МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ТЕМА: «УГЛЕВОДЫ»
ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ»
Автор: преподаватель химии,
биологии, естествознания,
экологических основ природопользования
Черкашина Наталья Олеговна
Феодосия
2021
Введение
Методическая разработка «Углеводы», предназначена для проведения занятий по дисциплине «Химия», для студентов, обучающихся по специальности «Поварское и кондитерское дело». Данный урок целесообразно проводить при изучении раздела «Органическая химия».
Выбор методической разработки «Углеводы» осуществлялся с учетом следующих критериев:
1.Актуальность
Углеводы– природные органические соединения, состоящие из молекул углерода и воды. Для нашего организма углеводы являются основным «топливом», обеспечивающим энергией все процессы, происходящие в теле человека. Организм способен запасать углеводы в виде гликогена, который откладывается в печени и мышцах. С химической точки зрения углеводы подразделяют на моно - , ди — и полисахариды с биологической - на простые и сложные. С древних времен для удовлетворения своих потребностей человек начал активно использовать продукты, содержащие углеводы для приготовления пищи, основу составляли: овощи и злаковые культуры, а единственным подсластителем был мед. Необходимо отметить, что в этот период процент народонаселения, страдающего сахарным диабетом достигал 3, а вот ожирение практически не наблюдалось. Сегодня, в современном мире, когда около 30% населения планеты страдает ожирением, а 25% - сахарным диабетом — актуальной становится проблема «правильного питания». Все знают о вреде мучной и сладкой пищи для фигуры и здоровья. Употребление продуктов, богатых так называемыми «простыми углеводами», может оказывать на организм влияние, которое многие диетологи отмечают, как «наркотическое».
Сахарный диабет — хроническая болезнь, вызванная нарушением обменных процессов из-за дефицита синтеза инсулина и повышения сахара в крови. Заболевание может привести к развитию ряда серьёзных патологий.
Какая бы форма сахарного диабета не была у больного, нужно избегать продуктов, высокосодержащих простые углеводы, животные жиры и соли. В меню диабетика должны входить продукты с достаточным количеством омега-кислот, клетчатки, витаминов и микроэлементов и, конечно, никакого сахара! Несмотря на это, употребление углеводов является важной частью нашего рациона. И полное их исключение на длительный срок может привести к проблемам организма.
Учитывая выше сказанное , для правильного составления рациона питания будущему специалисту необходимо знать физические, химические и биологические свойства органических веществ класса «Углеводы». Так же необходим отметить, что проблема «рационального питания» - является актуальной не только для специалистов в области пищевых технологии , но и для всего народонаселения планеты — ведь именно показатель «продолжительность жизни» является основой понятия «качество жизни», которое свидетельствует о уровни развития страны мира.
2. Практическая значимость
Предложенная методическая разработка урока может быть применена в профессиональной деятельности преподавателей СПО по дисциплинам «Естествознание», «Химия»*, «Биология»*, а так же учителей общеобразовательных школ по аналогичным дисциплинам*.
3.Перспектитвность
Внедрение в практику обучения основ компетентностного подхода и информационно -коммуникационнных технологий, дает возможность решить проблему, связанную с неумением студентов использовать полученные в ходе урока теоретические знания в бытовой и профессиональной деятельности.
Предложенный урок построен таким образом, что студенты сами выводят тему урока и основные цели урока.
Так же построение урока основано на использовании кейс- технологии и элементов инфографики, - что, в свою очередь, значительно повышает заинтересованность студентов темой урока .
Ожидаемые результаты:
1.Осознание студентами практических знаний по теме «Углеводы »;
2. Развитие познавательных способностей у студентов для последующего самостоятельного изучения поставленной проблемы;
3.Формирование осмысленного подхода при выборе продуктов питания, как для профессионального так и для бытового использования ;
4. Воспитание умения самооценки, целеустремлённости, активности, инициативности;
5. Повышение уровня культуры питания, стремления к ЗОЖ.
Аналитическая часть
Новые времена ставят новые задачи. На протяжении большого отрезка времени тема рационального питания , к которым в свою очередь, относится правильное - использование продуктов с высоким содержанием углеводов , изучалась студентами поверхностно и без учета химической составляющей. Сегодня ситуация значительно изменилась, современным обучающимся системы СПО необходимо познакомится не только с сахарозой , полученной в ходе «примитивной» реакции , - а с целым рядом соединений с учетом их основных физических и химических свойств, биологического смысла, практическим применением в бытовой и профессиональной деятельности.
Особое внимание необходимо уделить профилактики заболеваний, вызванных неконтролируемым потреблением продуктов с высоким гликемическим индексом , как взрослым народонаселением так и детьми. Ведь по данным ВОЗ значительно участились случаи заболевания сахарным диабетом и ожирением среди детей.
Использование в ходе урока образцов основных углеводов позволит тщательно изучить их физико-химические свойства, а так же даст возможность рассмотреть варианты «грамотного» использования в последующей профессиональной деятельности.
Студент техникума на сегодняшний день должен не только владеть некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное активно использовать полученные знания и умения в профессиональной и бытовой деятельности, ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.
На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого студенты активно участвовали в процессе обучения, самостоятельно анализировали и оценивали свои знания и умения, находили способы устранения ошибки.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, на уроке необходимо активно чередовать различные виды деятельности. Так как на уроке предполагалось изучение нового материала - тип урока был выбран «урок усвоения новых знаний» . Форма урока – беседа с элементами проблемного изложения позволяет создает предпосылки развития профессионально-значимых качеств студентов, например, способности структурировать материал, выделять главное, формировать свою точку зрения, а так же умение её «защитить» перед аудиторией. Для визуализации нового материала использовались средства инфографики : красочная мультимедийная презентация, а так же для систематизации новых знаний использовались схемы, таблицы.
Для проведения урока использовалась кейс- технология, которая позволила «разбить» новый материал на несколько кейсов (блоков), - что в свою очередь обеспечило высокий уровень познавательной активности студентов на протяжении всего занятия. Так же на уроке присутствует метод проектов, который, в свою очередь, демонстрирует самостоятельную научно- исследовательскую деятельность студентов.
Цели урока:
Обучающая:
изучить класс органических соединений «Углеводы»;
Развивающая:
развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине и применение полученных знаний в последующей профессиональной деятельности.
Воспитательная :воспитывать стремление к здоровому образу жизни, способствовать повышению уровня культуры питания.
Задачи урока
дать определение понятию «углеводы»;
дать краткую физико-химическую характеристику органическим соединениям класса «Углеводы»;
рассмотреть основные области промышленного применения «Углеводов»;
выяснить биологический смысл органических соединений класса «Углеводы».
Метапредметные связи : математика, ОБЖ, БЖ, физическая культура, микробиология, физиология питания , санитария и гигиена.
Оборудование : письменные принадлежности, учебник, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ПК, мультимедийный проектор, образцы веществ, инвентарь для проведения экспериментальной части.
Практическая часть
Ход урока.
ПЛАН УРОКА :
1 Организационный момент
Приветствие, проверка готовности студентов к уроку ( наличие учебников, образцов веществ, раздаточного материала( бланков)), проведение техники безопасности .(1 минута).
2. Актуализация опорных знаний;
Проведение минидискуссии «Основные классы кислородсодержащих органических соединений», просмотр кросс – вопроса , выведение темы урока, знакомство с планом проведения урока. (2 минуты)
3. Мотивация
Научиться правильно использовать продукт питания в бытовой и профессиональной деятельности. (1минута)
4. Кейс 1. Углеводы. Классификация.
4.1 Изучение нового материала
Работа с учебником ( выписать определение углеводов в бланк), работа с мультимедийной презентаций для изучения подраздела «Классификация углеводов».Заполнение схемы в приложении 1. (6 минут)
4.2 Первичное закрепление изученного материала
Для проведения этапов первичного закрепления материала студентам предлагается выполнить задания, расположенные на бланке ( Приложение 2). Для проведения этапа первичного закрепления изученного по кейсу 1 обучающиеся выполняют задание 1, где необходимо заполнить пропуски в таблице. На выполнение задания отводится 4 минуты времени , далее путем самопроверки студенты выставляют баллы за выполнение задание . ( за каждый правильный ответ, студент получает 6 баллов). Максимальное количество баллов по итогам 1-го задания -60.
5. Кейс2. Краткая физико-химическая характеристика, области применения основных представителей класса «Углеводы»;
5.1 Изучение нового материала
Для изучения физико-химических свойств углеводов используется мультимедийная презентация. Студенты заполняют схему в Приложении 3.
Для изучения физико-химических свойств используются образцы веществ и химический инвентарь для демонстрации опытной части. (10 минут)
5.2. Первичное закрепление изученного материала ;
В приложении 2, студенты выполняют задание 2, где представлены задачи по выбору ( 1 и 2 – в сумме студент может набрать 16б, или задача 3 – по итогам решения которой студент может набрать 16. Выбор заданий осуществляется студентом). Осуществляется самопроверка правильности выполнения задач . (3минуты).
6. Физминутка.(1 минута)
7. Кейс 3 Биологический смысл органических соединений класса «Углеводы».
7.1 Изучение нового материала
Знакомство с биологической классификацией углеводов ( мультимедийная презентация 2 минуты)
Минипроект «Функции углеводов в организме человека» - (3минуты).
Минипроект «Скрытый сахар» - (4 минуты).
Минипроект «Сахарный диабет» - (4 минуты ).
7.2 Первичное закрепление изученного материала.
Приложение 2. Задание 3 . Задание выполняется согласно варианта ( вариантов 6)
Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем самопроверки - максимальное количество баллов – 24б. На выполнение задания отводится 3 минуты.
8. Выдача домашнего задания. (2 минуты)
Оформить конспект( вклеить схемы), выучить определение углеводов и химические формулы
подготовить сообщение «Гликемический индекс продуктов питания»,
составить список 10 продуктов с самым высоким гликимеческим индексом и 10 продуктов с самым низким гликемическим индексом.
19. Подведение итога урока.
Выставление оценок ( путем определения общего количества баллов приложение 3)
Фронтальный опрос.
Тема урока?
К моносахаридам относят ?
К полисахаридам относят?
К дисахаридам относят?
При расщеплении 1г углеводов образуется ?
Приложение 1.
Углеводы - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УГЛЕВОДЫ
Приложение 2. ФИО______________________________________________________
Задание1 ( КЕЙС 1). Заполните пропуски в таблице.
Название | Класс | Химическая формула | Молекулярная масса г/моль* |
Глюкоза | | | 180 |
Фруктоза | Моносахариды | | |
| Олигосахариды | С12Н22О11 | |
Целлюлоза (клетчатка) | | | 162г/моль |
| Полисахариды | (С6Н10О5)n | |
* - для полисахаридов приведена молекулярная масса 1-го звена
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ полагается 6 баллов.
Сумма баллов за 1-е задание ____________.
Задание 2 (КЕЙС 2). Решите задачи
1. Определите массу 5 моль глюкозы.
2.Определите массу 8 моль сахарозы
ИЛИ
3. Определите массу сахарозы необходимую для приготовления 100 г сахарного сиропа если известно, что массовая доля сахарозы в растворе равна 20%.
Критерии оценивания:
За правильно решенные задачи 1 и 2 полагается по 8 баллов. За правильно решенную задачу 3 полагается 16 баллов.
Сумма баллов за 2-е задание ____________.
Задание 3 (КЕЙС 3). Вариант_____.
Определите, сколько граммов сахара содержит продукт и какое количество калорий в нем (продукте) приходится на углеводы.
ПРОДУКТ ____________________, КОЛИЧЕСТВО КУБИКОВ САХАРА _____
1 КУБИК САХАРА – 5 г
Критерии оценивания:
За правильно решенное задание 3 – полагается 24баллов.
Баллы за выполнение 3-го задания ____________.
Общий балл за выполнение всех заданий _____________
Критерии оценивания ( для выставления оценки за урок).
Количество баллов | Оценка |
0-59 | 2 |
60-74 | 3 |
75-89 | 4 |
90-100 | 5 |
ОЦЕНКА ЗА УРОК _________
Приложение 3.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА «УГЛЕВОДЫ»
Название | Глюкоза |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Название | Фруктоза |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Название | Сахароза |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Название | Фруктоза |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Название | Целлюлоза (клетчатка) |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Название | Крахмал |
Химическая формула | |
Цвет | |
Отношение к воде | |
Химические свойства | |
Заключение
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, владеть современными технологиями, уметь их применять в профессиональной и бытовой жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь использовать теоретические знания на практике, уметь адекватно себя оценивать, заботиться о состоянии здоровья как своем так и окружающих.
В процессе реализации материала представленного в методической разработке подтвердились следующие результаты: осознание студентами практической значимости знаний по теме «Углеводы ». Были созданы условия для формирования и развития познавательных способностей у студентов, а также для дальнейшего самостоятельного усовершенствования знаний по теме. При изучении темы по данной проблеме осуществлялось развитие логического мышления и творческих способностей студентов, воспитание гражданской позиции и основ культуры питания и ЗОЖ, ответственности, самостоятельности и самокритичности при выполнении заданий.
Список литературы
1.Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
2.Российский образовательный портал www.edu.ru
3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
5. Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для вузов / Г. М. Чернобельская. – М. Владос, 2000. – 335 с.
6. Методика преподавания химии», Н.Е. Кузнецова, М., Просвещение, 2018
7. Макареня А.А., Обухов В.Н. «Методология химии» М., Просвещение,2019
8. Зайцев, О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов / О. С. Зайцев. – М. Владос, 2019. – 383 с.
9.Программы для общеобразовательных учреждений Химия. 8 - 11 кл. / Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. – Изд. 2-е., доп. – М. Дрофа, 2019. – 288 с.
10.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 336с.