Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план
профессионального развития
на межаттестационный период
(2015-2020 гг.)
Шарафутдиновой Светланы Евгеньевны
учителя химии
Личная карта учителя
Ф.И.О. учителя: Шарафутдинова Светлана Евгеньевна
Образование: Марийский государственный университет, 1995г.
Специальность по диплому: химия
Квалификация по диплому: Химик. Преподаватель химии. Учитель биологии
Общий стаж: 21 год.
Педагогический стаж: 20 лет.
Курсы повышения квалификации:
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя химии в условиях внедрения федеральных государственных стандартов». Срок прохождения: 28.04. – 17.05. 2014 год, 108 часов.
Тема самообразования педагога: «Проектная деятельность учащихся в условиях реализации ФГОС».
Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного метода обучения - метода проектной деятельности
Общественно-педагогическая деятельность: член ШМО, руководитель РМО.
Внеклассная работа по предмету: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, предметных недель, организация кружковой работы.
Творческие замыслы: участие в районном МО, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям, активизация исследовательской работы учащихся через организацию проектной деятельности.
Структура плана
Тема: «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС».
Цели профессионального развития:
Цель Приобретение профессиональных компетенций учителя и учебно – познавательной компетенции учащихся через совершенствование общих и специальных умений в ходе организации проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые документы и литературу по ФГОС;
- изучить специальную литературу и накопленный опыт учителей по организации проектной деятельности в школе
- создать комфортную развивающую образовательную среду на базе учебного кабинета;
- развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся в ходе организации проектной деятельности
- повысить качество преподавания на основе внедрения проектной деятельности.
-осуществлять целенаправленную и последовательную работу с одарёнными детьми.
Потребности и мотивы самообразовательной деятельности:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.
Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Потребности и мотивы выбора темы самообразовательной деятельности:
Федеральный государственный стандарт нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Заслуга проектной деятельности в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно. Это является неотъемлемой частью личностно - ориентированного обучения.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: нормативные документы, методическая литература, журналы, семинары, вебинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, участие в педагогическом сообществе, Интернет - уроки, Интернет – конференции.
Срок работы над темой: 5 лет.
Представление материала: открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических советах, на заседаниях ШМО учителей естественно научного цикла.
Результат работы: обобщение опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты: повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными УУД каждым учеником.
Формы самообразования:
- индивидуальная – через индивидуальный план,
- групповая – через участие в деятельности школьного и районного методического объединения учителей, а также через участие в жизни школы.
Разделы плана
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС и внедрения проектной деятельности в учебно – воспитательный процесс.
Литература, нормативные правовые документы | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
начало | окончание |
1. Закон РФ «Об образовании» | В течение года | | Участие в изучении материалов | Исполнение нормативных документов |
2.Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2015-2017 годы и на плановой период до 2020 года. | В течение года | | Рекомендации по их использованию | Исполнение нормативных документов. Развитие правовой компетенции |
3.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. | В течение года | | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов |
4.Конвенция о правах ребенка. | В течение года | | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов |
5.Программа формирования УУД на уроках биологии с применением коммуникативной технологии. | В течение года | | Рекомендации по их использованию, обсуждение на ШМО | Исполнение нормативных документов |
6. Изучение литературы по организации проектной деятельности. | В течение аттестационного периода | | Обсуждение на ШМО, использование на уроках и внеурочной работе | Внедрение в профессиональную деятельность |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию проектной деятельности в ходе обновления учебно-воспитательного процесса
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
начало | окончание | | |
1.Составление рабочих программ по химии. | Август | Сентябрь | Рабочие программы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по химии. | Заседание ШМО учителей естественно научных дисциплин, осень каждого учебного года. |
2. Изучение интересов учащихся как начальный этап работы по проектированию. | В течение учебного года | | Составление приоритетных направлений проектной деятельности | Анкетирование учащихся. Собеседование с учащимися. Составление карт интересов. Отчет о выполнении работы заслушивается в классе |
3 Составление списка тем проектных работ, ознакомление с ними учащихся, распределение тем для выполнения | В течение года | | Определение выбора учащегося по предложенной тематике и организация работы по проекту | Выступление на школьной конференции по предметам естественно математического цикла, в ходе проведения предметных недель или уроков |
3. Внедрение и реализация новой формы накопительной оценки (портфель достижений) | В течение всего межаттестационного периода | | Портфолио достижений обучающихся. | Ежегодный анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседании ШМО учителей естественно-научных предметов в конце года. Пополнение раздела «Мои достижения » на личном сайте |
4.Разработка сценариев уроков в соответствии с методической темой, программ кружков и элективных курсов по химии. | ежегодно | | Размещение на персональном сайте, участие в конкурах методических разработок. |
5.Разработка конспектов уроков в соответствии с ФГОС с включением проектной деятельности учащихся | ежедневно | | Уроки, открытые уроки | Самоанализ и анализ уроков на заседании ШМО |
6.Разработка и реализация сценариев внеклассных мероприятий как результат проектной деятельности | Ежегодно | Праздники внеклассные мероприятия | Создание методической копилки. | ШМО |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
начало | окончание |
1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия. | В течение межаттестационного периода | | Уроки Внеклассные Мероприятия | ШМО, Семинары различных уровней по графику школы |
2. Формирование исследовательских умений обучающихся в ходе осуществления проектной деятельности. | В течение межаттестационного периода | | Доклад из опыта работы | ШМО учителей естественно научных дисциплин |
3. Участие в научно-практических конференциях по своей методической теме. | 2015-2020г.г. | Публикация, доклад | Сборник материалов конференции | Изучение темы. Накопительная папка. |
4. Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня | В течение всего межаттестационного периода | | Портфолио достижений, публикации | Документ, подтверждающий участие или результат участия. |
5. Посещение семинаров, мастер–классов на муниципальном, зональном и республиканских уровнях. | В течение года | | Презентация Портфолио | Накопительная папка. |
6. Поддержание регулярно обновляемого сайта: https://nsportal.ru/sharafutdinova-svetlana-evgenevna | В течение всего межаттестационного периода | | Размещение на сайте материалов | Ежегодный анализ «Методической копилки педагогического опыта» на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла в конце года. |
7. Реализация метода проектной деятельности в процессе обучения химии – как способ повышения качества образования. | Весна 2018-2019 уч. года | | Защита проекта | Заседание РМО учителей биологии |
4. Участие в системе школьной методической работы
Школьное мероприятие | Сроки | Форма представления результатов работы |
начало | окончание |
1. Диагностика склонностей, познавательных интересов и мотивов обучающихся. | Ежегодно, осень | | Анкетирование, тестирование учащихся, беседа с родителями. |
2. Обобщение опыта работы по теме «Организация проектной деятельности в условиях реализации ФГОС» | В течение года | | Накопительная папка |
3. Подборка информационных материалов с использованием Интернет- ресурсов | В течение всего межаттестационного периода | | Создание методической копилки учителя химии. |
4.Проведение предметных недель | В течение всего межаттестационного периода | | Организационно-педагогические мероприятия в рамках плана предметной недели. |
5. Участие в очных и заочных олимпиадах школьников по химии различных уровней | Ежегодно | Дополнительные индивидуальные занятия. Подготовка обучающихся и их педагогическое сопровождение в конференциях, конкурсах, олимпиадах. | Результаты олимпиад. |
6. Участие в конкурсах научно-исследовательских и творческих работ различного уровня. | Ежегодно | Результаты конкурса. |
7. Посещение уроков коллег. | Ежегодно | Изучение опыта коллег. | Анализ посещенных уроков. |
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
1. Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию химии в условиях внедрения ФГОС | ПМЦПК и ППРО ФГАОУ ВПО К(П)ФУ | Очная/заочная, дистанционная | 2015-2017 | Проведение открытого урока в соответствии с требованиями ФГОС. |
2. Система работы по организации проектной деятельности. | Дистанционно | По возможности | 2015-2020 | Получение документа государственного образца, разработка |
3. Участие в вебинарах по теме методической работы | Дистанционно | По возможности | 2015-2020 | Получение документа. |