РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МКОУ «ТЛОГОБСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.С.Д.АЛИЕВА»
368346, с.Тлогоб, Гунибский район, РД Тел.8903-428-76-63


Утверждаю
Директор: А.Н.Османов

План
открытого урока в 11 классе с презентацией.
Тема. Повторение способов словообразования.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация,"Способы словообразования», карточки, раздаточный материал;
Цели:
Познавательные: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования; решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ);учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
Воспитательные: поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Задачи: выявить связь значения корня с лексическим значением слова; обобщить сведения о морфемах; повторить способы образования слова; развивать и обогащать речь учащихся.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков.
Ход урока:
Организационный момент
II. Целеполагание. Сегодня на уроке нам предстоит:
вспомнить всё, что мы изучили по теме «Словообразование. Состав слова»;
разработать алгоритм действий при подготовке к ЕГЭ;
отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ по данной теме.
Теоретические положения по теме «Словообразование»
Работа с эпиграфом. – Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
III. Актуализация знаний. На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
Повторение способов словообразования (слайды 2-4)
Приставочный способ-слайд 5
Суффиксальный способ-слайд 6
Приставочно-суффиксальный способ-слайд 7
Сложение основ-слайд 8
Бессуффиксный способ-слайд 9
Переход частей речи-слайд 10
Алгоритм выполнения задания В1 -слайды 11-16
Анализ тестов типа ЕГЭ-слайды-17-29
Самостоятельная работа по карточкам.
Домашнее задание. Задания В1 из сборников ЕГЭ. (5 вар.); тем, у кого сборников нет -подобрать по 5 слов на каждый способ словообразования.
Карточки для самостоятельной работы.
Карточка № 1
Определите способ словообразования: подземный,
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
Карточка № 2
1. Определите способ словообразования: по-хорошему
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
Карточка № 3
1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
Карточка № 4
Определите способ словообразования: взрыв
Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
Карточка № 5
1. Определите способ словообразования: молчаливо
2.Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
Карточка № 6
Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
Карточка № 7
1. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
Карточка № 8
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
Карточка № 9
1. Определите способ образования слова ЛЕГКО
2.Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.














V. Выполнение тестовых заданий
1. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:
1) суффиксальный
2) сложение
3) субстантивация
4) приставочно-суффиксальный
2. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) субстантивация
4) бессуффиксный
3. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
4. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
5. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:
1) полметра
2) умалишённый
3) контригра
4) архиважный
VI. Самостоятельная работа по карточка
Карточка № 1
Определите способ словообразования: подземный,
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом.
Работа трудная, комары жрут, развлечений никаких, стирка и готовка – трудоёмки.
Карточка № 2
1. Определите способ словообразования: по-хорошему
3. Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
Память может многое объяснить, она может быть даже орудием исследования.
Карточка № 3
1. Определите способ словообразования: сохранение, постель, во-вторых.
2. Укажите способ образования слова ПОСАДКА из предложения.
Был прекрасный летний вечер, когда наш самолёт после многочасового перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту.
3. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Нерпа нежилась на воде совсем недалеко, и, когда я показал на неё, у товарища вырвался громкий и дикий вскрик, и он вдруг принялся насвистывать и подманивать её руками.
Карточка № 4
Определите способ словообразования: взрыв
Укажите способ образования слова ВЫИСКИВАЮТ из предложения
Нет: специально выискивают самые трудные маршруты; без трудов, лишений и риска – исчезает смысл, нет радости.
Карточка № 5
1. Определите способ словообразования: молчаливо
2.Из предложения выпишите слово, образованное приставочным суффиксальным способом.
Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.
Карточка № 6
Определите способ словообразования: бессмертие, постепенно, некуда.
2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Я прикупил себе общую тетрадку в кожаном переплёте и начал методично, как счетовод, записывать в неё цитаты из прочитанных мною книг.
Карточка № 7
1. Определите способ словообразования: разбойник, беличье, медлительный.
2. Из предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
Его никто не провожал: он не любил проводов.
Карточка № 8
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ
2. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
Карточка № 9
1. Определите способ образования слова ЛЕГКО
2.Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Определите способ образования слова ЖИЗНЕННЫЙ?
Ответ:
2. Определите способ образования слова ЛЕГКО?
Ответ:
3. Определите способ образования слова РАЗРАБОТКА?
Ответ:
4. Определите способ образования слова ИЗГОТОВЛЕНИЕ?
Ответ:
5. Каким способом образовалось слово СООТЕЧЕСТВЕННИК?
Ответ:
6. Каким способом образовалось слово ПРОЕЗД?
Ответ:
7. Каким способом образовано слово ВЗРЫВ?
Ответ:
8. Каким способом образовано слово ЛЕДОКОЛ?
Ответ:
9. Каким способом образовании выделенное слово в предложении В ТЕЧЕНИЕ дня погода не изменилась?
Ответ:
10. Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1)Подошел день отъезда. (2)Было осеннее утро. (3)Тёплое и неяркое. (4)Нам было жаль расставаться с озером.
Ответ:
11. Из предложений 1-5 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Много любопытного было в доме. (2) Были там заводные китайские человечки. (3) Погонится один за другим и машет палкой. (4) А мы смотрим, смеёмся. (5) Очень любили мы бывать в этом доме.
Ответ:
12. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(3) Синее-синее небо, яркое солнце. (4) Уезжать не хотелось. (5) Но отъезд был назначен на ближайший вторник.
Ответ:
13. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Ответ:
14. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Современная молодежь, поглощённая компьютерами, совсем перестала читать. (2) Спросите у молодого человека, какую книгу он читает? (3) В лучшем случае вы услышите, что какой-нибудь карманный детектив или любовный роман.
Ответ:
15. Из предложений 7-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
(7) Ранним утром мы шли вдоль реки. (8) Несколько чаек кружили высоко в небе. (9)Вдоль берега летали бабочки и стрекозы. (10) Тишь кругом и красота.
Ответ:
16. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
(1) Много наших соотечественников жили в эмиграции в большой нужде. (2) Бывшие генералы, графы и князья готовы были на любую работу. (3) Но мало кто мог её найти.
Ответ:
17. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(6) Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. (7) Мне приходилось говорить с Романом Осиповичем Якобсоном. (8) Он перед началом работы любовался живописью Ларионова или Гончарова.
Ответ:
18. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1) Все знали, что вечером Сергей уедет. (2) Маша долго ждала от него весточки. (3) И вот однажды глухой осенью…
Ответ:
19. Из предложений 1-3 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1) Впереди нас ждали ещё километры пути. (2) Мы присели отдохнуть и разожгли костёр. (3) Дымок окутал поляну.
Ответ:
20. Выпишите из предложения слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Устроившись в открытом месте, в кустах дубняка, жадными глазами следила она за передвижениями батальонов, за разрывами неприятельских гранат, за всем, что могла разглядеть издали в сплошном почти дыму - пороховом и от пожаров.
Ответ:
ОБЩАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ | суффиксальный | суффиксальный | суффиксальный | суффиксальный | приставочно-суффиксальный |
вопрос | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | бессуффиксный | бессуффиксный | сложение | переход | осеннее |
вопрос | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ответ | погонится | отъезд | потихоньку | современная | тишь |
вопрос | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
ответ | соотечественники | недаром | уедет | дымок | издали |