ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Тема: Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии детей в логопедических группах
Цель: укрепление здоровья детей и развитие их коммуникативных способностей.
Актуальность проблемы: дошкольные учреждения призваны создавать основу для развития ребёнка и обеспечивать максимально благоприятные условия для формирования его здоровья. Работа с детьми, имеющими нервно-психические и соматические заболевания, различные функциональные расстройства, нарушения речи, требует особой подготовки педагогов. От их квалификации, личностных качеств, творческого потенциала, инициативы и профессионализма во многом зависит здоровье дошкольников.
Задачи:
устранять речевые нарушения с помощью пения, правильной дикции и артикуляции;
развивать подвижность речевого аппарата, слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти;
развивать мелкую моторику, оптико-пространственные представления и навыки, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику;
воспитывать чувство ритма и темпа в движении;
создавать условия для самовыражения;
снимать психическое напряжение, способствовать преодолению барьеров в общении, лучшему пониманию себя и других;
воспитывать умение перевоплощаться, развивать выразительность и грацию движений.
Этапы работы. Содержание | Формы работы и средства решения задач | Сроки |
Диагностический 1. Анализ диагностики музыкального развития, выявление одарённых детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи. | 1. Провести первичную диагностику детей и выявить уровень развития музыкальных способностей. 2. Обработать диагностический материал, сделать мониторинги музыкального развития дошкольников, составить индивидуальные маршруты для детей, нуждающихся в коррекционной работе. | Октябрь |
2. Изучение последних научных достижений, педагогического опыта и актуальной литературы по теме | 3. Проанализировать годовой и перспективный планы с учётом ситуации. 4. Проанализировать программы, технологии по проблеме. 5. Составить каталог литературы с аннотациями. 6. Посещать курсы, семинары и искать информацию в интернете | В течение года |
Прогностический | 1. Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации. 2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач | В течение года |
Организационный 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды | 1. Отбирать задания и упражнения в соответствии с темой. 2. Создать картотеку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений, логоритмических попевок, коммуникативных игр и танцев. 3. Изготовить демонстрационные материалы к занятиям. 4. Разработать цикл образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий | В течение года |
2. Работа с педагогическим коллективом | 1. Провести консультацию для педагогов «Музыка в повседневной жизни группы (её функции в режимных моментах)». | Ноябрь |
2. Организовать «Музыкальную гостиную» вместе со школой искусств | Декабрь |
3. Работа с родителями | 1. Провести анкетирование, чтобы выяснить уровень музыкальных способностей родителей, их интересов и предпочтений, представления о музыкальном воспитании ребенка. | Декабрь |
2. Провести консультацию «Развитие детей в логопедических группах через приобщение к классической музыке». | Февраль |
3. Провести консультацию «Логоритмика как средство гармонизации личности ребёнка». 4. Выступить на родительском собрании с консультацией «Игровые методы для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника» | Март |
Практический и коррекционный 1. Анализ результатов работы, затруднений. 2. Отслеживание динамики самообразования | 1. Провести мониторинг и сравнить с результатами начала года. 2. Провести самоанализ деятельности по теме. 3. Скорректировать планы для дальнейшей работы | Апрель – май |
Обобщающий | 1. Принимать участие в городских МО. 2. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год. 3. Представить результаты работы не педагогическом совете | В течение года Май |
Результаты работы за год: положительная динамика развития детей по результатам диагностики, развитие музыкальных способностей детей, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, обогащение музыкального образования различными видами здоровьесберегающей деятельности.
Используемая литература:
1. Касицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. М.: Гном, 2019.
2. Ильина И.С. Адаптация ребёнка в детском саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. Ярославль: Академия развития, 2008.
3. Котова Е.В. В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. М.: Сфера, 2008.
4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5–6 лет. М.: Сфера, 2005.
5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6–7 лет. М.: Сфера, 2010.
6. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов. М.: Сфера, 2007.
7. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика: хореография в детском саду. М.: ЛинкаПресс, 2006.
8. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011.
9. Михайлова М.А., Воронина Н.И. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль: Академия Холдинг, 2000.