СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План по самообразованию «Роль загадки в развитии дошкольника».

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Просмотр содержимого документа
«План по самообразованию «Роль загадки в развитии дошкольника».»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Солнышко»






План по самообразованию

на тему:

«Роль загадок на развитие дошкольников».





Подготовила: воспитатель

Абдулаева Айшат Рахматулаевна




План по самообразованию «Роль загадки в развитии дошкольника».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

ЦЕЛЬ:

Выяснить, какую роль играют загадки в развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений фольклора.

ЗАДАЧИ:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.

2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей младшего дошкольного возраста;

3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышлению посредством загадки;

4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

ПЛАН РАБОТЫ НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание работы:

Изучение методической литературы:

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»,

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»,

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

Сентябрь:

- загадки об овощах и фруктах;

- дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь:

- загадки о животных;

- вечер развлечений «Загадки лесовичка».



Ноябрь:

- загадки о растениях;

- выставка работ детского творчества.

Январь:

- загадки об игрушках, сказочных героях;

- конкурс загадок «В гостях у Угадайки».

Февраль:

- загадки о природе, природных явлениях;

- составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март:

- придумывание загадок детьми;

- коллективное оформление книги «Загадки».

Апрель:

- загадки о транспорте;

- дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Май:

НОД на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание:

- развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

РАБОТА С СЕМЬЁЙ:

Сентябрь, Март, Апрель:

  1. Консультация для родителей «Загадка, как средство развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста»;

  2. Разработка положения к конкурсу. Конкурс на лучшую загадку оформленную в папку, придуманную родителями совместно с детьми;

  3. Придумывание загадок детьми и их родителями.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ:

Март - май:

  1. Консультация для педагогов: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

  2. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения;

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мир.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

- Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»;

- В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»;

- Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»;

- М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7;

- Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок». Ярославль, «Академия развития». 1997 г.;

- Статьи из опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.