Муниципальный район «Верхневилюйский улус (район)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кырыкыйская основная общеобразовательная школа им. С. Е. Дадаскинова»
Адрес: ул. Советская 4, село Кырыкый, Верхневилюйский район, Республика Саха
(Якутия),678235, тел.: 8-41133-24126, E-mail: koosh08@mail.ru
«Согласовано» Заведующая ЦПКС МКУ «УО» __________/Семенова А. Н./ «___»_________2022 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ________/Ан Е. Е./ «___»__________2022 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Кырыкыйская ООШ им. С. Е. Дадаскинова» _____________/Федоров В. В./ от «___»__________2022 г. |
План работы по профилактике жестокого обращения и насилия
над детьми и несовершеннолетними в семье
«Жизнь без насилия»
Срок реализации 3 года
Возраст детей от 7 до 18 лет
Составитель:
Социальный педагог: Тарабукина Л.Н.,
Педагог-психолог: Дмитриева М.В.,
МБОУ «Кырыкыйская ООШ им. С. Е. Дадаскинова»
Кырыкый 2022 г
За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Но самым опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Различают четыре ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ жестокого обращения с детьми:
ФИЗИЧЕСКОЕ,
СЕКСУАЛЬНОЕ (развращение),
ПСИХИЧЕСКОЕ (эмоциональное),
МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (пренебрежение основными нуждами ребенка).
ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.
Внешний вид:
множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
задержка физического развития (отставание в весе и росте);
признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Основные виды травм:
- на теле – синяки, ссадины, раны от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или от ударов ремнем; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;
- на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется потерей сознания, рвотой, головными болями.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
Возраст до 3 лет:
малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
боязнь физического контакта с взрослыми;
реакция испуга на плач других детей;
редкая улыбка и проявления радости;
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
Возраст от 3 до 6 лет:
отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
лживость, воровство;
копирование поведения взрослых;
агрессивность, жестокое отношение к животным;
болезненное отношение к замечаниям, критике.
Младший школьный возраст:
боязнь идти домой после школы;
одиночество, отсутствие друзей;
стремление скрыть причину повреждений и травм.
Подростковый возраст:
побеги из дома;
криминальное или анти общественное поведение;
употребление алкоголя, наркотиков;
суицидальные попытки.
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить проявление жестокости по отношению к ребенку:
позднее обращение за медицинской помощью или то, что инициатива обращения исходит от постороннего лица;
обвинение в травмах самого ребенка;
отсутствие обеспокоенности за судьбу воспитанника, невнимание к нему;
противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение,неадекватность др.).
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ИЛИ РАЗВРАЩЕНИЕ – вовлечение ребенка с его согласия либо без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу его функциональной незрелости или других причин в сексуальные действия с взрослыми с целью получения этими взрослыми удовлетворения или выгоды. Таким образом, развращением считается не только собственно половой акт, но и широкий спектр других сексуальных действий:
- вуаеризм - подглядывание за ребенком в момент купания, переодевания, пребывания в туалете, а также принуждение его к раздеванию;
- эксгибиционизм – демонстрация обнаженных гениталий, груди, ягодиц перед ребенком;
- мастурбация со стороны ребенка или взрослого, обоюдная;
- сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
- домогательства со стороны взрослого, не соответствующие возрасту ребенка, демонстрация эротических материалов с целью его стимуляции;
Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий между подростками, если они совершаются с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3 – 4 лет.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок, во - первых, не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого, в - вторых, не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.
Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.
Дети дошкольного возраста:
ночные страхи, кошмары;
несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
открытая мастурбация;
несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;
беспричинные нервно – психические расстройства.
Дети младшего школьного возраста:
низкая успеваемость;
замкнутость, стремление к уединению;
ухудшение отношений со сверстниками;
несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет никакой необходимости.
Дети старшего школьного возраста, подростки:
депрессивное состояние;
жалобы на боли в животе;
побеги из дома или учреждений образования и воспитания;
низкая самооценка;
угрозы или попытки самоубийства;
сексуализированное поведение;
употребление алкоголя и наркотиков;
беспорядочные половые связи, проституция.
ПСИХИЧЕСКОЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ) НАСИЛИЕ – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей(опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление и унижение его достоинства;
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
задержка умственного и физического развития;
энурез;
печальный вид;
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
нарушение сна, отсутствие аппетита;
длительно сохраняющееся подавленное состояние;
беспокойство, тревожность, агрессивность;
склонность к уединению;
неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
плохая успеваемость;
низкая самооценка;
чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
угрозы или попытка самоубийства.
Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:
негативная характеристика ребенка;
постоянное сверхкритичное отношение к нему;
оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;
отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;
перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.
МОРАЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию
Под неудовлетворением основных потребностей ребенка следует понимать следующее:
отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение правонарушений.
Недостаток заботы о ребенке может быть и непреднамеренным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.
Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка – признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и запросам:
санитарно – гигиеническая запущенность, педикулез;
задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в приюте);
задержка речевого и моторного развития, исчезающие при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
постоянный голод и жажда, кража пищи;
стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
требование ласки и внимания;
пассивность, подавленное состояние, апатия;
антиобщественное поведение;
агрессивность и импульсивность;
неумение общаться с людьми;
трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
низкая самооценка.
Любой вид жестокого обращения с детьми (чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию. Как правило, причины проявления многих отклонений и нарушений во взрослой жизни скрыты в пережитом когда-то в детстве.
Профилактическая работа направлена на работу со всеми учащимися школы и работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав.
Цель:
1. Соблюдение прав и интересов детей
2. Профилактика жестокости и насилия среди несовершеннолетних, в семье, в образовательном учреждении
3. Мобилизация потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями
Целевая группа: обучающиеся, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения;
2. Увеличение количества детей, подростков и молодежи, получившего достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления;
3. Помощь ученикам и педагогам в адаптации к социальным условиям;
4. Повышение самооценки, стимулирование процесса личностного развития детей и подростков;
5. Улучшение здоровья обучающихся, качества жизни и отношений с окружающими;
6. Воспитание у детей целеустремленности, чувства ответственности.
Задачи:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.
Профилактическая работа осуществляется по направлениям:
• организационная работа,
• диагностическая работа,
• профилактическая работа с обучающимися,
• профилактическая работа с родителями и педагогами.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.
Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.
Организационная работа:
1) проведение тематических педагогических советов;
2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
3) составление социального паспорта класса, школы;
4) ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на
внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;
5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;
6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в
спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
1) анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;
1) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;
2) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;
3) заполнение личной карточки учащегося;
4) посещение семей;
5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;
6) работа со специалистами из ЦРБ.
Профилактическая работа со школьниками:
1) правовая просвещенность несовершеннолетних;
2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель,
школьная медсестра, администрация школы);
3) использование интерактивных методов воспитания;
4) тренинговые занятия для школьников;
5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;
6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:
-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;
-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;
-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
7) организация консультаций специалистами;
9) оказание психологической помощи.
Профилактическая работа с родителями:
1) правовая просвещенность родителей;
2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;
4) проведение родительского всеобуча:
5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;
6) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
План мероприятий по противодействию жестокому обращению с детьми.
Сентябрь
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Наблюдение за поведением ребенка во время уроков, перемен, на прогулке. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Формирование электронного банка социально-незащищенных семей: • Список неполных семей • Список учащихся из неполных семей • Список малоимущих семей • Список учащихся из малоимущих семей • Список многодетных малоимущих семей • Список учащихся из многодетных малоимущих семей • Список семей, имеющих детей-инвалидов • Список семей, являющихся безработными • Список опекунских и приемных семей • Список семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП). | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Выявление семей, в которых дети могут подвергаться жестокому обращению. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Составление социального паспорта школы. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Диагностическая методика «Солнце, тучка, дождик» | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Диагностическая методика «Дом в котором я живу» | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Ежедневный контроль за посещением учащимися школы и оперативное принятие мер по выяснению причины пропуска занятий. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Контроль за занятостью учащихся во внеурочное время. | Зам. директора по ВР Ан Е.Е. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Зам. директора по ВР Ан Е.Е. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. . Педагог – психолог Дмитриева М.В. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Наблюдение за семьями и выявление неблагополучия в семье. | | | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
Выявление и учет семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | | | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. . |
Контроль за своевременным оформлением справок родителями на предоставление бесплатного питания школьникам из многодетных, малоимущих семей. | | | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
4.Коррекционная работа | Создание системы сбора и анализа информации, учета и контроля за решением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | | | Зам. директора по УВР Федорова АА Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Педагог - психолог |
Отслеживание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и применение срочных мер для создания условий жизнеобеспечения детей и подростков. | | | Зам. директора по ВР Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Работа с опекунами и приемными родителями. Посещение на дому. | | | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Октябрь
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Диагностика по оценке уровня дезадаптивности учеников «Межличностные отношения» | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Диагностика поведения учащихся – методика «Дерево» | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
Диагностическая методика «Мультфильмы о моей семье» | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска». | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Беседы медицинской сестры с учащимися младшего школьного возраста. | Медсестра Иванова Т.Ф. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Целенаправленная работа с семьями, имеющими детей-инвалидов. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Беседы с родителями «Верны ли мои методы воспитания», «Мудрость родительской любви» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
4.Коррекционная работа | Коррекционные занятия с детьми, испытывающими трудности в общении (тренинг «Я среди людей») | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Круглый стол для родителей «Что можно, что нельзя» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители |
Тренинговое занятие детей и родителей «Отношение к жизни? Позитивное!» | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Ноябрь
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Проведение теста – опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) | Педагог-психолог Дмитириева М.В. |
Анкета для родителей с помощью опросника Баса - Дарки | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
Тест определения стрессоустойчивости «Стрессоустойчивый ли вы?» | Педагог- психолог Мартынова Т.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Проведение цикла профилактических бесед с учащимися: 1. «Я и моя семья» - для 1-4 кл. 2. «Я и мой мир» - для 6-8 кл. 3. «Я и мое окружение» - для 9 кл | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Законодательство для родителей о воспитании детей». | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню матери «Дочки-матери» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Тарабукина Л.Н. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Егорова М.К. Григорьева П.Н. |
Посещение семей, стоящих на учете в органах и на внутришкольном контроле. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Григорьева П.Н. Степанова И.Н. Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
4.Коррекционная работа | Проведение тренингового занятия с учащимися 5-7 классов «Умеем ли мы общаться». | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Степанова И.Н. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Тарабукина Л.Н. Григорьева П.Н. |
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» для учеников 8-9 классов | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Степанова И.Н. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Егорова М.К. Тарабкина Л.Н. Григорьева П.Н. |
Тренинговое занятие для 1-4 классов «Дикое животное» | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Декабрь
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Проведение диагностики подростков по методике «Недописанный тезис». | Педагог-психолог Дмитриева М.В. |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
Методика измерения родительских установок и реакций | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Мероприятие с учащимися 1-4 классов «Это вся моя семья» (Презентация семьи) | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Беседа с учащимися 5-7 классов «Человек – звучит гордо» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Конкурс фотографий «Лучший семейный снимок» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Степанова И.Н. Егорова М.К. Тарабукина Л.Н. Григорьева П.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Степанова И.Н. Егорова М.К. Тарабукина Л.Н. Григорьева П.Н. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Проведение практико-ориентированного семинара для родителей на тему: «Право ребенка на защиту от всех форм жесткого обращения». | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Васильева М.В.Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
Совместная подготовка родителей и детей к празднованию Нового года | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
4.Коррекционная работа | Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
Игровой тренинг «Планета толерантности» | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
Январь
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Анкетирование учащихся 7-9 классов «Борьба с домашним насилием, насилием среди сверстников, в образовательном учреждении». Анализ и подведение итогов по результатам анкетирования | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Методика исследования уровня эмпатийных тенденций | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
Анкетирование родителей «Проблемы, с которыми сталкивается семья» | Социальный педагог Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Конкурсно – развлекательная программа «Давайте будем добрыми» для учащихся 1-5 классов | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители 1-5 классов Яковлева В.В. Федорова А.А. Степанова И.Н. Алексеева М.П. Тарабукина Л.Н. |
Проведение классных часов на тему «Безопасное поведение» 6-9 классы | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители 6-9 классов Степанова Т.П. Егорова М.К. Григорьева П.Н.. |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска» - дети-инвалиды. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
3 .Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Родительский лекторий «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление» | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Посещение семей, стоящих на учете в органах и на внутришкольном контроле. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
4.Коррекционная работа | Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить комплименты» | Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
Февраль
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Диагностика: Тест «Рисунок семьи» (1 – 6 кл.) | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
Анкетирование уч-ся 7-11 классов на выявление агрессивного поведения | Педагог- психолог Дмитриева М.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Проведение бесед на тему «Что такое агрессия? | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Посещение на дому учащихся, имеющих проблему в семье. Изучение семейных отношений. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: собеседование с детьми из неполных семей. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Проведение цикла бесед с родителями на классных родительских собраниях: | | «Наши дети нуждаются в защите»; «Лишение родительских прав - тенденция роста»; «Жестокое отношение к детям – примета времени». | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
4.Коррекционная работа | Проведение семинара с классными руководителями: «Как работать с неблагополучными семьями?» | Руководители МО Степанова И.Н. Степанова Т.П. |
Тренинги на снятие агрессии «Пара ласковых», «Рисунок», Фигура» | Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
Март
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Диагностическая методика «Самые памятные события, которые произошли в нашей семье» | Педагог - психолог Дмитриева М.В. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Проведение бесед с учащимися на темы: «Если в семье конфликт». | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
Индивидуальная работа с учащимися, находящимися в «зоне риска»: беседы с детьми из семей, являющиеся безработными. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Работа комиссии по решению проблем уклонения родителей от воспитания своих детей. Работа с семьями, имеющих детей-инвалидов по предоставлению необходимой помощи (сбору документов, консультации) | | | Администрация школы Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Педагог – психолог Дмитриева М.В. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Тарабукина Л.Н. Егорова М.К. Степанова И.Н. Григорьева П.Н. |
4.Коррекционная работа | Участие родителей в празднике, посвященном 8 марта | Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей и от детей в различных ситуациях | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | Педагог - психолог Мартынова ТВ | |
Участие родителей в празднике, посвященном 8 марта | Тренинг по прогнозу ожидаемого поведения от родителей и от детей в различных ситуациях | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. . Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | Педагог - психолог Мартынова ТВ | |
Апрель
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Диагностика по определению профессиональных предпочтениё учащихся 9-11 классов | Педагог – психолог Мартынова ТВ Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. |
Проведение классных часов по теме: «Определение индивидуальной профессиональной перспективы» - для выпускников 9 классов. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. . Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. |
2. Профилактическая работа с учащимися | «Профилактический день» - встречи учащихся 5-8 классов с работниками КДН и ОВД. | Анкетирование учащихся на выявления употребления ПАВ | | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. | |
«Профилактический день» - встречи учащихся 5-8 классов с работниками КДН и ОВД. | Анкетирование учащихся на выявления употребления ПАВ | | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Николаева В.П. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. | |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Организация и проведение общешкольного родительского собрания «Жестокое отношение к детям – примета времени». | «День общения с родителями» - встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н. | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | |
Организация и проведение общешкольного родительского собрания «Жестокое отношение к детям – примета времени». | «День общения с родителями» - встречи, классные собрания, мероприятия совместно детей и родителей | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н | Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | |
4.Коррекционная работа | Тренинг «Стиль моего поведения» | | | Педагог - психолог Мартынова ТВ |
Май
Направления | Мероприятия | Ответственные |
1.Диагностическая работа | Анкета «Моя семья» | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. |
2. Профилактическая работа с учащимися | Проведение дня здоровья | Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…» | | Учитель физкультуры Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. . Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. | Социальный педагог Тарабукина Л.Н. | |
| Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…» | | | Социальный педагог Тарабукина Л.Н | |
3.Профилактическая работа с родителями. Ранняя профилактика семейного неблагополучия | Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню семьи | | | | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. |
| | Проведение игры «Семейная творческая лаборатория» для совместного проведения с родителями и детьми 1-4 классов «Личная и общественная безопасность» для совместного проведения с родителями и детьми 5 - 11 классов. | | | Зам. директора по ВР Социальный педагог Тарабукина Л.Н Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А Николаева В.П Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. |
4.Коррекционная работа | Подведение итогов работы за год | | | Зам. директора по ВР Ан ЕЕ Социальный педагог Тарабукина Л.Н Классные руководители Яковлева В.В. Федорова А.А. \Алексеева М.П. Степанова Т.П. Ильина М.В. Егорова М.К. Васильева М.В. Григорьева П.Н. Педагог - психолог Мартынова ТВ |