СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль птиц в природе и в жизни человека птиц».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль птиц в природе и в жизни человека птиц».»

План-конспект урока – КВН « Многообразие птиц».

1.ФИО: Родичкина Айшат Магомедовна

2.Место работы: МОУ СОШ х.Клетский

3. Должность: учитель биологии

4. Предмет: «Биология»

5. Класс: 7А класс.

6. Цель урока:

создание условий для закрепления приобретенных знаний о многообразии, строении и значении птиц; формирования универсальных учебных действий под руководством учителя.

7. Задачи урока:

1. Образовательные: повторить и обобщить знания о строении и многообразии птиц; о среде обитания и приспособленности птиц к ней; о значении птиц в природе и жизни человека. 2. Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать и сравнивать; формировать навыки групповой работы. 

3. Воспитательные: формирование у учащихся чуткого отношения к живой природе, в том числе и к птицам..

8. Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

9. Методы урока: игровые технологии;

10. Формы работы учащихся: работа в группах.


11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, подключенный к сети

Интернет; мультимедийный проектор; ресурсы ЭОР (Слайды к уроку).

12. Оборудование: картины птиц, чучела птиц, инструктивные карточки.

13. План урока:

1. Организационный момент.

2. Представления команд. 3. Викторина: «Блиц – турнир».

4. Конкурс: «Систематика птиц».

Конкурс болельщиков: « Почему».

5. Конкурс: «Исправь ошибку».

Конкурс болельщиков: «Загадки».

6. Конкурс: «Заполни таблицу».

Конкурс болельщиков: «Знатоки пословиц»,

7. Конкурс: «Узнай меня».

8. Конкурс капитанов.



14. Ход урока:

Ребята, сегодня мы проведем заключительный, обобщающий урок по теме: «Птицы». На нашем уроке мы должны обобщить знания о строении и многообразии птиц; их роли в природе и жизни человека.

Проводить наш урок мы будем в форме игры в КВН. Класс будет поделен на 2 команды игроков, команду болельщиков и жюри. Каждая играющая команда предварительно получила домашнее задание: дать название команде, выбрать ее капитана и девиз, нарисовать рисунки птиц. Скорее же познакомимся с нашими игроками. Итак, первая команда, ваш выход!

- Вторая команда, представьтесь пожалуйста!

Первым конкурсом нашей игры является викторина, которая будет проходить в виде Блиц – турнира. Каждой команде, по очереди, будет задаваться вопрос на который она должна дать ответ в течении 1 минуты (очень быстро). За каждый правильный ответ дается 1 балл. Если команда отвечает неверно, то может ответить и получить дополнительный балл другая команда.

1 конкурс: Блиц - турнир 1.Самая большая птица в мире?  (Страус). 2.Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.) 3.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.) 4.Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова) 5.Эту птицу называют пернатой кошкой. (Сова) 6.Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)                                      

7.Какие птицы не высиживают яиц?(Кукушки.)                                                         8.Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы) 9. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа)

10. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).                                                    

11.Эта птица самая маленькая в мире, может  опылять растения? (Колибри).            

12. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)                                           13.Самая маленькая птица нашей страны.  (Королек)                                                  14.Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)                                                 15.Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре – 60-70 градусов? (Императорский пингвин).                                                            16.Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)                                                                                                     17.Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

18. У кого бывает исполнение «свадебных песен» - токование? ( у глухарей)

19.Птица, которая хорошо подражает голосам другим птиц (особенно хищных) и самым разнообразным звукам (сойка)

20. Какая птица высиживает яйцо на ногах, прижимая к брюху? (пингвин)


- Уважаемое жюри, скажите, сколько баллов набрала каждая команда.


2 конкурс: «Систематика птиц».


Команды одновременно получают список птиц, которых нужно распределить по отрядам за определенное время – 5 минут. За каждый правильный ответ дается 1 балл.


Список птиц: синица, утка – кряква, цапля серая, фазан, иволга, лебедь – шипун, аист белый, дрозд – рябинник, рябчик, ястреб – перепелятник, филин, казарка, сойка, сплюшка, пустельга, перепелка.



отряд Воробьиные

отряд Гусеобразные

отряд Дневные хищные

отряд Ночные хищные

отряд Куриные

отряд

Аисто-

образные












- Пока игроки выполняют полученное задание, команда болельщиков будет отвечать на шуточные вопросы.

Конкурс болельщиков: « Почему»



  1. СТАЙНЫЕ ПТИЦЫ ( воробьи, вороны, галки и др.) никогда не садятся на опорах, например на проводах, близко друг другу, а придерживаются некоторого интервала Почему?


( промежутки между птицами необходимы для того, чтобы при синхронном взлете а именно эти птицы взлетают одновременно, они имели возможность работать крыльями)

  1. Когда птица поет громче: в полете или сидя на ветке? Ответ обьясните


( в полете, т.к. птица при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки и воздух более сильной струей поступает затем в голосовой аппарат птицы)

3 конкурс: «Исправь ошибку»

Командам дается текст, в котором они должны найти ошибки и исправить их. Время выполнения задания – 5 минут. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Тело птиц покрыто перьями: контурными, пуховыми и пухом.

2) Кожа у птиц влажная и содержит много потовых и сальных желез.

3) У птиц 3х камерное сердце и состоит из 2х предсердий и 1 желудочка.

4) Органы дыхания у птиц – легкие и воздушные мешки.

5) Размножение у птиц происходит путем откладывания яиц, необходима инкубация.

6) У птиц с гнездовым типом развития появляются птенцы опушенные, зрячие, способные самостоятельно ходить за матерью.

  • А пока ребята выполняют задание, команда болельщиков будет отгадывать загадки.

Конкурс болельщиков: «Загадки».

1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (сорока)

2. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)

3. Еще в низинах снег и лед, но небеса весенние, а он летает и поет блистая оперением (жаворонок)

4. Он по-рабочему одет, удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка (дятел)

5. Проживает в странах жарких, а не в жарких – в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, потому что хвост красив. Им любуется он сам и показывает нам (павлин)

6. Не ворона, не лисица, как зовется эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку» (кукушка)

7. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли)

8. Я весь день ловлю жуков, поедаю червяков, в край далекий не летаю, под карнизом обитаю (воробей)

9. Без рук, без топоренка построена избенка?

10. Эту птицу знает каждый. На шесте ее дворец. Червяков птенцам таскает, суетясь с конца в конец (скворец)


4 Конкурс: «Заполни таблицу».

Каждая команда получает задание – не полностью заполненную таблицу, в пустые колонки которой они должны вписать ответы за 5 минут.

Отряд птиц

Представители отряда

Характерные признаки отряда


Сова, филин, сыч, сплюшка.

1.

2.

3.

4.

5.

Куриные


1.

2.

3.

4.

5.



1. клюв широкий и плоский, шея длинная и гибкая.

2. ноги короткие; имеют плавательные перепонки между пальцами .

3. водоплавающие птицы.

4. перья не смачиваются водой.

5.выводковый тип развития.



Цапля, аист, журавль

1.

2.

3.

4.

5.



- И пока игроки заняты делом, наши болельщики вспомнят пословицы про птиц.

Конкурс болельщиков: «Знатоки пословиц».

  1. Плоха та птица, … (- которой гнездо свое не мило).

  2. Слово не воробей, … (- вылетит, не поймаешь).

  3. Лучше синица в руках, … (- чем журавль в небе).

  4. Гусь свинье … (- не товарищ).

  5. Старого воробья…(- на мякине не проведешь).

  6. На чужой сторонушке, … (- рад своей воронушке).

  7. Ворон ворону, …(- глаз не выклюнет).

  8. Всяк кулик, … (- свое болото хвалит).

  9. Против сотни воробьёв довольно … (- одного ястреба)

  10. Лучше слушать одного соловья, чем …  (- стаю воробьёв).

5 Конкурс: «Узнай меня».

 Вам нужно по описанию узнать  птиц. Командам по очереди зачитывается про одну птицу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц  острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 –15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (Сова)

2.Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает  до 750 – 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители. ( Дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)

4. Эта птица имеет своеобразное строение клюва, с помощью которого она быстро и ловко раскрывает шишки хвойных деревьев. С урожаем связано и размножение птиц. Так как семена хвойных созревают только зимой, то и гнездиться и выводить своих птенцов они начинают в это самое время. Что это за птица? (Клест).

5. Эта птица обитает только на быстрых ручьях и реках с каменистым дном и чистой водой. Строит гнездо около воды. Добывает корм под водой. Оперение необычайно плотное и обильно смазано жиром, ноздри и уши закрываются клапанами. Ныряет на глубину до 1,5 м и пробегает по дну до 20 м. Нырять в стоячую воду не может. Корм – водные беспозвоночные. (Оляпка)

6 Конкурс капитанов.


1. «Третий лишний» (капитаны вытягивают карточку с заданием)

  1. Кряква, казарка, синица (по семейству)

  2. Воробей, цапля, сойка (по семейству)

  3. Орел, дятел, фазан (по типу развития)

  4. Лебедь, сова, голубь (по типу развития)


2. «Значение птиц».

  1. Сойки и кедровки делают запасы на зиму. Какова их роль в природе и в жизни растений? (т.о. они распространяют плоды и семена).


  1. Вороны, галки, сороки часто кормятся на помойках и свалках. Какую пользу они при этом приносят? (эти птицы являются санитарами).

  2. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается. Чем это можно объяснить? (хищные птицы регулируют численность популяций жертвы, уничтожая в первую очередь больных и ослабленных особей. При уменьшении числа хищных птиц, в популяциях жертв происходит увеличение числа больных животных, что может привести к зарожению и массовой гибели в популяциях жертв).


  1. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные, молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.).


Наш урок подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги (Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

 Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение –

«Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось  нам встречать ВЕСНУ!