Тема урока: «Умей предупреждать болезни»
Место урока: № урока 31.Урок из раздела «Мы и наше здоровье»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология деятельностного метода обучения.
Дидактическая цель урока: познакомить с закаливанием организма.
Цели:
образовательные: ознакомить с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; дать представление об инфекционных болезнях, аллергии.
воспитательные: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, интерес к предмету.
развивающие: развивать способность анализировать полученную информацию, делать правильные выводы, любознательность, мышление.
Планируемые результаты:
- личностные:
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний правил закаливания организма и умения предупреждать болезни;
- метапредметные:
принимать и сохранять целевые установки урока;
извлекать из текста учебника необходимую информацию;
моделировать ступеньки познания, размещая соответствующую схему;
анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);
взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
- предметные:
- применять знания о своём организме в жизни (для составления правил закаливания организма);
- объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, солнца;
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Основные понятия: закаливание, инфекционные болезни, аллергия.
Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, музыка.
Оборудование:
- Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова, 1 часть.
- телевизор, ноутбук;
- мультфильм;
- карточки с заданием.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
- Начнём наш урок с упражнения «Звездопад».
-Закройте глаза, представьте звёздное небо, бесчисленное количество звёзд. Одна звезда падает на землю. Значит, можно загадывать желание.
- Загадайте, каким будет наш урок?
«Я хочу, чтобы наш урок был…»
- При каких условиях урок станет именно таким?
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос.
- Назовите органы дыхательной системы. Какую роль играет дыхательная система?
- Зачем в организме нужна кровь? Назовите органы кровообращения.
Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос.
- Откройте конверт №1. Достаньте листы с заданиями. Они разные по степени сложности: задание на листах жёлтого цвета более простые, а задания на листах зелёного цвета более сложные. Подумайте и выберите одно из заданий.
- Выполните предложенные задания.
Самооценка ожидаемых результатов с помощью «Лесенки успешности».
Проверка правильности выполнения задания с помощью листов самоконтроля. Повторная самооценка на «Лесенке успешности».
3.Мотивация и целеполагание.
- Отгадайте загадки:
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить
не можем. (Воздух)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ее летать,
На землю падает опять. (Вода)
- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.
- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
- Почему так говорят?
(Они помогают закалять, укреплять наш организм, предупреждать болезни).
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня на уроке будем говорить о закаливании и предупреждении болезней.
Тема урока « Умей предупреждать болезни».
Постановка цели урока.
- Что нам предстоит на уроке узнать?
(Как предупреждать болезни, что значит быть закалённым, что такое инфекционные болезни и аллергия).
Чему на уроке предстоит учиться: правилам закаливания организма.
Постановка проблемного вопроса.
- На какой вопрос мы должны ответить в конце урока?
(Что нужно делать, чтобы предупредить болезни?)
Физкультминутка.
4.Открытие нового знания.
- Здоровье – самый ценный дар природы для человека. Безусловно, его надо беречь. Предлагаю посмотреть мультфильм о том, как Ежик заботился о своем здоровье. (Смотрим мультфильм «Ежик и здоровье» из серии «Смешарики»).
- Подумайте, правильно ли Ежик заботился о своем здоровье?
- Как вы думаете, хорошо ли Ежику жилось? (Нет.)
- А что нужно делать, чтобы наш организм был сильным и сам справлялся с различными микробами? (Укреплять его.)
Ни мороз мне не страшен, ни жара.
Удивляются даже доктора,
Почему я не болею,
Почему я здоровее
Всех ребят из нашего двора.
Потому что утром рано
Заниматься мне гимнастикой не лень,
Потому что водою из-под крана
Обливаюсь я каждый день.
Работа по группам.
- Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.)
-Успешным закаливание может быть при соблюдении определённых правил.
- Изучите правила закаливания воздухом, водой или солнцем ( с. 147 – 148)
1группа – закаливание воздухом.
2 группа – закаливание водой.
3 группа – закаливание солнцем.
- Составьте памятку и запишите. Результаты представьте классу.
Затем вместе сформулируйте общие правила закаливания.
ЗАКАЛИВАНИЕ







- С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)
Открывается первый прямоугольник. Или можно вписать в него слово ВОЗДУХ.
- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, спать в тёплое время года при открытом окне, играть на свежем воздухе, кататься на коньках и лыжах).
- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода)
- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.
(Начинать закаливание лучше с прохладного душа, температуру снижать постепенно. После водных процедур нужно растирать кожу сухим полотенцем. Летом прекрасно закаляет купание в чистом водоёме. Температура воды должна быть не ниже + 20 градусов. В воде можно находиться не больше 10 минут и обязательно под наблюдением взрослых.
- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце).
- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.
(Находиться на солнце в головном уборе. Загорать нужно первый раз не больше 5 минут. Постепенно увеличивая время до 30-40 минут. Необходимо пользоваться защитным кремом от солнечных ожогов.)
Закалять свой организм нужно постепенно и настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли.
Примером может служить великий полководец Александр Васильевич Суворов. Его мы сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что закаливание помогло Александру Васильевичу не только стать военным, но и добиться огромных успехов на этом поприще. В детстве Суворов был слабеньким и болезненным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое-нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой, спал, накрывшись простынёй, никогда не одевался тепло и часами ездил верхом. С большим удовольствием парился с веником в русской бане. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. Всё это помогло А. Суворову уже не в молодом возрасте вместе с русской армией совершить тяжёлый переход по снегам и льдам горного массива Альпы, овладеть высокогорным перевалом, ударить в тыл неприятельской армии и разбить её.
Известный русский художник Иван Ефимович Репин для укрепления своего здоровья и закаливания применял другой способ. Он вообще не признавал стёкол в своей спальне: их заменяла обычная решётка. Зимой пользовался спальным мешком, но стёкол не вставлял. Художник прожил до глубокой старости и не знал, что такое простуда.
- А что нам помогает на уроках укрепить наше здоровье?
Физкультминутка.
5. Осознание и осмысление учебной информации.
Инфекционные болезни и аллергия.
- Какой человек чаще болеет?
- Какие болезни вы уже знаете?
Существуют инфекционные болезни и аллергия.
Слово «инфекция» в переводе с латинского значит «заражать». Главное отличие инфекционных болезней от всех остальных в том, что они могут передаваться от больных людей к здоровым. Именно эта способность заболеваний позволяет им поражать одновременно множество людей, вызывать эпидемии (от греческого слова «повальная болезнь»)
Работа в парах.
- Прочитайте в учебнике текст «Инфекционные болезни и аллергия»
стр. 148-148.
- Поработайте парами. Выполните задания на карточках.
К инфекционным болезням относят________________________________________________________________
Возбудители кишечных заболеваний проникают в организм с…
___________________________________________________________
Аллергия – это ______________________________________________
Если ты заболел, то надо ______________________________________
6. Домашнее задание.
По выбору. 1) Составить памятку по закаливанию.
2)Составить инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.
7. Итог урока.
- Давайте ответим на проблемный вопрос нашего урока: что же нужно делать, чтобы предупреждать болезни?
8. Рефлексия.
- Оцените результаты своей работы на уроке. Продолжите одно из предложений:
На сегодняшнем уроке я узнал…
После урока мне захотелось…
На этом уроке я похвалил бы себя за…