцию зачитывает один человек)
Ребята, а сейчас давайте распределим обязанности в группе. (по каждому этапу дети определяют, кто будет выполнять)
Я попрошу главных мастеров подойти к столу и взять разнос с цветами, характерными вашему времени года, возьмите в помощь палитру, затем оставите её на демонстрационном столе.
Практическая работа.
Во время вашей работы вы услышите фрагменты из муз. произведения П. И. Чайковского « Времена года», которое вдохновит вас на творчество.
Возьмите лист №4
Помните, что работать нужно дружно, соблюдать правила техники безопасности.
Приступаем к работе в соответствии с инструкцией. Желаю удачи!
Учащиеся выполняют практическую работу.
Законченные работы выставляются на демонстрационный стол.
(пока не закончат, мастеров не вызывать!!!!!!!!)
Учитель: Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились. Легко ли определить, чья работа лучше?
Я тоже не могу выбрать лучшую работу из такой красоты. И каждой группе я даю смайлик.
А где мы можем использовать наши мини-проекты?
Итог. Самооценка деятельности. Рефлексия.
Ученые считают , что природные материалы впитывают в себя энергетику человека который к ним прикасается.
Ребята, подойдите к столу, возьмите сосуд с песком и станьте в круг.
На самом деле мы тоже состоим из песчинок. И вот однажды происходит чудо , мы встречаемся. И с этого момента мы начинаем отдавать свои песчинки друг другу. А вместе с ними мы дарим заботу, внимание, добро, любовь.
4 года назад вы все встретились в одном классе .Но есть в вашем коллективе особый человек, который дарит вам песчинки знаний, мудрости. Это ваша учительница…….
Я думаю она заслуживает того , чтобы вы поделились с ней радостью новых открытий которые сделали сегодня на уроке и подготовим для неё подарок
Давайте высыпем эти песчинки в большой общий сосуд. (высыпают по очереди)
Подобно тому, как эти песчинки не могут вернуться в свои сосуды и существовать отдельно, пусть ваша школьная дружба будет неразрывной. Возьмитесь за руки и поблагодарите друг друга за сотрудничество.
Вы сегодня были все молодцы! Спасибо вам за работу! Урок окончен. До свидания.
7