
План самообразования
на 2013-2018 уч.г.
учителя начальных классов
Кудайбергеновой Ляззат Бакытовны
І. Сведения об учителе
ФИО | Кудайбергенова Ляззат Бакытовна |
Дата рождения | 11.01.1984 |
Образование | высшее |
Учебный год | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Категория | вторая | вторая | вторая | вторая | |
Педагогический стаж | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Аттестация | | | | | 2017-2018 |
Нагрузка | 22 | 27 | 27 | 19 | |
Методическая проблема школы | Личностно-ориентированное обучение и воспитание | Личностно-ориентированное обучение и воспитание | Повышение качества образования на основе конструктивистской теории обучения | Повышение качества образования на основе конструктивистской теории обучения | Повышение качества образования на основе конструктивистской теории обучения |
Методическая тема МО начальных классов | Развитие познавательных интересов через интеграцию активных форм обучения | Развитие познавательных интересов через интеграцию активных форм обучения | Развитие познавательных интересов через интеграцию активных форм обучения | Развитие познавательных интересов через интеграцию активных форм обучения | |
Тема самообразования | Развитие критического мышления учащихся | Развитие критического мышления учащихся | Развитие критического мышления учащихся | Развитие критического мышления учащихся | Развитие критического мышления учащихся |
Пояснительная записка
Мышление начинается с удивления. ( Аристотель )
Технология развития критического мышления, которая появилась в системе образования способствуюет развитию метапредметных умений. Эта идея нашла свое отражение в методических пособиях С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева, И.В. Муштавинской. Авторы технологии – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.
Важным в данной технологии является следование трем фазам:
1.Вызов. 2.Осмысление. 3.Рефлексия.
Цель данной образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Метапредметные результаты зависят от сформированности универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Таким образом, в процессе работы по фазам технологии развития критического мышления учащийся понимает ценность своей работы, чувствует единение с другими и ее значимость. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению, что помогает решать проблемы в реальных жизненных ситуациях..
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Мои ученики принимают активное участие на разных этапах урока, при выполнении заданий которых применяются метапредметные умения.
Актуальность темы
Педагогическая технология развития критического мышления.
а) Ведущие целевые ориентации. Педагогическая технология развития критического мышления выделяет целевые ориентации:
Мотивация к учению.
Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.
Развитие рефлексивного мышления.
Формирование обобщений.
б) Цель применения технологии развития критического мышления:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения). Для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов - насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата.
В процессе использования технологии развития критического мышления формируется самостоятельное мышление, ученик вооружается методами и способами самостоятельной работы, получает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик” позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Самообразование, мотивы, этапы, достижения
Основные направления, в которых я должна совершентсвоваться и заниматься самообразованием:
Действия и мероприятия:
І. Профессиональное
1. Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.
4.Успешно проходить аттестацию на категорию.
5. Разработать рабочие программы по своим предметам.
ІІ. Психолого-педагогические
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
ІІІ. Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приѐмами обучения.
3.. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
4. Организовать работу с одарѐнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, округа через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
Информационно-технологические технологии
.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии..
3. Создание УМК
Охрана здоровья
1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Диагностический
Изучение литературы по «Технологии развития критического мышления» и имеющегося опыта
2013-2018 г.
Накопление теоретического материала.
Прогностический
Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на внедрение технологии развития критического мышления
Прогнозирование результатов
2013-2018 г.
1)Изучение, апробация ТРКМ в педагогической деятельности
2) Разработка уроков, самоанализ уроков.3) Выступление с опытом работы на ШМО, РМО
3) Публикация опыта работы в методических сборниках, брошюрах.
Практический
Применение технологии развития критического мышления ( структуры урока, приёмов, таблиц, стратегий) с целью апробации и накопления опыта в педагогической практике.
Внедрение опыта
2013-2018 г.
Применение с целью апробации приёмов технологии ТРКМ: «Синквейн», «Чтение с остановками», «Инсерт», «Плюс, минус, интересно», «Шесть шляп мышления»; таблиц – «ЗХУ», «Концептуальная таблица» «Сравнительная таблица», «Кластер» и др..
Разработка и проведение открытых уроков в данной технологии для ШМО, РМО. Самоанализ практического опыта работы. Изучение Копилки лучших уроков (по данной технологии)
Обобщающий
Подведение итогов.
Оформление результатов работы.
2013-2018 г.
1.Открытые уроки для ШМО
2.Выступление с презентацией опыта работы ШМО, РМО
3.Участие в конкурсах уроков
Внедренческий
Распространение опыта работы
2013-2018 г.
1.Публикация опыта работы в сборниках, методической литературе.
2. Выступление с опытом работы на региональном уровне (курсы повышения квалификации, научно – практические конференции
3. Участие в конкурсах по инновационным технологиям
Используемая литература для работы по данной теме:
1. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб, 2003. – с. 17 – 28.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М: Просвещение, 2004. – с. 5 – 62.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя.- СПб, 2009.- с.7 – 55.
4. http://standart.edu.ru/
5. lib.1september.ru›2003/16/1.htm