
«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»
(Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения)
Класс: 4
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал ( карточки с буквами, алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть2, карточки с тестовыми заданиями №1, №2, №3 по степени сложности
Обучающие структуры: КЛОК БАДДИС, СТЕ ЗЕ КЛАСС, ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН, ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН, ТАЙМД ПЭА ШЭА, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП, ФИНК –РАЙТ-РАУНД РОБИН , СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ , КОНЭРС, СИНГЛ РАУНД РОБИН, ТИМ ЧИР,БИЛЕТИК НА ВЫХОД
Ход урока
Организационный момент и психологический настрой к уроку (1-2мин).
Для ребят звенит звонок
Начинается урок.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Ребята, вы готовы получать новые знания?
- Отлично! Садитесь. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе, соприкасаясь правой рукой, пожелайте удачи, добра друг другу… улыбнитесь.
- Великолепно.
- Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили?
- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?
- Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока:
« С малой удачи начинается большой успех».
- Ребята, а сейчас возьмите свои схемы КЛОК БАДДИС и назначьте четыре встречи (на 12 часов) с друзьями, которые сидят за другими партами.
Итак, начинаем урок математики. Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Актуализация знаний ( 6 мин)
Обратите внимание на доску: даны цифры 2, 0, 0, 5. Подумайте, какие числа можно записать с помощью этих цифр? Подумали? А теперь откройте свои тетради и запишите разные числа с помощью этих цифр. Записываем столбиком и нумеруем каждое число.
(Показ на доске:
1.
2.
3…….)
Вам дается 1 минута. (Ставлю таймер)
- Закончили? А теперь прочертите линию карандашом после последнего числа. -----
- Молодцы!
- Сейчас мы с вами проведем СТЕ ЗЕ КЛАСС.
В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Вы встанете с места, найдете пару не из своей команды, встанете рядом с ним и, молча просмотрев записи вашего партнера, скопируете те числа, которых у вас нет. Записывать их будете также столбиком после горизонтальной линии, продолжая нумеровать их.
(Показ на доске:
1.
2.
3.
4.
5…….)
И таким образом, вы должны встретиться с несколькими партнерами и собрать как можно больше вариантов чисел.
-Все встали, задвинули стулья. Ваше время пошло. (Ставлю таймер на 2 минуты).
- Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.
- Замечательно!
- А сейчас, ребята, мы поработаем в своей команде.
Проведем ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН. Участник №1 зачитывает все числа, которые он написал сам и собрал у друзей, а другие участники слушают внимательно и ставят галочку, если это число есть у них. Если участник №1 зачитывает новое число, которое нет у кого- то, то его продолжают записывать после второй прочерченной линии, продолжая нумерацию.
(Показ на доске:
1.
2.
3.
4.
5…….
6.
7……..)
- Далее участники №2, №3, №4 по очереди зачитывают те числа, которые еще не прозвучали. Итак, у вас 1 минута. Время пошло.
- А теперь проверим, что у вас получилось по структуре ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН (встать-сесть)
- У кого получилось больше десяти чисел?
- У кого получилось десять чисел?
- Молодцы! Садитесь.
- Ответы зачитает участник №3 стола №1 ( зачитывает все числа, а учитель записывает их на доске).
(20, 25, 50, 200, 205, 2005, 250, 2500, 51, 520, 5200, 502, 5002 и др.)
- Ребята, обратите внимание на доску и подумайте 10 секунд, что вы можете сказать об этих числах, которые я подчеркнула?
- А теперь достаньте свой КЛОК БАДДИС и посмотрите, с кем вы встречаетесь, с кем назначили встречу в 12 часов. (Встали, задвинули стулья и найдите пару, дайте пять своему партнеру.)
- Все нашли себе пару? Кто остался без пары? ( Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары). Вопрос вы помните?
А сейчас проведем ТАЙМД ПЭА ШЭА. В течение 30 секунд (у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на этот вопрос (что можете сказать о подчеркнутых числах) Начинает тот, кто ближе к окну. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнер. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло.
- Давайте выслушаем некоторых. Маша, что сказал твой партнер об этих числах? А что ты, Илья, можешь сказать об этих числах? Спасибо, ребята. А теперь, поблагодарите друг друга и займите свои места.
- Ребята, давайте сделаем вывод: это числа, оканчивающиеся нулями.
- Молодцы! Спасибо!
3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. (2-3мин)
Великая страна математики готова раскрыть для вас еще одну тайну. Посмотрите на доску. Что вы видите?
(на доске записаны выражения: 134*20 352*200 867*60 )
Кто догадался, какая тема урока? Попробуйте сформулировать тему урока.
Чему предстоит научиться?
- Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы.
- Первый : Сама покажу вам приём умножения.
- Второй : На основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
- Какой вариант выберете вы и почему?
4. « Открытие» детьми нового знания. /9 мин./
- Какое задание нужно выполнить? ( Умножить на круглые десятки)
- Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- А как? Каким способом? Подумайте, 10 секунд.
Подумали? А сейчас повернитесь и дайте «пять» партнеру по плечу. И в течение 30 секунд предлагайте свои варианты друг другу.
(Проводим РЕЛЛИ РОБИН – два участника предлагают свои варианты, говорят по очереди.)
Начинает тот, у кого светлее волосы.
- А теперь проверим, что у вас получилось.
- У кого есть предположения, как можно его вычислить?
(Опрос участников любого стола по желанию учащихся, спросив, что предлагает твой партнер.)
Выдвигают гипотезы:
- на калькуляторе
- устно
- столбиком.
- Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний?
- Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно?
Ответ: Представить круглое число в виде произведения двух чисел:
134*20 = 134 * (2*10)
Ответ: Представить число в виде десятков (сотен, тысяч ит.д.).
Д: 867*60= 867*6дес.
- Какой закон математики вы применили? (сочетательный)
- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими?
- Какой способ мы можем ещё использовать?
Ответ: Можно записать столбиком. Ведь мы уже умеем выполнять вычисления столбиком. Эта запись короче, а значение выражения не изменилось.
- Молодцы!
- Умеем мы это правильно делать?
- Дайте более точную формулировку темы нашего урока.
Дети формулируют тему и учебную задачу урока.
Ответ: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
- Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Ответ: Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями.
- Великолепно!
- Запишите пример столбиком самостоятельно и решить его.
ФИНК –РАЙТ-РАУНД РОБИН (подумай, запиши, обсуди в команде)
Пытаются решить пример самостоятельно.
- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Откройте учебники, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением.
- А теперь проверим, что у вас получилось по структуре ТЕЙК ОФ ТАЧ ДАУН.
- Я прошу встать тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. Остальные ребята не расстраивайтесь. Мы поупражняемся и у вас все получится.
- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.
- Что такое алгоритм?
Ответ: - Пошаговое выполнение действий.
- Сейчас мы его составим.
У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах с партнером по лицу, вы разложите карточки в нужном порядке.
Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке.
- А теперь проверим, что у вас получилось.
(Опрос участников любого стола по желанию учащихся)
Одна пара зачитывает.
1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.
2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.
3.К полученному результату приписываю нули.
4.Читаю ответ.
- Супер! Вот перед вами и открылась еще одна тайна математики.
5. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 – 1 строчка)
1) Два ученика (по очереди) работают у доски, остальные в тетради.
- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?
Ответ: Решить примеры самостоятельно.
- У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 537 ·600 3217 · 50)
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем правом углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим.
СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЕЙБЛ
- Передайте карточку по кругу. Проверьте правильность по слайду.
- Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым.
- Верните карточку владельцу.
- Встаньте те у кого совпал прогноз с результатом?
- Молодцы! Спасибо.
6. Физкультминутка (1-2мин)
МИКС ФРИЗ ГРУП
(Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое- то число.)
- Ребята, вы должны сгруппироваться так, каким будет ответ. Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! А теперь дружно все встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.
Сколько десятков в числе 40?
Сколько учебных дней в неделе?
Сколько будет 51000 уменьшить в 1000 раз?
7. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./
1) - Внимание на экран. Перед вами 4 задания. Какое из них далеко от темы нашего урока?
А) 736·300 5324· 80
Б) 4685+ 72456 - 658
В) 384 · 700 + 3 709 · 40
Г) х· 5 = 232·30
Осталось 3 задания.
- Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.. Выполните его.
(Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся)
КОНЭРС (углы)
- Ребята, попрошу вас распределятся по разным углам в зависимости от выбранного вами варианта . Проверьте своё решение с решением товарищей. Поблагодарите друг друга.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.
- Встаньте те у кого совпал ответ?
- Молодцы! Спасибо.
2) Решение задачи по учебнику - № 43
- Прочитайте задачу.
- О чём говорится в задаче?
- Что известно?
- Как звучит вопрос задачи?
- Как удобнее записать условие задачи?
- Правильно, в виде таблицы.
(В ходе работы составляется таблица)
| Кол-во в 1 кор. | Кол-во кор. | Всего штук |
карандаши | 12шт. | 40 к. | ? ? 560 шт. |
фломастеры | ? шт. | 10 к. |
Подумайте 10 сек.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные?
- А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика?
- Давайте, используя СИНГЛ РАУНД РОБИН, обсудим в команде возможные варианты решения. 1 раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи, т.е. мы постараемся найти ответ на вопрос задачи в течение 2-х минут. Начинает участник №4, потом участник №3, №2, №1. У каждого из вас по 30 секунд времени. (Ставлю таймер) Начали, время пошло.
- А теперь открыли тетради и запишите решение задачи.
Ученики самостоятельно решают задачу. Учитель наблюдает за работой учащихся.
- Проверьте правильность по слайду. У кого все правильно помахали мне рукой.
8. «БИЛЕТИК НА ВЫХОД» (3мин)
А сейчас участники №1 и №3 достаньте листок бумаги А4 и разделите его пополам. Одну часть листка передайте партнерам по лицу. Получилось у каждого по одному листочку - «Билетики на выход». Запишите на них 3 важных правила умножении чисел, запись которых заканчивается нулями;
2 примера, которого можете решить самостоятельно;
1 вопрос, в чем вы затруднялись на уроке;
Оставьте свои билетики на Парковке.
«ТИМ ЧИР» А теперь дружно все встали, задвинули стулья и скажем «Мы можем»
9. Рефлексия учебной деятельности. /1-2 мин./
- Вспомните девиз нашего урока.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
- Как вы считаете добились ли мы цели поставленной в начале урока?
- Чему новому научились?
- Достигли мы успеха?
- Довольны ли вы своей работой?
– Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за работу!
Откройте дневники и запишите домашнее задание. (д/з на слайде)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.