СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования учителя биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План самообразования учителя биологии»


МОУ Куандинская СОШИ №4


План

по самообразованию учителя биологии

Морозовой М.В.

«Заучить наизусть

можно только таблицу умножения,

все остальное в этой жизни

нужно понять»


Анкета учителя:

Образование: высшее, окончила в 2000г Благовещенский государственный педагогический университет имени Калинина.

Специальность учитель биологии и химии

Квалификационная категория – высшая

Курсы повышения квалификации:

- ИРО Забайкальского края «Реализация ФГОС и адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ» 24ч19.09.2016-23.09.2016;

-АНО ДПО «УрИПКиП» «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС» 108ч г. Пермь 28.11.2018-10.01.2019;

-Центр развития человека «Успешный человек будущего» по программе «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему в образовательной организации» 16 часов 2018 г.




Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Методы и приемы формирования познавательных ууд на уроках биологии».


Актуальность.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов жизни. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно – деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

ФГОС ООО рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.


Функции УУД

  • обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области


Познавательные УУД являются одним из типов универсальных учебных действий, включающих помимо еще регулятивные и коммуникативные.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его способностей и личностных качеств. 

передо мной стоят проблемы:

  • как организовать учебную деятельность учащихся;

  • как правильно сформулировать цель и учебные задачи урока и обеспечить их достижение;

  • какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

  • какие методы и средства обучения выбрать;

  • как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных компетенций.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.

Компоненты овладения знаниями при формировании познавательных УУД:

-Восприятие информации.

-Анализ полученной информации.

-Запоминание (создание образа).

-Рефлексия

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Моя позиция как учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.

  • Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

  • Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

  • Учебное действие –  действие по созданию образа.

  • Образ – слово, рисунок, схема, план, таблица, конспект.

  • Оценочное действие – у меня получится! Я смогу!

Цель: 

-освоение и внедрение методов и приемов формирования познавательных ууд на уроках биологии для повышения мотивации и качества знаний учащихся классов (ФГОС 5-9) в 2016-2021г.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы и опыта по формированию познавательных УУД на уроках биологии.

  2. Внедрение методов и приемов формирования познавательных УУД в учебную деятельность.

  3. Обобщение педагогического опыта на данную тему ожидаемые результаты:

повышение качественной успеваемости и уровня обученности учащихся по биологии.

 



Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1.Изучить программы и учебники, выявить их особенности и требования.

Автор линии: В.В. Пасечник

2.Познакомиться с системно-деятельностной технологией  через предметные издания и Интернет.

3.Систематически  следить за новыми идеями в  журналах «Биология в школе» и «Первое сентября».

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей биологии.


2015-2020г 

 

 

 регулярно

 

регулярно




каждые три года

Психолого-педагогическое

Развивать свои знания в области современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методическое

1.Следить за изменениями в содержании предметной области биологии

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения биологии.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей естественно - научного   цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, муниципального района, РФ через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу презентаций уроков, интересных приемов и находок на уроке и обновлять ее.

9. Разработать программы курсов по выбору и  элективных курсов по биологии.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 

регулярно

 

 

 

регулярно

 

 

регулярно

 

 

ежегодно

 

 

 регулярно

 

 регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

  

систематически 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.


регулярно


 


Здоровьесберегающие технологии

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, не забывать про физ.зарядки и паузы.

2. Пропагандировать здоровый образ жизни.


 регулярно











ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2016

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла.

3.Изучение литературы.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2016

Выступление на заседании школьного МО учителей естественно-научного цикла.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2016-2020

Разработка уроков с использованием приемов формирования познавательных УУД.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2020-2021

Прошла курсы повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС» 108ч г. Пермь 28.11.2018-10.01.2019;1.

2.Выступление на пед.совете «Работа с текстом как одна из форм формирования познавательных УУД»

3. Оформление темы самообразования на персональном сайте

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2021

1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок»

2. Оформление темы самообразования на персональном сайте

 

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучить педагогические программные средства по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрить и использовать в своей практике новых технологий обучения таких как (эти технологии я уже использую):


 ТИОТ-технология индивидуальной образовательной траектории. Помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Требует много работы на первых этапах, потом процесс обучения идет только с консультационной помощью учителя.


Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод запутанных логических цепочек строится на основе использования биологического материала с ошибками, которые учащиеся должны найти, «распутать» и сформулировать правильные утверждения.

Метод структурирования учебного материала. Очень старый метод, но позволяет учащимся большой объем материала построить в виде схемы, конспекта, таблицы, кластера.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

В процессе преподавания столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Замотивировать обучающихся на более продуктивную работу по предмету возможно при внедрении на уроках ИКТ - технологий.

Есть три основных формы работы с ИКТ на уроках биологии:

-представление учебного материала в форме презентаций, образовательного программного обеспечения и т.д.

-применение информационных технологий для организации самостоятельной работы учащихся (электронные учебные пособия, обучающие сайты, тренажеры).

-это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование электронных  энциклопедий и т.д.)..

Применяю также игровые технологии. Они актуальны для детей среднего возраста, и помогают легче адаптироваться обучающимся при переходе из начального звена школы в среднее.

Очень люблю диктанты по терминам. Если ученик не будет знать термин, его латинские или греческие корни, он не сможет быть успешным по биологии. Биология- наука терминов.

Тестовые работы, дифференцированные по уровню сложности тоже использую.

Они позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность  систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них  установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их.

Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы.

Технологизация личностно - ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля над личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного обучения.

Предполагаемые результаты самообразования  

  • Повысить качество преподавания предмета с 2016 по 2021г, успеваемость по предмету до 100%.

  • Разработать и провести и открытые уроки, используя технологии формирования познавательных ууд.

  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отсчитываться о результатах работы над темой на МО.

  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  разместить на персональном сайте.