СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями» (Урок математики в 4 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения

Просмотр содержимого документа
««Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями» (Урок математики в 4 классе)»



«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

(Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения)

Класс: 4

Предметная область: математика, УМК « Школа России»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний

Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( карточки с буквами, алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2, карточки с тестовыми заданиями №1, №2, №3 по степени сложности

Обучающие структуры: КЛОК БАДДИС, СТЕ ЗЕ КЛАСС, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН, ТАЙМД ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП, ФИНК –РАЙТ-РАУНД РОБИН , СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ , КОНЭРС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ТИМ ЧИР,БИЛЕТИК НА ВЫХОД

Ход урока

  1. Организационный момент и психологический настрой к уроку (1-2мин).

Для ребят звенит звонок

Начинается урок.

Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Ребята, вы готовы получать новые знания?

- Отлично! Садитесь. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе, соприкасаясь правой рукой, пожелайте удачи, добра друг другу… улыбнитесь.

- Великолепно.

- Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:

« С малой удачи начинается большой успех».

- Ребята, а сейчас возьмите свои схемы КЛОК БАДДИС и назначьте четыре встречи (на 12 часов) с друзьями, которые сидят за другими партами.

Итак, начинаем урок математики. Откроем тетради, запишем число, классная работа.

  1. Актуализация знаний ( 6 мин)

Обратите внимание на доску: даны цифры 2, 0, 0, 5. Подумайте, какие числа можно записать с помощью этих цифр? Подумали? А теперь откройте свои тетради и запишите разные числа с помощью этих цифр. Записываем столбиком и нумеруем каждое число.

(Показ на доске:

1.

2.

3…….)

Вам дается 1 минута. (Ставлю таймер)

- Закончили? А теперь прочертите линию карандашом после последнего числа. -----

- Молодцы!

- Сейчас мы с вами проведем СТЕ ЗЕ КЛАСС.

В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Вы встанете с места, найдете пару не из своей команды, встанете рядом с ним и, молча просмотрев записи вашего партнера, скопируете те числа, которых у вас нет. Записывать их будете также столбиком после горизонтальной линии, продолжая нумеровать их.

(Показ на доске:

1.

2.

3.

4.

5…….)


И таким образом, вы должны встретиться с несколькими партнерами и собрать как можно больше вариантов чисел.

-Все встали, задвинули стулья. Ваше время пошло. (Ставлю таймер на 2 минуты).

- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.

- Замечательно!

- А сейчас, ребята, мы поработаем в своей команде.

Проведем ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН. Участник №1 зачитывает все числа, которые он написал сам и собрал у друзей, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это число есть у них. Если участник №1 зачитывает новое число, которое нет у кого- то, то его продолжают записывать после второй прочерченной линии, продолжая нумерацию.

(Показ на доске:

1.

2.

3.

4.

5…….

6.

7……..)

- Далее участники №2, №3, №4 по очереди зачитывают те числа, которые еще не прозвучали. Итак, у вас 1 минута. Время пошло.

- А теперь проверим, что у вас получилось по структуре ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН (встать-сесть)

- У кого получилось больше десяти чисел?

- У кого получилось десять чисел?

- Молодцы! Садитесь.

- Ответы зачитает участник №3 стола №1 ( зачитывает все числа, а учитель записывает их на доске).

(20, 25, 50, 200, 205, 2005, 250, 2500, 51, 520, 5200, 502, 5002 и др.)

- Ребята, обратите внимание на доску и подумайте 10 секунд, что вы можете сказать об этих числах, которые я подчеркнула?

- А теперь достаньте свой КЛОК БАДДИС и посмотрите, с кем вы встречаетесь, с кем назначили встречу в 12 часов. (Встали, задвинули стулья и найдите пару, дайте пять своему партнеру.)

- Все нашли себе пару? Кто остался без пары? ( Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары). Вопрос вы помните?

А сейчас проведем ТАЙМД ПЭА ШЭА. В течение 30 секунд (у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на этот вопрос (что можете сказать о подчеркнутых числах) Начинает тот, кто ближе к окну. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнер. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло.

- Давайте выслушаем некоторых. Маша, что сказал твой партнер об этих числах? А что ты, Илья, можешь сказать об этих числах? Спасибо, ребята. А теперь, поблагодарите друг друга и займите свои места.

- Ребята, давайте сделаем вывод: это числа, оканчивающиеся нулями.

- Молодцы! Спасибо!

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (2-3мин)

Великая страна математики готова раскрыть для вас еще одну тайну. Посмотрите на доску. Что вы видите?

(на доске записаны выражения: 134*20         352*200                  867*60 )

Кто догадался, какая тема урока? Попробуйте сформулировать тему урока.

Чему предстоит научиться?

- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.

- Первый : Сама покажу вам приём умножения.

- Второй : На основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

- Какой вариант выберете вы и почему?

4. « Открытие» детьми нового знания. /9 мин./

- Какое задание  нужно выполнить?    ( Умножить на круглые десятки)

- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно.

- А как? Каким способом? Подумайте, 10 секунд.

Подумали? А сейчас повернитесь и дайте «пять» партнеру по плечу. И в течение 30 секунд предлагайте свои варианты друг другу.

(Проводим РЕЛЛИ РОБИН – два участника предлагают свои варианты, говорят по очереди.)

Начинает тот, у кого светлее волосы.

- А теперь проверим, что у вас получилось.

- У кого есть предположения, как можно его вычислить?

(Опрос участников любого стола по желанию учащихся, спросив, что предлагает твой партнер.)

Выдвигают гипотезы:

- на калькуляторе

- устно

- столбиком.

- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?

- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?

Ответ: Представить круглое число  в виде произведения двух чисел:  

134*20 = 134 * (2*10)

Ответ: Представить число  в виде  десятков (сотен, тысяч ит.д.).

Д: 867*60= 867*6дес.

- Какой закон математики вы применили? (сочетательный)

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?

- Какой способ мы можем ещё использовать?

Ответ: Можно записать столбиком. Ведь мы уже умеем выполнять вычисления столбиком. Эта запись короче, а значение выражения не изменилось.

- Молодцы!

- Умеем мы это правильно делать?

- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.

Дети формулируют тему и учебную задачу урока.

Ответ: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

- Какую учебную задачу вы поставите перед собой?

Ответ: Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.

- Великолепно!

- Запишите пример столбиком самостоятельно и решить его.

ФИНК –РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди в команде)

Пытаются решить пример самостоятельно.

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебники, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.

- А теперь проверим, что у вас получилось по структуре ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН.

- Я прошу встать тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.

- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. Остальные ребята не расстраивайтесь. Мы поупражняемся и у вас все получится.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

Ответ: - Пошаговое выполнение действий.

- Сейчас мы его составим.

У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах с партнером по лицу, вы разложите карточки в нужном порядке.

Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.

- А теперь проверим, что у вас получилось.

(Опрос участников любого стола по желанию учащихся)

Одна пара зачитывает.

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

- Супер! Вот перед вами и открылась еще одна тайна математики.

5. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 – 1 строчка)

1) Два ученика (по очереди) работают у доски, остальные в тетради.

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Как проверить, что вы его усвоили?

Ответ: Решить примеры самостоятельно.

- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 537 ·600 3217 · 50)

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем правом углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ

- Передайте карточку по кругу. Проверьте правильность по слайду.

- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.

- Верните карточку владельцу.

- Встаньте те у кого совпал прогноз с результатом?

- Молодцы! Спасибо.

6. Физкультминутка (1-2мин)

МИКС ФРИЗ ГРУП

(Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое- то число.)

- Ребята, вы должны сгруппироваться так, каким будет ответ. Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! А теперь дружно все встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.

  • Сколько десятков в числе 40?

  • Сколько учебных дней в неделе?

  • Сколько будет 51000 уменьшить в 1000 раз?

7. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./

1) - Внимание на экран. Перед вами 4 задания. Какое из них далеко от темы нашего урока?

А) 736·300 5324· 80

Б) 4685+ 72456 - 658

В) 384 · 700 + 3 709 · 40

Г) х· 5 = 232·30

Осталось 3 задания.

- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.. Выполните его.

(Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся)

КОНЭРС (углы)

- Ребята, попрошу вас распределятся по разным углам в зависимости от выбранного вами варианта . Проверьте своё решение с решением товарищей. Поблагодарите друг друга.

- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.

- Встаньте те у кого совпал ответ?

- Молодцы! Спасибо.

2) Решение задачи по учебнику - № 43

- Прочитайте задачу.

- О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

- Как удобнее записать условие задачи?

- Правильно, в виде таблицы.

(В ходе работы составляется таблица)


Кол-во в 1 кор.

Кол-во кор.

Всего штук

карандаши

12шт.

40 к.

?

? 560 шт.

фломастеры

? шт.

10 к.

Подумайте 10 сек.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные?

- А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика?

- Давайте, используя СИНГЛ РАУНД РОБИН, обсудим в команде возможные варианты решения. 1 раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи, т.е. мы постараемся найти ответ на вопрос задачи в течение 2-х минут. Начинает участник №4, потом участник №3, №2, №1. У каждого из вас по 30 секунд времени. (Ставлю таймер) Начали, время пошло.

- А теперь открыли тетради и запишите решение задачи.

Ученики самостоятельно решают задачу. Учитель наблюдает за работой учащихся.

- Проверьте правильность по слайду. У кого все правильно помахали мне рукой.

8. «БИЛЕТИК НА ВЫХОД» (3мин)

А сейчас участники №1 и №3 достаньте листок бумаги А4 и разделите его пополам. Одну часть листка передайте партнерам по лицу. Получилось у каждого по одному листочку - «Билетики на выход». Запишите на них 3 важных правила умножении чисел, запись которых заканчивается нулями;

2 примера, которого можете решить самостоятельно;

1 вопрос, в чем вы затруднялись на уроке;

Оставьте свои билетики на Парковке.

«ТИМ ЧИР» А теперь дружно все встали, задвинули стулья и скажем «Мы можем»

9. Рефлексия учебной деятельности. /1-2 мин./

- Вспомните девиз нашего урока.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.

- Как вы считаете добились ли мы цели поставленной в начале урока?

- Чему новому научились?

- Достигли мы успеха?

- Довольны ли вы своей работой?

– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу!

Откройте дневники и запишите домашнее задание. (д/з на слайде)

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.