СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования "Знакомство с малой родиной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План самообразования "Знакомство с малой родиной"»

МБДОУ «Детский сад №18 «Паровозик»















План по самообразованию

«Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малой Родиной»

















Выполнила воспитатель

Осина Александра Николаевна



г. Нижний Новгород

2021-2023



Актуальность. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края.

В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей, сформированность которых является показателем целостной личности. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, потому как на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осознанного чувства патриотизма и любви к Малой Родине, как части Родины большой. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1.   повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;

  2. пробудить интерес к истории и культуре родного края;

  3. формировать чувства привязанности к своему городу, детскому саду, своей семье через любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;

  4. изучение эффективных форм работы с детьми и родителями;

  5. разработка конспектов разных форм работы с детьми и родителями по теме;

  6. обогащение предметно-развивающей среды по данному направлению работы.

  7. воспитать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики России, родного края; познакомить с гербом района.

  8. воспитывать чувство патриотизма и гордость за свою страну в целом; представление о героизме.

Срок реализации: 3 года, конец – период наступающей аттестации.

  • Предполагаемый результат: обогащение развивающей среды, повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования. Систематизация и закрепление знаний детей об истории Нижнего Новгорода - малой Родины, традициях и образе жизни человека.

  • Возникновение интереса у детей к истории и достопримечательностям Нижнего Новгорода.

  • Совместная творческая деятельность с родителями помогла развитию познавательных способностей ребенка, формированию его жизненных ориентиров.





2020-2023 учебный год

Задачи

Содержание работы

Сроки

Повышение уровня знаний воспитателя

Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по теме самообразования (приложение список использованной литературы).


Обзор в интернете информации по теме (ресурсы сети Интернет патриотической направленности):

  1. https://живаяистория-россии.рф

  2. https://patriot.menobr.ru

Ресурсы сети Интернет по проблематике патриотического развития дошкольников:

  1. nsportal.ru

  2. infourok.ru

  3. www.maam.ru

  4. teacherjournal.ru

  5. dochkolenok.ru

Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег, обмен опытом с коллегами.


Проведение открытых встреч и занятий для анализа со стороны коллег.


Общение с коллегами в детских садах, районе, городе и в интернете, изучение их опыта работы.


Участие в конкурсах, проводимых в детском саду.

В течение учебных 2020-2023 лет



Сроки

Задачи

Содержание

Выход

Первый год

Сентябрь

Анализ нормативно-правовой базы по теме «Знакомство с малой Родиной»

Изучение литературы по теме «Знакомство дошкольников с малой Родиной»

Заполнение анкет, опросников, заметок, конспектов.

Октябрь

Анализ теоретической основы, программ, пособий по данному направлению

Изучение требований Закона «Об образовании», ФГОС ДОО, программ Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

Ноябрь

Изучение уровня знаний по теме «Малая Родина» детей

Мониторинг уровня знаний детей через наблюдение, анкетирование, опросы.

Декабрь

Знакомство детей с русской избой, колыбельными и народными песнями на занятиях, в дидактических играх.

Январь

Февраль

Изучение потребностей родителей в осуществлении данной работы

Анкетирование родителей по изучению опыта семей в вопросах воспитания нравственных представлений о малой Родине.


Март

Апрель

Пополнение РППС

Изготовление книжек «Мой дом, мой город», макета Нижегородской ярмарки.

Книжки «Мой дом, мой город», макет Нижегородской ярмарки.

Май

Второй год

Сентябрь


Мониторинг заинтересованности родителей изучаемой проблемой.

Беседа на тему «Моя семья», «Мой дом - моя крепость». Рассматривание уголка в группе «Моя Родина». Подбор дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Оформление опросников.

Создание мини альбомов «Моя семья»

Октябрь


Беседа «Улица, на которой я живу», «Мой город, в котором я живу», «Мой район», знакомство с символикой Нижнего Новгорода и Канавинского района, с достопримечательностями Канавинского района.

Дидактическая игра «Найди герб Нижнего Новгорода», «Найди герб Канавинского района», альбом «Достопримечательности Канавинского района»

Ноябрь


Беседа на тему «Профессии наших мам». Изготовление тематического альбома «Профессии наших мам».

Продолжаем знакомиться с достопримечательностями Нижнего Новгорода.

Родительская гостиная «Мамин пирог»

Альбом «Профессии наших мам»

Конспект родительской гостиной

Выставка рисунков «Триколор – флаг России»

Декабрь


Беседа «Как город готовится к Новому году», «Театры Нижнего Новгорода».

Создание презентации «Театры Нижнего Новгорода», альбома «Как мы ходили в театр»

Январь


Ознакомление с традициями и обычаями русского народа. Рассматривание мини музея «Русская изба». Ознакомление с различной росписью Нижегородского края (хохломская, городецкая, полхов-майданская)

Дидактические игры «Собери узор» (по мотивам городецкой росписи), «Декоративные тарелочки», выставка детских работ по мотивам городецкой росписи.

Февраль


Беседа на тему «Наша армия», «Спортивные объекты и мероприятия в Нижнем Новгороде» в Нижнем, игра – путешествие «Путешествие по спортивным объектам»

Создание фотовыставки «Мы любим спорт». Ознакомительная презентация со спортивными объектами (стадион, ФОК, дворец спорта, вело дорожки, площадки для скейтбордов, катки на свежем воздухе зимой). Выставка рисунков "Мой любимый вид спорта"

Март


 Знакомство с знаменитыми нижегородцами. Демонстрация мультфильма «Максим Горький – детям», "Воробьишка"

Альбом «Известные люди Нижнего Новгорода»

Выставка рисунков-иллюстраций к просмотренному мультфильму.

Апрель


Беседы «Нижегородский транспорт», «Памятники Нижнего Новгорода». Знакомство с Нижегородским Кремлем.

Игра – ходилка «Путешествие по Нижнему Новгороду»

Презентация «Удивительные места города»

Дидактическая игра «Башни нижегородского Кремля»

Май


Беседа на тему «День победы», «Нижний Новгород – город трудовой славы», «Нижний Новгород в годы войны», знакомство с промышленностью Нижнего Новгорода. Создание методической разработки: экскурсия по Нижнему Новгороду.

Компьютерная презентация «Нижний Новгород».

Лото «Нижний Новгород»

Третий год

Сентябрь

Мониторинг уровня знаний детей по теме «Знакомство с городом Нижний Новгород»

Создание лэпбука «Любимый Нижний Новгород»

Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимый Нижний Новгород»

Организация семейной выставки рисунков «Русский народный фольклор»

Оформление сообщения по теме к ПС.

Выступление на педсовете.

Октябрь

Ноябрь



Список использованной литературы:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования - М: ТЦ Сфера, 2023

  2. Буре Р.С. "Социально-нравственное воспитание дошкольников" для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

  3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. "Этические беседы с дошкольниками" для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

  4. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова "Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа" (для занятий с детьми 5 – 6 лет) - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

  5. Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова "Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа" (для занятий с детьми 6 – 7 лет) - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020

  6. Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша Родина – Россия» Беседы и сказки для детей. Методическое пособие – М: ТЦ Сфера 2023

  7. Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М: ТЦ Сфера 2023

  8. Шорыгина Т.А. Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны. – М: ТЦ Сфера 2023