МОУ Куандинская СОШИ №4
План
по самообразованию учителя биологии
Морозовой М.В.
«Заучить наизусть
можно только таблицу умножения,
все остальное в этой жизни
нужно понять»
Анкета учителя:
Образование: высшее, окончила в 2000г Благовещенский государственный педагогический университет имени Калинина.
Специальность учитель биологии и химии
Квалификационная категория – высшая
Курсы повышения квалификации:
- ИРО Забайкальского края «Реализация ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» 24ч19.09.2016-23.09.2016;
-АНО ДПО «УрИПКиП» «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС» 108ч г. Пермь 28.11.2018-10.01.2019;
-Центр развития человека «Успешный человек будущего» по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в образовательной организации» 16 часов 2018 г.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Методы и приемы формирования познавательных ууд на уроках биологии».
Актуальность.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов жизни. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
ФГОС ООО рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.
Функции УУД
обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
Познавательные УУД являются одним из типов универсальных учебных действий, включающих помимо еще регулятивные и коммуникативные.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его способностей и личностных качеств.
передо мной стоят проблемы:
как организовать учебную деятельность учащихся;
как правильно сформулировать цель и учебные задачи урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных компетенций.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.
Компоненты овладения знаниями при формировании познавательных УУД:
-Восприятие информации.
-Анализ полученной информации.
-Запоминание (создание образа).
-Рефлексия
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Моя позиция как учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план, таблица, конспект.
Оценочное действие – у меня получится! Я смогу!
Цель:
-освоение и внедрение методов и приемов формирования познавательных ууд на уроках биологии для повышения мотивации и качества знаний учащихся классов (ФГОС 5-9) в 2016-2021г.
Задачи:
Изучение методической литературы и опыта по формированию познавательных УУД на уроках биологии.
Внедрение методов и приемов формирования познавательных УУД в учебную деятельность.
Обобщение педагогического опыта на данную тему ожидаемые результаты:
повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить программы и учебники, выявить их особенности и требования. Автор линии: В.В. Пасечник 2.Познакомиться с системно-деятельностной технологией через предметные издания и Интернет. 3.Систематически следить за новыми идеями в журналах «Биология в школе» и «Первое сентября». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии. | 2015-2020г регулярно регулярно каждые три года |
Психолого-педагогическое | Развивать свои знания в области современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методическое | 1.Следить за изменениями в содержании предметной области биологии 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии. 3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей естественно - научного цикла. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, муниципального района, РФ через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу презентаций уроков, интересных приемов и находок на уроке и обновлять ее. 9. Разработать программы курсов по выбору и элективных курсов по биологии. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно регулярно регулярно ежегодно регулярно регулярно регулярно регулярно систематически |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | регулярно |
Здоровьесберегающие технологии | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, не забывать про физ.зарядки и паузы. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. | регулярно |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2016 | 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла. 3.Изучение литературы. |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2016 | Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | 2016-2020 | Разработка уроков с использованием приемов формирования познавательных УУД. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2020-2021 | Прошла курсы повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС» 108ч г. Пермь 28.11.2018-10.01.2019;1. 2.Выступление на пед.совете «Работа с текстом как одна из форм формирования познавательных УУД» 3. Оформление темы самообразования на персональном сайте |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2021 | 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» 2. Оформление темы самообразования на персональном сайте |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучить педагогические программные средства по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрить и использовать в своей практике новых технологий обучения таких как (эти технологии я уже использую):
ТИОТ-технология индивидуальной образовательной траектории. Помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Требует много работы на первых этапах, потом процесс обучения идет только с консультационной помощью учителя.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод запутанных логических цепочек строится на основе использования биологического материала с ошибками, которые учащиеся должны найти, «распутать» и сформулировать правильные утверждения.
Метод структурирования учебного материала. Очень старый метод, но позволяет учащимся большой объем материала построить в виде схемы, конспекта, таблицы, кластера.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.
Есть три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:
-представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.
-применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).
-это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных энциклопедий и т.д.)..
Применяю также игровые технологии. Они актуальны для детей среднего возраста, и помогают легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее.
Очень люблю диктанты по терминам. Если ученик не будет знать термин, его латинские или греческие корни, он не сможет быть успешным по биологии. Биология- наука терминов.
Тестовые работы, дифференцированные по уровню сложности тоже использую.
Они позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.
Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета с 2016 по 2021г, успеваемость по предмету до 100%.
Разработать и провести и открытые уроки, используя технологии формирования познавательных ууд.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования разместить на персональном сайте.