СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательные:
  1. Изучение  внешнего и внутреннего строения желудка и 12-перстной кишки;
  2. Выяснение процесса пищеварения в желудке и 12-перстной кишке;
  3. Раскрытие свойств ферментов желудочного сока и сока  12-перстной кишки;
  4. Разъяснение заболеваний желудка и профилактики их возникновения;
  • Развивающие: 
  1. Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  2. Формирование умений работы на уроке с использованием компьютерных технологий.
  • Воспитательные:
  1. Воспитание и формирование здорового образа жизни (о влиянии алкоголя и никотина на пищеварение в желудке);
  2. Знакомство с режимом питания.

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке»

8класс.

Тема урока: Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке

Цели урока:

  • Образовательные:

  • Изучение внешнего и внутреннего строения желудка и 12-перстной кишки;

  • Выяснение процесса пищеварения в желудке и 12-перстной кишке;

  • Раскрытие свойств ферментов желудочного сока и сока 12-перстной кишки;

  • Разъяснение заболеваний желудка и профилактики их возникновения;

  • Развивающие:

  • Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;

  • Формирование умений работы на уроке с использованием компьютерных технологий.

  • Воспитательные:

  • Воспитание и формирование здорового образа жизни (о влиянии алкоголя и никотина на пищеварение в желудке);

  • Знакомство с режимом питания.

Тип урока: комбинированный.

  • Оборудование: 1. Таблица « Органы пищеварения», «Строение желудка». Компьютер. Электронное приложение. Магниты. Указка. Карточки.

  • Оформление доски: Тема урока. Схема. Таблица.

Структура урока.



  • Организационный момент.

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

  • Актуализация опорных знаний.

  • Проверка домашнего задания. (1.уровень.Вставьте пропущенное слово.2уровень. Выбери правильные ответы). Задания прилагаются.

2.Показать на себе местонахождение органов пищеварения.

1 уровень. Вставьте пропущенное слово:

  1. Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.

  2. Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________ , затем_________________ .

  3. Последними вырастают зубы ________________ .

  4. Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .

  5. В сутки выделяется более ____________ литра слюны.

  6. Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .

  7. Важную роль в ротовой полости играет _______________ .

  8. Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .

2 уровень. Выбери правильные ответы


  1. Вход в ротовую полость ограничивают:

  1. Губы;

  2. Зубы;

  3. Слюнные железы.

  1. Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

  1. Коронка;

  2. Шейка;

  3. Корень.

  1. Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

  1. Жиров;

  2. Углеводов;

  3. Белков.

  1. В ротовой полости слюна:

  1. Смачивает пищу,

  2. Убивает бактерии;

  3. Измельчает пищу.

  1. Перистальтика – это:

  1. Переваривание пиши;

  2. Раздражение рецепторов;

  3. Волнообразное сокращение стенок пищевода.

  1. Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

  1. Безусловных;

  2. Условных;

  3. Приобретённых.

  1. Всего у человека:

  1. 23 зуба;

  2. 33 зуба;

  3. 32 зуба.

  1. Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

  1. В желудок;

  2. В кишечник;

  3. В 12-перстную кишку.


2уровень. Выбери правильные ответы

1.Вход в ротовую полость ограничивают:

А) Губы;

Б) Зубы;

В) Слюнные железы.

  1. Орган зуба, скрытый в костной ячейке челюсти называют:

А) Коронка;

Б) Шейка;

В) Корень.

3.Под действием ферментов слюны происходит расщепление:

А) Жиров;

Б) Углеводов;

В) Белков.

4.В ротовой полости слюна:

А) Смачивает пищу,

Б) Убивает бактерии;

В) Измельчает пищу.

5. Перистальтика – это:

А) Переваривание пиши;

Б) Раздражение рецепторов;

В) Волнообразное сокращение стенок пищевода.

6.Рефлексы жевания и отделения слюны носят характер:

А) Безусловных;

Б) Условных;

В) Приобретённых.

7. Всего у человека:

А) 23 зуба;

Б) 33 зуба;

В) 32 зуба.

8.Пройдя по пищеводу комок пищи попадает:

А) В желудок;

Б) В кишечник;

В) В 12-перстную кишку



Дополнительные вопросы?

Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

Объясните выражение «Когда я ем - я глух и нем».

  • Изучение нового материала

  • Обсудим вместе. Если вкусовые рецепторы нас подвели, и мы съели все-таки некачественную пищу, то, как может организм защитится в этой ситуации?

  1. Строение желудка.

? На основе повторения знаний предыдущих курсов о животных ответьте на вопрос: «Куда пища попадает из пищевода?

После кратковременного пребывания во рту полужидкая пищевая масса, благодаря перистальтическим движениям пищевода, попадает в желудок - расширенную часть пищеварительной трубки верхнего отдела брюшной полости ( ВИДЕОфрагмент) Глотание

(Учитель подчеркивает, что проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе стенок. При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить, его функцию может выполнять часть кишки вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907году русский хирург П.А.Герцен, внук знаменитого революционера-демократа А.И.Герцена.)

? Почему желудок называют «хранилищем пищи» ?

Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.

«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л. (1,5кг).

Это интересно! У кошки со спичечный коробок, у коровы- 25 ведер.

Форма желудка у здорового человека может быть различной.

  • У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);

  • У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;

  • У лиц среднего телосложения – форму крючка.

Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.

Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.

Желудок имеет дно , тело и привратник.

  • Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям:

  • одни выделяют пищеварительные ферменты,

  • вторые – соляную кислоту,

  • третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.



  • Подслизистая основа желудка толстая, образована рыхлой соединительной тканью.

  • Мышечная оболочка желудка в отличии от других органов пищеварения трехслойная.

  • Первый слой – наружный продольный.

  • Средний – круговой.

  • Внутренний – косой слой, удерживающий желудок от растяжения.

  • Снаружи желудок покрыт брюшиной (соединительнотканной оболочкой - серозной).

2). Состав желудочного сока

Желудочный сок – жидкость, секретируемая желудочными железами и клетками эпителия слизистой оболочки желудка. Это бесцветная прозрачная жидкость, содержащая соляную кислоту(0,3-0,5%) и поэтому имеющую кислую реакцию ( рН 1,5-1,8). За сутки вырабатывается 2 литра этого сока.



Желудочный сок = соляная кислота +слизь + ферменты.



Желудочный сок






Вода

98-99%

Плотный остаток 1-2%

Органические вещества

Неорганические

вещества

Ферменты

Прочие вещества

-Хлориды

-Фосфаты

-Сульфаты

-Нитраты

-Соли железа

-Соляная кислота


Пищеварительные ферменты

Непищеварительные ферменты


-органические

кислоты

-белки

-слизь

(муцин)

-пепсин

-реннин

-гастриксин

-липаза

-лизоцим




  • Липаза – расщепляет жиры до глицерина и жирных кислот. Но действует он только на жиры, находящиеся в состоянии эмульсии (главным образом молоко). Поэтому желудочная липаза у взрослых людей большого значения не имеет.

  • Лизоцим – обладает бактерицидными свойствами.

    • Фермента, способного действовать на углеводы в составе желудочного сока нет.

    • Муцин (слизь) – выполняет защитную функцию – предохраняет желудок от механического, химического воздействия и самопереваривания.

    • Соляная кислота – активирует ферменты, створаживает молоко, стимулирует деятельность желудка, оказывает бактерицидное действие.

По мере проникновения желудочного сока в пищевую массу начинается желудочная фаза пищеварения, в течение которой главным образом происходит расщепление белка под действием фермента пепсина.

Желудочный сок, выделяемый на мясо, хлеб и молоко, имеет разную кислотность и содержит неодинаковые количества ферментов.

Рвотный рефлекс ,его значение

3. Пищеварение в 12- перстной кишке.

Из желудка пищевая кашица небольшими порциями поступает в тонкий кишечник, имеющий три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки общей длиной 5-7 м. Начальный и самый короткий отдел тонкого кишечника - двенадцатиперстная кишка длиной 25-30 см и диаметром 3-5 см.которую И.П Павлов назвал «умницей». Как вы думаете, почему? Поступление пищи в двенадцатиперстную кишку дозирует привратник. Как только содержимое пищи за ним приобретает кислую среду, привратник закрывает вход в кишечник. Постепенно среда становится щелочной и сфинктер привратника снова открывается. В полость кишки, имеющей подковообразный вид, открываются протоки двух самых больших пищеварительных желез - печени и поджелудочной железы. Печень - самая крупная железа человеческого организма массой до 2 кг. Она расположена в брюшной полости справа непосредственно под диафрагмой и состоит из четырех неравных долей. Ее верхняя сторона выпуклая, нижняя - слегка вогнутая. В центре нижней поверхности находятся ворота печени - место прохождения крупных кровеносных сосудов, нервов и желчных протоков. Там же располагается желчный пузырь — резервуар объемом 40—70 мл. Основу печени образуют многочисленные печеночные дольки. Железистый эпителий долек вырабатывает примерно 0,5-1,5 л желчи ежесуточно

Желчь — густоватая жидкость золотисто-желтого цвета. В ее состав входят желчные кислоты и пигменты (главным образом продукты распада гемоглобина), холестерин, минеральные соли. Основные функции желчи следующие: перевод жиров в эмульгированное состояние, создание щелочной среды в тонком кишечнике, усиление активности всех пищеварительных ферментов и в особенности липазы, активирование процесса всасывания продуктов расщепления жира и витамина К, вырабатываемого бактериями толстого отдела кишечника, усиление перистальтических движений кишечника. Процесс образования желчи непрерывен, а желчевыведение в полость двенадцатиперстной кишки происходит периодически и связано в основном с приемом пищи. Часть желчи скапливается в желчном пузыре, откуда ее запасы выделяются в кишечник при усиленном пищеварений. В случае закупорки желчного протока желчь в кишечник не выделяется, и жиры не усваиваются человеком.

В изгибе двенадцатиперстной кишки располагается поджелудочная железа. Она имеет вытянутую форму и внутри разделена перегородками на ряд долек. В железе различают головку, тело и хвост. Вдоль железы проходит общий проток, по которому поджелудочный сок, имеющий щелочную реакцию, выделяется в полость двенадцатиперстной кишки. Секреция поджелудочного сока начинается через 2-3минуты после приема пищи и продолжается 6-14 часов.В соке содержится полный набор ферментов, способных расщепить все виды сложных питательных веществ (биополимеров) до мономеров. Один из ферментов - трипсин - заканчивает начатое еще в желудке расщепление белков до аминокислот. Поджелудочная липаза расщепляет эмульгированные желчью жиры до конечных продуктов всасывания - глицерина и жирных кислот. Она наиболее активна в присутствии желчи. Поджелудочная амилаза осуществляет гидролиз сложных углеводов до дисахаридов, мальтаза - до моносахаридов. Ферменты поджелудочной железы сохраняют свою активность в щелочной среде при температуре тела.

4. Болезни желудка и их профилактика. (Сообщение ученика)

5. Режим питания (Сообщение ученика)

Закрепление нового материала:

1.Выполнение тестов из электронного приложения

2.Работа с тренажером.

Рефлексия.

Оценивание учащихся

Д/З П. 35, подготовить сообщения:

1. Барьерная роль печени. 2. Влияние курения и алкоголя на пищеварение









Сообщение на тему:


«Режим питания».

При съедании слишком большого количества пищи за один прием происходит переполнение желудка. Это затрудняет и нару­шает процесс пищеварения, так как выделяющиеся пищеваритель­ные соки не могут расщепить все питательные вещества, находя­щиеся в пище. Для нормального функционирования пищевари­тельной системы пища должна поступать в нее небольшими порциями через определенные промежутки времени. Наиболее бла­гоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25 % полагающейся в день пищи съедают за завтраком, 50 % - за обедом, а оставшиеся 25 % делят между полдником и ужином.
Есть следует в одни и те же часы через примерно равные промежутки времени. В этом случае образуются условные сокоотделительные рефлексы на время приема пищи. Пищеварительные соки начинают, таким образом, отделяться еще до еды, и поступающая пища усваивается значительно скорее и лучше, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Ужинать надо не позднее, чем за час-два до сна. Если этот промежуток вре­мени будет, меньше, то человек ляжет спасть с наполненным желудком, что повлечет за собой неспокойный сон, и организм не по­лучит нужного отдыха.



Влияние алкоголя на органы пищеварения

В литературе приводиться много сведений о вредном влиянии алкоголя на органы пищеварения. Установлена прямая связь между количеством потребляемого алкоголя и развитием панкреатина. Действие алкоголя на пищеварительный тракт реализуется несколькими путями.

Во – первых, растворенный алкоголь в виде принятых напитков поступает в непосредственный контакт со слизистой оболочкой полости рта, пищевода, желудка и кишечника.

Во – вторых, влияние алкоголя осуществляется через изменение состояния ЦНС, регулирующую функцию органов пищеварения.

В – третьих, влияние алкоголя может проявиться на клеточном уровне не обязательно за счет прямого контакта принятого алкоголя с эпителием слизистых оболочек, но и опосредованно через систему кровообращения.

И наконец, в – четвертых, нельзя не упомянуть о том, что в состоянии опьянения нередко грубо нарушается гигиена питания (употребление острых блюд, избыточное или недостаточное питание, неосторожное пользование плохо перевариваемыми продуктами и т.п.), в результате чего происходит дополнительное вредное действие на систему пищеварения. У людей, часто выпивающих, развивается заболевание слизистой оболочки желудка, протекающее с болями, - гастрит.

Курение и органы пищеварения

Поступая в полость рта, табачный дым вызывает раздражение языка, десен, твердого и мягкого неба, зева. Под влиянием табачного дыма трескается зубная эмаль. Зубы инфицируются гноеродными микробами, которые могут находиться в полости рта и носоглотки, разрушаются. Нередко изо рта курильщика распространяется неприятный запах. Табачный дым раздражает слюнные железы, вследствие чего при курении развивается обильное слюноотделение.

Установлено, что курение табака является одной из причин, предрасполагающих к развитию рака губ и языка. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), среди курящих показатель смертности от рака органов полости рта и пищевода почти в четыре раза выше, нежели в группе некурящих. Канцерогенную роль курения связывают как с механическим и термическим раздражителем слизистых оболочек (трение и давление мундштука папиросы и черенка трубки, ожоги тлеющими окурками), так и с химическим действием табачного дыма.

Вредное влияние на желудок и на другие органы пищеварительного тракта табак оказывает разными путями. Токсические компоненты табачного дыма могут поражать желудок опосредованно, через центральную нервную систему. Возможно прямое попадание табачных ядов вместе с заглатываемой в желудок слюной. Наконец, могут оказывать влияние яды, поступающие в органы пищеварения через кровеносную систему. Статистика отмечает наличие отчетливой связи между курением табака и распространением язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Смертность от этого заболевания в 3 — 4 раза больше у курящих сигареты, чем у некурящих. Прямое и непрямое (через нервную систему) раздражение слизистой оболочки желудка вызывает усиленное выделение желудочного сока с повышенной кислотностью. Систематическое раздражение желудка может в конце концов привести к развитию хронического воспаления слизистой оболочки и к гастриту. Часто повторяющееся и длительное время продолжающееся сужение кровеносных сосудов (что наблюдается у курильщиков) приводит к ухудшению питания желудка и может вызвать образование язвы.

Никотин тормозит сокращение (перистальтику) желудка и кишечника. При рентгенологическом исследовании можно увидеть, как тотчас же после выкуривания папиросы сокращения желудка резко замедляются, а иногда и совершенно прекращаются. Такое действие курения продолжается около получаса, а так как «нормальный» курильщик примерно через каждые полчаса принимается за новую папиросу, то нетрудно понять, что моторные (двигательные) функции кишечника будут у него практически все время понижены. Это — одна из причин ухудшения пищеварения и понижения аппетита, которые так часто наблюдаются у злостных курильщиков. Замедление перистальтики желудка и кишечника приводит к застою полупереваренных продуктов питания. Под влиянием никотина часто происходят непроизвольные спазмы (сокращения) в выводной части кишечника. Это затрудняет циркуляцию крови и может способствовать образованию геморроидальных узлов. Курение способствует геморроидальным кровотечениям. Пагубно действует оно и на печень. Французские ученые Жи и Пилон, длительное время окуривавшие табачным дымом кроликов, вызывали у этих животных изменения в печени, доходящие до полного перерождения. У курильщиков нередко наблюдается увеличение печени, проходящее при прекращении курения. Опубликованы наблюдения, показывающие, что хроническое курение в ряде случаев способно вызывать также заболевания поджелудочной железы. Риск заболеть раком поджелудочной железы у курильщиков по сравнению с некурящими повышен вдвое. Замечено, что течение хронических желудочно-кишечных заболеваний обостряется не только у курильщиков, но и у тех людей, которые вынуждены постоянно находиться в накуренном помещении.