СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока на тему "Углеводы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока на тему "Углеводы"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

«Феодосийский техникум строительства и курортного сервиса»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА: «УГЛЕВОДЫ»

ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ»






Автор: преподаватель химии,

биологии, естествознания,

экологических основ природопользования

Черкашина Наталья Олеговна



















Феодосия

2021

Введение

Методическая разработка «Углеводы», предназначена для проведения занятий по дисциплине «Химия», для студентов, обучающихся по специальности «Поварское и кондитерское дело». Данный урок целесообразно проводить при изучении раздела «Органическая химия».

Выбор методической разработки «Углеводы» осуществлялся с учетом следующих критериев:

1.Актуальность

Углеводыприродные органические соединения, состоящие из молекул углерода и воды. Для нашего организма углеводы являются основным «топливом», обеспечивающим энергией все процессы, происходящие в теле человека. Организм способен запасать углеводы в виде гликогена, который откладывается в печени и мышцах. С химической точки зрения углеводы подразделяют на моно - , ди — и полисахариды с биологической - на простые и сложные. С древних времен для удовлетворения своих потребностей человек начал активно использовать продукты, содержащие углеводы для приготовления пищи, основу составляли: овощи и злаковые культуры, а единственным подсластителем был мед. Необходимо отметить, что в этот период процент народонаселения, страдающего сахарным диабетом достигал 3, а вот ожирение практически не наблюдалось. Сегодня, в современном мире, когда около 30% населения планеты страдает ожирением, а 25% - сахарным диабетом — актуальной становится проблема «правильного питания». Все знают о вреде мучной и сладкой пищи для фигуры и здоровья. Употребление продуктов, богатых так называемыми «простыми углеводами», может оказывать на организм влияние, которое многие диетологи отмечают, как «наркотическое».

Сахарный диабет — хроническая болезнь, вызванная нарушением обменных процессов из-за дефицита синтеза инсулина и повышения сахара в крови. Заболевание может привести к развитию ряда серьёзных патологий.

Какая бы форма сахарного диабета не была у больного, нужно избегать продуктов, высокосодержащих простые углеводы, животные жиры и соли. В меню диабетика должны входить продукты с достаточным количеством омега-кислот, клетчатки, витаминов и микроэлементов и, конечно, никакого сахара! Несмотря на это, употребление углеводов является важной частью нашего рациона. И полное их исключение на длительный срок может привести к проблемам организма.

Учитывая выше сказанное , для правильного составления рациона питания будущему специалисту необходимо знать физические, химические и биологические свойства органических веществ класса «Углеводы». Так же необходим отметить, что проблема «рационального питания» - является актуальной не только для специалистов в области пищевых технологии , но и для всего народонаселения планеты — ведь именно показатель «продолжительность жизни» является основой понятия «качество жизни», которое свидетельствует о уровни развития страны мира.



2. Практическая значимость

Предложенная методическая разработка урока может быть применена в профессиональной деятельности преподавателей СПО по дисциплинам «Естествознание», «Химия»*, «Биология»*, а так же учителей общеобразовательных школ по аналогичным дисциплинам*.

3.Перспектитвность

Внедрение в практику обучения основ компетентностного подхода и информационно -коммуникационнных технологий, дает возможность решить проблему, связанную с неумением студентов использовать полученные в ходе урока теоретические знания в бытовой и профессиональной деятельности.

Предложенный урок построен таким образом, что студенты сами выводят тему урока и основные цели урока.

Так же построение урока основано на использовании кейс- технологии и элементов инфографики, - что, в свою очередь, значительно повышает заинтересованность студентов темой урока .

Ожидаемые результаты:

1.Осознание студентами практических знаний по теме «Углеводы »;

2. Развитие познавательных способностей у студентов для последующего самостоятельного изучения поставленной проблемы;

3.Формирование осмысленного подхода при выборе продуктов питания, как для профессионального так и для бытового использования ;

4. Воспитание умения самооценки, целеустремлённости, активности, инициативности;

5. Повышение уровня культуры питания, стремления к ЗОЖ.


Аналитическая часть


Новые времена ставят новые задачи. На протяжении большого отрезка времени тема рационального питания , к которым в свою очередь, относится правильное - использование продуктов с высоким содержанием углеводов , изучалась студентами поверхностно и без учета химической составляющей. Сегодня ситуация значительно изменилась, современным обучающимся системы СПО необходимо познакомится не только с сахарозой , полученной в ходе «примитивной» реакции , - а с целым рядом соединений с учетом их основных физических и химических свойств, биологического смысла, практическим применением в бытовой и профессиональной деятельности.

Особое внимание необходимо уделить профилактики заболеваний, вызванных неконтролируемым потреблением продуктов с высоким гликемическим индексом , как взрослым народонаселением так и детьми. Ведь по данным ВОЗ значительно участились случаи заболевания сахарным диабетом и ожирением среди детей.

Использование в ходе урока образцов основных углеводов позволит тщательно изучить их физико-химические свойства, а так же даст возможность рассмотреть варианты «грамотного» использования в последующей профессиональной деятельности.

Студент техникума на сегодняшний день должен не только владеть некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но главное активно использовать полученные знания и умения в профессиональной и бытовой деятельности, ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий.

На представляемом уроке использован деятельностный метод обучения, в результате которого студенты активно участвовали в процессе обучения, самостоятельно анализировали и оценивали свои знания и умения, находили способы устранения ошибки.

Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, на уроке необходимо активно чередовать различные виды деятельности. Так как на уроке предполагалось изучение нового материала - тип урока был выбран «урок усвоения новых знаний» . Форма урока – беседа с элементами проблемного изложения позволяет создает предпосылки развития профессионально-значимых качеств студентов, например, способности структурировать материал, выделять главное, формировать свою точку зрения, а так же умение её «защитить» перед аудиторией. Для визуализации нового материала использовались средства инфографики : красочная мультимедийная презентация, а так же для систематизации новых знаний использовались схемы, таблицы.

Для проведения урока использовалась кейс- технология, которая позволила «разбить» новый материал на несколько кейсов (блоков), - что в свою очередь обеспечило высокий уровень познавательной активности студентов на протяжении всего занятия. Так же на уроке присутствует метод проектов, который, в свою очередь, демонстрирует самостоятельную научно- исследовательскую деятельность студентов.


Цели урока:

Обучающая:

изучить класс органических соединений «Углеводы»;

Развивающая:

развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине и применение полученных знаний в последующей профессиональной деятельности.

Воспитательная :воспитывать стремление к здоровому образу жизни, способствовать повышению уровня культуры питания.

Задачи урока

  1. дать определение понятию «углеводы»;

  2. дать краткую физико-химическую характеристику органическим соединениям класса «Углеводы»;

  3. рассмотреть основные области промышленного применения «Углеводов»;

  4. выяснить биологический смысл органических соединений класса «Углеводы».

Метапредметные связи : математика, ОБЖ, БЖ, физическая культура, микробиология, физиология питания , санитария и гигиена.

Оборудование : письменные принадлежности, учебник, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ПК, мультимедийный проектор, образцы веществ, инвентарь для проведения экспериментальной части.


Практическая часть

Ход урока.

ПЛАН УРОКА :

1 Организационный момент

Приветствие, проверка готовности студентов к уроку ( наличие учебников, образцов веществ, раздаточного материала( бланков)), проведение техники безопасности .(1 минута).

2. Актуализация опорных знаний;

Проведение минидискуссии «Основные классы кислородсодержащих органических соединений», просмотр кросс – вопроса , выведение темы урока, знакомство с планом проведения урока. (2 минуты)

3. Мотивация

Научиться правильно использовать продукт питания в бытовой и профессиональной деятельности. (1минута)

4. Кейс 1. Углеводы. Классификация.

4.1 Изучение нового материала

Работа с учебником ( выписать определение углеводов в бланк), работа с мультимедийной презентаций для изучения подраздела «Классификация углеводов».Заполнение схемы в приложении 1. (6 минут)

4.2 Первичное закрепление изученного материала

Для проведения этапов первичного закрепления материала студентам предлагается выполнить задания, расположенные на бланке ( Приложение 2). Для проведения этапа первичного закрепления изученного по кейсу 1 обучающиеся выполняют задание 1, где необходимо заполнить пропуски в таблице. На выполнение задания отводится 4 минуты времени , далее путем самопроверки студенты выставляют баллы за выполнение задание . ( за каждый правильный ответ, студент получает 6 баллов). Максимальное количество баллов по итогам 1-го задания -60.

5. Кейс2. Краткая физико-химическая характеристика, области применения основных представителей класса «Углеводы»;

5.1 Изучение нового материала

Для изучения физико-химических свойств углеводов используется мультимедийная презентация. Студенты заполняют схему в Приложении 3.

Для изучения физико-химических свойств используются образцы веществ и химический инвентарь для демонстрации опытной части. (10 минут)

5.2. Первичное закрепление изученного материала ;

В приложении 2, студенты выполняют задание 2, где представлены задачи по выбору ( 1 и 2 – в сумме студент может набрать 16б, или задача 3 – по итогам решения которой студент может набрать 16. Выбор заданий осуществляется студентом). Осуществляется самопроверка правильности выполнения задач . (3минуты).

6. Физминутка.(1 минута)

7. Кейс 3 Биологический смысл органических соединений класса «Углеводы».

7.1 Изучение нового материала

Знакомство с биологической классификацией углеводов ( мультимедийная презентация 2 минуты)

Минипроект «Функции углеводов в организме человека» - (3минуты).

Минипроект «Скрытый сахар» - (4 минуты).

Минипроект «Сахарный диабет» - (4 минуты ).

7.2 Первичное закрепление изученного материала.

Приложение 2. Задание 3 . Задание выполняется согласно варианта ( вариантов 6)

Проверка правильности выполнения задания осуществляется путем самопроверки - максимальное количество баллов – 24б. На выполнение задания отводится 3 минуты.

8. Выдача домашнего задания. (2 минуты)

Оформить конспект( вклеить схемы), выучить определение углеводов и химические формулы

подготовить сообщение «Гликемический индекс продуктов питания»,

составить список 10 продуктов с самым высоким гликимеческим индексом и 10 продуктов с самым низким гликемическим индексом.

19. Подведение итога урока.

Выставление оценок ( путем определения общего количества баллов приложение 3)

Фронтальный опрос.

Тема урока?

К моносахаридам относят ?

К полисахаридам относят?

К дисахаридам относят?

При расщеплении 1г углеводов образуется ?





















Приложение 1.

Углеводы - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




УГЛЕВОДЫ








































Приложение 2. ФИО______________________________________________________

Задание1 ( КЕЙС 1). Заполните пропуски в таблице.

Название

Класс

Химическая формула

Молекулярная масса г/моль*

Глюкоза



180

Фруктоза

Моносахариды




Олигосахариды

С12Н22О11


Целлюлоза (клетчатка)



162г/моль


Полисахариды

6Н10О5)n


* - для полисахаридов приведена молекулярная масса 1-го звена

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ полагается 6 баллов.

Сумма баллов за 1-е задание ____________.


Задание 2 (КЕЙС 2). Решите задачи

1. Определите массу 5 моль глюкозы.



2.Определите массу 8 моль сахарозы



ИЛИ

3. Определите массу сахарозы необходимую для приготовления 100 г сахарного сиропа если известно, что массовая доля сахарозы в растворе равна 20%.






Критерии оценивания:

За правильно решенные задачи 1 и 2 полагается по 8 баллов. За правильно решенную задачу 3 полагается 16 баллов.


Сумма баллов за 2-е задание ____________.


Задание 3 (КЕЙС 3). Вариант_____.

Определите, сколько граммов сахара содержит продукт и какое количество калорий в нем (продукте) приходится на углеводы.

ПРОДУКТ ____________________, КОЛИЧЕСТВО КУБИКОВ САХАРА _____

1 КУБИК САХАРА – 5 г




Критерии оценивания:

За правильно решенное задание 3 – полагается 24баллов.

Баллы за выполнение 3-го задания ____________.

Общий балл за выполнение всех заданий _____________

Критерии оценивания ( для выставления оценки за урок).


Количество баллов

Оценка

0-59

2

60-74

3

75-89

4

90-100

5



ОЦЕНКА ЗА УРОК _________







































Приложение 3.

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА «УГЛЕВОДЫ»

Название

Глюкоза

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства



Название

Фруктоза

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства



Название

Сахароза

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства



Название

Фруктоза

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства



Название

Целлюлоза (клетчатка)

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства



Название

Крахмал

Химическая формула


Цвет


Отношение к воде


Химические свойства




Заключение

Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию, владеть современными технологиями, уметь их применять в профессиональной и бытовой жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь использовать теоретические знания на практике, уметь адекватно себя оценивать, заботиться о состоянии здоровья как своем так и окружающих.

В процессе реализации материала представленного в методической разработке подтвердились следующие результаты: осознание студентами практической значимости знаний по теме «Углеводы ». Были созданы условия для формирования и развития познавательных способностей у студентов, а также для дальнейшего самостоятельного усовершенствования знаний по теме. При изучении темы по данной проблеме осуществлялось развитие логического мышления и творческих способностей студентов, воспитание гражданской позиции и основ культуры питания и ЗОЖ, ответственности, самостоятельности и самокритичности при выполнении заданий.































Список литературы


1.Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/

2.Российский образовательный портал www.edu.ru

3.Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/

4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru

5. Чернобельская, Г. М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для вузов / Г. М. Чернобельская. – М. Владос, 2000. – 335 с.

6. Методика преподавания химии», Н.Е. Кузнецова, М., Про­свещение, 2018

7. Макареня А.А., Обухов В.Н. «Методология химии» М., Просвещение,2019

8. Зайцев, О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов / О. С. Зайцев. – М. Владос, 2019. – 383 с.

9.Программы для общеобразовательных учреждений Химия. 8 - 11 кл. / Сост. Н.И. Габрусева, С.В. Суматохин. – Изд. 2-е., доп. – М. Дрофа, 2019. – 288 с.

10.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. – 336с.