СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока русского языка в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока в 11 классе на тему "Словообразование". Подготовка к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока русского языка в 11 классе»

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

МКОУ «ТЛОГОБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.С.Д.АЛИЕВА»

368346, с.Тлогоб, Гунибский район, РД Тел.8903-428-76-63


























Утверждаю

Директор: А.Н.Османов

























План

открытого урока в 11 классе с презентацией.

Тема. Повторение способов словообразования.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация,"Способы словообразования», карточки, раздаточный материал;

Цели:

Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).

Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Задачи: выявить связь значения корня с лексическим значением слова; обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова; развивать и обогащать речь учащихся.


«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков.


Ход урока:


  1. Организационный момент

II. Целеполагание. Сегодня на уроке нам предстоит:

  1. вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;

  2. разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;

  3. отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.

Теоретические положения по теме «Словообразование»

Работа с эпиграфом. – Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?

III. Актуализация знаний. На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.


  1. Повторение способов словообразования (слайды 2-4)

  • Приставочный способ-слайд 5

  • Суффиксальный способ-слайд 6

  • Приставочно-суффиксальный способ-слайд 7

  • Сложение основ-слайд 8

  • Бессуффиксный способ-слайд 9

  • Переход частей речи-слайд 10

  1. Алгоритм выполнения задания В1 -слайды 11-16

  2. Анализ тестов типа ЕГЭ-слайды-17-29

  3. Самостоятельная работа по карточкам.

  4. Домашнее задание. Задания В1 из сборников ЕГЭ. (5 вар.); тем, у кого сборников нет -подобрать по 5 слов на каждый способ словообразования.

Карточки для самостоятельной работы.

Карточка № 1

  1. Определите способ словообразования: подземный,

  2. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

Карточка № 2

1. Определите способ словообразования: по-хорошему

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

Карточка № 3

1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

Карточка № 4

  1. Определите способ словообразования: взрыв

  2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

Карточка № 5

1. Определите способ словообразования: молчаливо

2.Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

Карточка № 6

  1. Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

Карточка № 7

1. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

Карточка № 8

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ

2. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.



Карточка № 9

1. Определите способ образования слова ЛЕГКО

2.Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.













V. Выполнение тестовых заданий



1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

1) суффиксальный

2) сложение

3) субстантивация

4) приставочно-суффиксальный

2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) субстантивация

4) бессуффиксный

3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

1) полметра

2) умалишённый

3) контригра

4) архиважный



VI. Самостоятельная работа по карточка

Карточка № 1

  1. Определите способ словообразования: подземный,

  2. Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.

Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.

Карточка № 2

1. Определите способ словообразования: по-хорошему

3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.

Карточка № 3

1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.

2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.

Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.

3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.

Карточка № 4

  1. Определите способ словообразования: взрыв

  2. Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения

Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.

Карточка № 5

1. Определите способ словообразования: молчаливо

2.Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.

Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

Карточка № 6

  1. Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.

2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.

Карточка № 7

1. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.

2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Его никто не провожал: он не любил проводов.

Карточка № 8

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ

2. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.



Карточка № 9

1. Определите способ образования слова ЛЕГКО

2.Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.























ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?

Ответ:



2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?

Ответ:



3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?

Ответ:



4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?

Ответ:



5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?

Ответ:



6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?

Ответ:


7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?

Ответ:


8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?

Ответ:



9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?

Ответ:



10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.

Ответ:



11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.

Ответ:



12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.

Ответ:



13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:


14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.

Ответ:


15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.

Ответ:


16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.

Ответ:


17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.

Ответ:


18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.

(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…

Ответ:


19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.

Ответ:


20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму - пороховом и от пожаров.

Ответ:

























ОБЩАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ



вопрос

1

2

3

4

5

ответ

суффиксальный

суффиксальный

суффиксальный

суффиксальный

приставочно-суффиксальный

вопрос

6

7

8

9

10

ответ

бессуффиксный

бессуффиксный

сложение

переход

осеннее

вопрос

11

12

13

14

15

ответ

погонится

отъезд

потихоньку

современная

тишь

вопрос

16

17

18

19

20

ответ

соотечественники

недаром

уедет

дымок

издали