МБОУ СОШ с. Старые Камышлы
План работы с одарёнными детьми
учителя информатики
Фаттахова Радика Фанитовича
На 2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека - один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются и исследуются. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и стремление понять истоки этого разнообразия, и представления о существовании некоторой «первичной» индивидуальности, предшествующей опыту и знаниям.
Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность. В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития социума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию. Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работающих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одаренных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.
Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных, по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Наиболее распространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем.
В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой психологический интерес.
Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.
Цель:
способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помогать им освоить:
выявление и поддержка одаренных учеников;
формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;
повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;
эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;
целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;
образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;
создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.
Задачи:
совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,
создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;
практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;
знакомство с современными информационными технологиями;
развитие алгоритмического мышления;
вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;
воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.
Реализация мероприятий программы позволят:
создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к Ученику и его развитию;
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;
очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.
Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными учащимися;
работа в кружках;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
исследовательская деятельность .
План работы
№ | Содержание работы | Сроки |
1 | Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми | Сентябрь |
2 | Составление списков одарённых учащихся | Сентябрь |
3 | Планирование работы | Сентябрь |
5 | Еженедельные индивидуальные и групповые занятия 3-4 класс «Занимательный компьютер» 1 класс «Мышонок» | в т.г. с сентября с февраля |
| Организация школьного этапа олимпиады по информатике | октябрь |
| Участие в 1 Всероссийской дистанционной олимпиаде по информатике для 5-6 классов (Поздеев Павел) | 10.09.2019-25.12.2020 |
7 | Участие в конкурсах творческих работ Всероссийский конкурс прикладного творчества «Когда часы двенадцать бьют» (Поздеев Илья, Поздеев Павел) | 04.12.2019 - 04.02.2020 |
10 | Школьный конкурс исследовательских работ «Роль социальных сетей в жизни современного общества» Афанасьева Анастасия, Осоткина Алёна, Кычкова Алёна | в т.г. |
| Участие в международной игре-конкурсе «Инфознайка» 2 класс (8 человек) 3 класс (6 человек) 4 класс ( человек) 5 класс (2 человека) 6 класс (5 человек) 7 класс (4 человека) 8 класс (2 человека) 9 класс (4 человека) | 31.01.2020 |
11 | Участие во 2 всероссийской дистанционной олимпиаде по информатике | 5.02.2019-16.05.2020 |
| Школьный конкурс на лучший компьютерный рисунок среди учащихся кружков «Мышонок», «Занимательный компьютер» | Апрель, Май |
12 | Подведение итогов | Май |